Ланская, Валерия Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Валерия Дьенеш ( венг. Dienes Valéria , урожд. Валерия Гайгер (Geiger); 25 мая 1879 , Сексард — 8 июня 1978 , Будапешт ) — родоначальница свободного танца и танца модерн в Венгрии . Изучала математику, философию и эстетику в Католическом университете Петера Пазманя , занималась психологией в Сорбонне , где её профессорами были Анри Бергсон и Пьер Жане ; получила степень доктора философии. Опубликовала две книги по психологии, став, тем самым, у истоков этой науки в Венгрии. Переводила труды Бергсона.
Особое влияние на неё оказал танец Айседоры Дункан , чьи первые сольные концерты состоялись в Будапеште в начале XX века , и гимнастика брата Дункан Раймонда. Дьенеш, с её психолого-эстетическим образованием, поняла неисчерпаемые возможности свободного танца для развития человека. За долгие годы работы в этой области — с 1912 по 1944 — ей удалось создать своё собственное направление, названное ею ( Orkesztika ), где нашлось место не только танцу , но и поэзии, истории, религии, хоровому движению, импровизации, наконец, её собственному методу преподавания. В 1915-1944 годах (за исключением эмиграции в 1919-1923) возглавляла Школу орхестики.
Валерия Дьенеш работала как танцовщица и хореограф , создавала танцы на музыку ( Барток , Бетховен и др.) и поэзию ( Михай Бабич , Рабиндранат Тагор и др.). В апреле 1917 года она поставила самый первый спектакль «венгерского свободного танца». Затем последовали «Принцесса, которая никогда не смеялась» ( 1919 , на музыку Ги Коза), танец о послевоенной жажде мира «Ожидание рассвета» ( 1925 , на средневековую греческую музыку), «Три портрета поэтов» ( 1930 ), танцы на библейские мотивы, исторические драмы — «Святой Эмерик» ( 1930 ), «Дама роз» ( 1932 ), «Судьба ребёнка» ( 1935 ) и другие.
Работу «матери-основательницы» венгерского свободного танца продолжили ученики — Шара Берчик, Ева Ковач, Гедеон Дьенеш, Агнеш Соллоши, Юдит Карман и другие. Несмотря на то, что в коммунистической Венгрии студии свободного танца были закрыты, благодаря усилиям второго и третьего поколения танцоров — традицию удалось сохранить. В 1990-е годы восстановление венгерской пластической школы стало задачей группы из Будапешта «1 More Movement Theatre» и Фонда Орхестики, созданного для сбережения культурного наследия Валерии Дьенеш.
Сын — Золтан Пал Дьенеш (1916—2014), венгерский математик, психолог и педагог .