Interested Article - Строгановская дача

Стро́гановская дача ( Стро́ганова дача , Стро́ганов(ский) сад , Стро́ганов(ский) парк ; использовалось также написание Стро́гоновский ) — местность на Выборгской стороне Санкт-Петербурга , вблизи места впадения Чёрной речки в Большую Невку , принадлежавшая с середины XVIII до начала XX века баронам-графам Строгановым . С юга ограничена Большой Невкой , с востока и севера — Чёрной речкой , с запада — парком при даче Салтыковой . Сами владельцы называли эту местность «мыза Мандурова».

В узком смысле Строгановской дачей называлось также главное здание этого имения.

История дачи, XVIII—XIX века

Первым владельцем этой местности «мерою по обеим сторонам 120 и поперечнику 97 сажен» был дипломат петровского времени Савва Лукич Владиславич-Рагузинский . Затем загородный дом с подсобными строениями и садом перешёл по наследству к его племяннику, иллирийскому графу М. И. Владиславичу, у которого эту территорию напротив Каменного острова приобрёл в 1743 году барон Сергей Григорьевич Строганов .

Павильон Ринальди со стороны Большой Невки (художник Ж. Б. де ла Траверс, 1790)

В 1754 году Антонио Ринальди построил в парке павильон (иногда, как и более поздняя постройка на этом месте, называемый «Строгановской дачей»), который очертаниями и композицией напоминал павильон Катальная горка — наиболее знаменитое сооружение Ринальди в Ораниенбауме , но был выстроен на десятилетие раньше императорской резиденции. Вероятно, тогда же, в 1750-е годы, Ринальди провёл работы по благоустройству местности: устроил пруд, в центре которого располагалась мраморная скульптура Нептуна , стоящего на морских конях ( гиппокампах ). Предполагают, что эта скульптурная группа изваяна итальянским мастером в конце XVII века. В настоящее время статуя Нептуна (без коней), напоминающая первоначальный проект Бартоломео Растрелли , по которому была выполнена в 1737 году аналогичная скульптура для Петергофа , находится во дворе Строгановского дворца на Мойке , куда она была перемещена в начале XX века. После смерти С. Г. Строганова имение перешло его сыну Александру Сергеевичу Строганову . В 1772 году он расширил территорию имения, купив у графа Я. А. Брюса дом около устья Чёрной речки и соседнюю «мызу Мандарову», принадлежавшую Лунину. В 1793 году Иоганн Георги писал:

Летний дом гр. Строганова на Невке… отличается тем, что из кровли нижнего строения выходит второй высокий этаж четвероугольником, на котором стоит ещё третий шестиугольный. Тамошний лес превращён в прекрасный сад.

Никаких других сообщений о первых постройках, относящихся к этому времени, не сохранилось. Известно только, что все три садовых павильона: грот, хижина на острове и павильон Ринальди павильон на берегу Большой Невки, а также статуя Нептуна, стоявшая в центре пруда, находились на одной оси. Летом между павильоном Ринальди и мысом Каменного острова через Большую Невку наводился наплавной деревянный мост. В других местах реки местные жители и инвалиды Инвалидного дома на Каменном острове устраивали перевозы.

Новые постройки и изменения в планировке парка относятся к середине 1790-х годов, когда сын А. С. Строганова Павел Александрович , вернувшийся из-за границы, женился на С. В. Голицыной — дочери Натальи Петровны Чернышёвой (Голицыной) , послужившей А. С. Пушкину прообразом « пиковой дамы ».

В 1794 году в саду были возведены два моста. Один из них имел образ разрушенного временем древнего сооружения. Другой, напротив, был примером современной конструкции, имитируя железный мост через реку Северн ( , 1779), который был в то время чрезвычайно популярен. Мосты вели на остров, который был центром садового сценария. За советами по переустройству своего парка Строганов, вероятно, обратился к своему другу, живописцу Юберу Роберу . Следуя в своих проектах призыву Руссо «назад к природе», Робер старался стереть границу между садом и окружающей его природой, создавая извилистые дорожки, причудливых очертаний водоёмы, устраивая каскады, мостики, руины и гроты.

В 1795 году А. С. Строганов построил для сына Павла и его жены на берегу Большой Невки ансамбль из трёх павильонов: два небольших одноэтажных домика, а в центре — двухэтажный жилой дом с полукруглым балконом, увенчанный небольшим куполом. Именно в это время на месте павильона Ринальди появляется сооружение, — именно к нему обычно применяется название «Строгановская дача». Исходный проект разрабатывал Ф. И. Демерцов в палладианском стиле , он же начинал строительство, но затем граф Строганов предпочёл проект молодого и ещё никому неизвестного А. Н. Воронихина . В Русском музее в Петербурге имеется акварель из семейного альбома Строгановых. На ней французский художник Жан-Бальтазар де ла Траверс, который был дружен с семьей Строгановых, запечатлел постройку палладианского типа. С 1796 года новый проект одновременно разрабатывали Демерцов и Воронихин. Граф Строганов, вероятно, выбрал проект Воронихина. В Музее Академии художеств обнаружен чертёж Ринальди с исправлениями Воронихина. Поэтому Строгановскую дачу можно считать совместным творением итальянца Ринальди и молодых русских архитекторов .

