Волнения в Западной Сахаре (2010)
- 1 year ago
- 0
- 0
Саамский бунт в Каутокейно — произошедшее в 1852 году выступление группы саамов против представителей норвежских властей в городе Каутокейно на севере Норвегии . Это редкий случай протеста против эксплуататорской политики правительства Норвегии со стороны саамов и единственная известная по документам конфронтация между саамами и норвежцами, которая привела к человеческим жертвам.
В середине XIX века среди саамов получило распространение лестадианство , которое требовало духовно чистого образа жизни и воздержания от алкоголя. Движение стало более воинственным, когда его последователи, называемые лестадианцами , обнаружили, что государственную монополию на спиртное поддерживает церковь Норвегии .
Лестадианцы сформировали свои собственные общины, независимые от государственной церкви. Их собрания проходили, судя по документальным свидетельствам, крайне эмоционально. Проповедники делали упор на чувствах верующих. Авторитет отдельных проповедников был выше, чем у представителей государственной церкви; последние винили лестандианцев в саботаже богослужений.
В это время саамы были на порядок беднее, чем норвежские поселенцы, если измерять богатство в оленях или другом скоте. Фактически они занимали более низкую ступень социальной иерархии, чем норвежцы. Особую ненависть у саамов вызывал местный торговец алкоголем. Его обвиняли в постоянном обмане и в эксплуатации клиентов-саамов, многие из которых были подвержены алкоголизму .
Алкоголизм получил широкое распространение среди коренных народов Севера . В то время он был весьма разрушительным явлением для саамов и их культуры. Лестадианцы были против продажи и употребления спиртных напитков. Но проповедь вне государственной церкви — и юридически, и духовно — была незаконной в то время. Таким образом, саамы находились в конфликте не только с местным священником и торговцем, но и с норвежским законодательством.
Повстанцы убили местного торговца алкоголем и местного чиновника, избили их слуг и сельского священника и сожгли дом купца. Зачинщики волнения были позднее захвачены другими саамами, которые убили двоих из них во время захвата.
Все мужчины, арестованные за участие в восстании, — за исключением двух лидеров, Аслака Хетты и Монса Сомби (которые были обезглавлены в Алте ), — попали в крепость Акерсхус в Осло. Женщины, в том числе Эллен Якобсдаттер Хетта, находились в заключении в Тронхейме.
Многие из повстанцев погибли в течение нескольких лет в заключении. Среди выживших был Ларс Хетта, которому было 18 лет на момент заключения в тюрьму. Ему дали время и средства в тюрьме, чтобы осуществить первый перевод Библии на саамский язык .
Восстание не было прямым ответом на насильственную ассимиляцию в рамках политики норвегизации , которая позже стала официальной политикой правительства, но восстание 1852 года оказало влияние на выбор, сделанный новосозданным норвежским государством, когда эта политика была реализована. Норвегия в то время уже предпринимала достаточно усилий, чтобы ассимилировать саамов в этнических норвежцев, в то время как сами норвежцы в то время всё ещё пытались представить свою идентичность отдельно от датчан и шведов.
Норвегизация значительно усилилась после расторжения унии между Норвегией и Швецией в 1905 году. Она продолжалась до споров в Альте в начале 1980-х годов и не была полностью снята с повестки дня до лета 2001 года.
Событиям 1852 года посвящён норвежский художественный фильм « Восстание в Каутокейно » 2008 года. Также они составляют часть сюжетной линии романа Ханне Эрставик «Пасторша» ( норв. Presten ).