Поляков, Евгений Валентинович
- 1 year ago
- 0
- 0
(Е-Е) Евгений Козлов (в латинской транскрипции (E-E) Evgenij Kozlov) — российский художник, член группы художников-нонконформистов « Новые художники » (Ленинград, 1982—1989), живёт в Берлине. С 2005 г. подписывает работы исключительно псевдонимом «Е-Е».
В 1978 году Евгений Козлов примыкает к авангардистской группе , сформированной художником Борисом «Бобом» Кошелоховым в 1977 году . В 1982 году становится одним из первых участников группы «Новые Художники», созданной Тимуром Новиковым , который, как и он, входил до этого в состав «Летописи» . Участвует практически во всех групповых выставках «Новых Художников», прежде всего в галерее «АССА». В 1984 году здесь же проходит его первая персональная выставка . На особую роль, которую художник играет в группе этого периода, обратила внимание искусствовед Е. Андреева: «Он [Тимур Новиков] отходит от „дикости“ под воздействием строгого стиля Евгения Козлова.»
В 1980-е годы фотографирует своих друзей, многие из которых известны сегодня как знаковые фигуры российской культуры, в их числе художники Георгий Гурьянов , Олег Котельников, Владислав Мамышев , Тимур Новиков , Вадим Овчинников, Инал Савченков, Иван Сотников, Евгений Юфит , музыканты Олег Гаркуша , Сергей Курёхин , Наталья Пивоварова , Виктор Цой , Новые композиторы Игорь Веричев и Валерий Алахов и многие другие. Фотографии выполняют функцию эскизов, помогая «фиксировать окружающую жизнь с целью дальнейшей её интерпретации, то есть открывать внутреннюю сущность человека» . С перспективы сегодняшнего дня эти фотографии, являющиеся частью творческого процесса автора, одновременно представляют собой ценный документальный материал о художественной жизни Ленинграда 1980-х годов.
С 1989 по 1991 год мастерская художника «Русскоее Полее» на наб. реки Фонтанки, 145 — популярное место встречи ленинградских и зарубежных художников и кураторов . В 1990 году здесь проходит совместная художественная акция австрийского акциониста Вольфганга Флатца и Евгения Козлова . В том же году в ателье происходит знакомство с берлинским искусствоведом и куратором Ханнелорой Фобо, ставшей впоследствии супругой художника .
Начиная с 1991 года подолгу бывает в Германии, участвует в художественных проектах в Германии и Франции. На выставке «Путь слонов цвета охры» (Der Weg der ockerfarbenen Elefanten /Le passage des éléphants ocres) в Гамбурге и Шербуре в августе 1991 года представляет гротескную серию из 21 рисунка «Ленинская эротика» и крупномасштабные полотна из серии «Новая классика», которые критика характеризует как самобытные, яркие произведения, выдерживающие любое сравнение . В 1993 г. переезжает в Берлин.
При поддержке фирмы «Отис» арендует совместно с Ханнелорой Фобо в 1994 году фабричный этаж площадью 400 м² для мастерской «Русскоее Полее 2». Большая площадь позволяет художнику развить свои идеи как в крупных форматах, так и в масштабных тематических сериях и циклах . Одним из таких проектов становится выставка-инсталляция «Миниатюры в раю» вокруг берлинской Колонны победы в июне 1995 года. Поднятые на флагштоках «Миниатюры» представляют собой шестнадцать оригинальных картин на ткани размером 5×2 м, на которых варьируются темы ангелов и образы Петербурга и Берлина .
«Русскоее Полее 2» занимает прочное место в художественном ландшафте Берлина. На протяжении всех 14 лет существования мастерской в ней проводятся, помимо персональных выставок Евгения Козлова, различные мероприятия, в том числе выставки российских художников, концерты современной академической и популярной музыки, вечеринки и т. д .
В 1998 году по заказу земельного парламента Берлина пишет портрет М. С. Горбачёва для галереи почётных граждан Берлина в здании парламента . В 1999 году приглашён в качестве художественного руководителя акции в честь 10-летия падения Берлинской стены, устроенного фестивалем «Eurochocolate» города Перуджа, во время которой разрисовывает с берлинскими школьниками 12-метровую стену из 8 тонн шоколада, воздвигнутую итальянскими кондитерами на Потсдамской площади .
Важным этапом творческой биографии художника становится издание «Ленинградского альбома» с эротическими рисунками юноши (108 из 256 сохранившихся) в 2003 году . Годом позже книга попадает в руки кураторов 4-й Берлинской биеннале современного искусства Маурицио Каттелана, Массимилиано Джони и Али Суботника. В 2007 году они публикуют несколько рисунков в своей книге «Charley 05», включив Евгения Козлова в список 100 «выдающихся художников-одиночек» .
Особо глубокое впечатление рисунки производят на Массимилинао Джони, который отбирает 150 рисунков для выставки «Остальгия» в нью-йоркском New Museum в 2011 году, считая их отправной точкой всей выставки . Став в 2013 году куратором 55-й Венецианской биеннале , Джони включает эти рисунки в экспозицию «Энциклопедического дворца», основной выставки Биеннале . Рисунки вызывают большой интерес у посетителей выставки: первая партия книг «Ленинградского альбома» распродаётся в книжном магазине павильона за два дня .
В 2008 году начинает большой цикл «Век ХХ» — серии, насчитывающий сегодня более 450 листов графики и столько же так называемых «лайт-боксов» — рисунков на полупрозрачной бумаге .
В 2009 году художник определяет главное течение современного искусства как «Chaose Аrt», к которому причисляет и часть своего творчества. Это искусство характеризуется отсутствием изначального эскиза и плана, смысл которого организуется и строится в процессе исполнения, направленного на создание новой гармонии. В числе лучших представителей этого «универсального стиля ХХ и XXI веков» Евгений Козлов называет таких художников как Василий Кандинский , Пауль Клее , Жоан Миро , Жан-Мишель Баския , Зигмар Польке , Нео Раух и некоторых других. Понятие восходит к слову «хаос» (chaos), а последняя буква «е» — по аналогии с английским «house» — выражает ритмику этого направления, вызывающего как у автора произведения, так и у зрителя объемное переживание, сравнимое с ощущением внутреннего движения и воспринимаемое как чувство глубины и свободы .