Дача Строганова разрушена в 1908 году, но её облик запечатлел сам Воронихин на живописной картине маслом. За эту картину Совет Академии художеств в 1797 году присвоил Воронихину звание академика перспективной и миниатюрной живописи. В облике Строгановской дачи, особенно в широко расставленных колоннах бельэтажа, очевидны не только античные и ренессансные итальянские источники, но и влияние необычной архитектуры Камероновой галереи в Царском Селе , построенной Чарлзом Камероном в 1784—1787 годах .

Вид на Строгановскую дачу с Каменного острова (Б. Патерсон, 1804)

Фасад дачи выходил на Большую Невку и был украшен колоннадой. От дачи к реке вела гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров . Стены первого каменного этажа были прорезаны с обеих сторон тремя высокими проёмами арочной формы. Второй этаж был деревянным, и в его центральной части располагался зал, ориентированный параллельно набережной и предназначенный для балов и собраний. Вместо стен зал окружали сплошь остеклённые палладианские окна-двери, разделённые колоннами. В левой его части находились хоры для музыкантов. По обеим сторонам зала располагались открытые галереи с колоннадами ионического ордера . Завершалось сооружение четырьмя фронтонами , над которыми располагался пологий купол с бельведером . Для придания лёгкости постройки Воронихин в 1796 году заменил предложенные Демерцовым фронтоны и несущую коробку на кольца, гасящие горизонтальное давление купола, что позволило поставить его прямо на свод зала, а в центре сделать отверстие, то есть сформировать двойной купол. Одна из галерей выходила в сад, другая — на набережную Большой Невки. Через центральный зал нижнего этажа, служащий подножием колоннады, прообразом которой Демерцову, по-видимому, послужила Камеронова галерея в Царском Селе , можно было попасть в роскошно декорированный парк с прудами и каналами. Парк существовал при даче ещё со времён Рагузинского, однако Строгановы, став новыми владельцами мызы, перепланировали его в модном тогда регулярном стиле .

Вид на Круглый пруд со статуей Нептуна и Каменный мост в Строгановском саду (Е. И. Есаков, 1812)

Именно на этой даче проходили известные всем современникам «строгановские праздники». Описание одного из них дала французская художница Виже-Лебрен , жившая в Петербурге в 1790-е годы:

Множество барок приплывало со всех сторон… Около трёх часов мы поднялись на террасу, окружённую колоннами, где день обступал нас со всех сторон. С одной стороны можно было наслаждаться видом парка, с другой Невой, загруженной тысячами лодок, одна другой элегантнее… На этой террасе мы обедали. Обед был великолепный… Как только мы сели за стол, стала слышна музыка. Исполнялась увертюра к Ифигении в очаровательной манере… После обеда мы совершили незабываемую прогулку по саду, вечером мы снова поднялись на террасу, откуда наблюдали, как только стемнело, красивый фейерверк, который приготовил граф. Огни, отраженные в водах Невы, производили волшебный эффект.

Вид на Египетские ворота в Строгановском саду (Е. И. Есаков, 1812)

Имеется более или менее полное представление лишь о центральной части Строгановского сада. Напротив дачи находился пруд, который символизировал море — царство Нептуна. На острове в пруду — в «море» — обитала нимфа Калипсо , державшая у себя в плену Одиссея . Павильоны в саду — Мусульманский, Обелиск, Египетские ворота — олицетворяли скитания по миру главного героя после кораблекрушения, вызванного Нептуном. «Гомеровские» парковые павильоны воспроизведены на рисунках художника семьи Строгановых Е. И. Есакова .

М. И. Пыляев , описывая позднее достопримечательности Строгановской дачи, писал, что

…в саду у Строганова хранились замечательные произведения искусства: две большие статуи Геркулеса и Флоры Фарнезских, стоявшие по сторонам террасы дома, и древняя фигура точильщика, правда, обезображенная временем. При входе на дачу лежали два сфинкса, а по бокам ступеней — два больших кентавра, затем несколько ваз, а на пруду — фигура Нептуна с трезубцем.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812)
Фасад Строгановской дачи в начале XX века

Дача молодого поколения Строгановых была отделена от участка, принадлежавшего графу А. С. Строганову, каналом, пролегавшим почти точно с севера на юг и соединявшим воды Чёрной речки и Большой Невки. Неподалёку от этой дачи, на берегу круглого пруда, располагался приобретённый Строгановым-старшим саркофаг , который известен под названием «гробница Ахиллеса » или «гробница Гомера ». Ныне этот саркофаг находится зале Юпитера Государственного Эрмитажа (римский саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе», II—III в. н. э.) . Объясняя одно из этих названий, граф-отец писал:

В первую турецкую войну , когда русское оружие торжествовало на морях, Домашнев, русский офицер, командовавший десантным войском, нашёл на одном из Архипелагских островов саркофаг, привёз его в Россию и подарил мне. При виде этого памятника я не смог не воскликнуть: не памятник ли это Гомеру? С тех пор все заключили, что я владею гробницей Гомера.

В саду Строганова была устроена библиотека, которая просуществовала только один год, поскольку многие брали книги домой и не возвращали.

В 1811 году, когда владельцем дачи стал П. А. Строганов, Воронихин несколько изменил спуск к реке, пристроив лестницу и уничтожив пристань.

В 1827 году, в связи со переносом Строгановского моста и созданием дороги, ведущей от него (ныне улица Академика Крылова ), Строгановский парк разделился на две части. Западная часть сада — бывшая «Мандорова мыза», стала собственностью дочерей С. В. Строгановой — Елизаветы и Аглаиды (в замужестве Салтыковой и Голицыной). Там располагался особняк, известный ныне как « Дача Салтыковой », принадлежавший первой из дочерей. Вторая владела деревянным домом, который располагался ближе к Большой Невке и до нашего времени не сохранился. Западную оконечность Строгановского сада с дачей Салтыковой до середины XX века ограничивал полукруглый Ферзин переулок (вошёл в состав ул. Савушкина ), название которого, по-видимому, связано с фамилией третьей дочери — Ольги, вышедшей замуж в 1829 году за ротмистра Кавалергардского полка Павла Карловича Ферзена.

История территории дачи, XX—XXI века

В 1898 году дача была превращена в доходный дом. В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. Впоследствии дача была разобрана.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году :

Круглый пруд на территории Строгановской дачи в начале XXI века

На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг. На остатках другого пруда статуя Нептуна, заколоченная в подобие собачьей будки. В восточной части парка сохранились рощи и между ними обелиск из плиты, по преданию, памятник собаки графа А. С. Строганова.

В начале XX века в восточной части сада появилось несколько предприятий. Крупнейшим из них был филиал Русско-Балтийского вагонного завода , который выпускал самолёты Сикорского .

В 1938—1941 годах в юго-западной части Строгановском сада было сооружено монументальное здание Военно-морской академии . К востоку от здания сохранились остатки сада с небольшим прудом. Далее на восток находятся несколько жилых зданий, а вблизи устья Чёрной речки (Ушаковская наб., д. 65) ранее располагался НИИ Технологии, а ныне построен элитный жилой комплекс «Риверсайд» .

Галерея

Примечания

  1. Кузнецов С. О. За колоннадой Казанского собора: А. Н. Воронихин как архитектор Дома Строгоновых // Андрей Никифорович Воронихин. Мастер, эпоха, творческое наследие. — СПб.: Коломенская ВЕРСТА, 2010. — С.33—34
  2. Власов В. Г. . Греко-италийские источники архитектуры романтического классицизма рубежа XVIII—XIX веков // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 180—191
  3. . www.ntv.ru .
  4. В. Я. Курбатов. от 10 февраля 2011 на Wayback Machine .
  5. от 13 мая 2009 на Wayback Machine .
  6. Traore, Monzon . setlgroup.ru . Дата обращения: 22 июня 2022. 22 июня 2022 года.

Литература

  • Приморский район Санкт-Петербурга. История и современность. — Алетейя, 2007. — 1000 экз. ISBN 978-5-903354-71-9 .
  • С. О. Кузнецов. // Наше Наследие, № 61 (2002).
  • Кузнецов С. О., Максимова А. В. Новые материалы о жизни Строгановской дачи в XIX веке // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 154—157.
  • Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. 2000. № 1—2. С. 74—77.
  • Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея» на Чёрной речке // Наше Наследие, № 61 (2002)
  • Кузнецов С. О. Роскошная ошибка. История приобретения графом А. С. Строгановым римского саркофага // «Золотой осьмнадцатый …». Русское искусство XVIII в. в современном отечественном искусствознании. Сб. статей. Под ред. Т. В. Ильиной и др. СПб., 2006. C. 144—154.
  • Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгановых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. СПБ.: Нестор, 2006—447 с. — ISBN 5-303-00293-4 .
  • Кузнецов С. О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. — СПб: Коло, 2012. — 304 с. — ISBN 978-5-901841-94-5 .
  • А. Д. Ерофеев , А. Г. Владимирович . Скверы, сады и парки Петербурга. Зелёное убранство Северной столицы / Оформление: худ. Е. Ю. Шурлапова; автор идеи Д. Шипетин, руководитель проекта Э. Сироткин; ответственный за выпуск Л. И. Янцева, редактор М. Е. Устинов, корректор О. Ю. Ващенок, вёрстка Е. В. Новгородских, Т. А. Шамаева. — М., СПб.: Центрполиграф, Русская тройка-СПб, 2015. — С. 331—332. — 415 с. — (Всё о Санкт-Петербурге). — 2000 экз. ISBN 9785227059987 .
Источник —

Same as Строгановская дача