Гюсюлю (Агджабединский район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гюсюлю ( азерб. Hüsülü ), Агоглан ( азерб. Ağoğlan ) — село в Лачинском районе Азербайджана .
Село Гюсюлю расположено к востоку от города Лачин .
В средние века село называлось Гочас. По преданию в селе жил армянский мелик Туман, который на одноименной возвышенности Гочас построил армянский монастырь Цицернаванк . В былые времена армяне со всей округи в дни Преображения и Вознесения Христова стекались в село к монастырю с целью поклонения главной реликвии храма - мизинцу апостола Петра . Помимо монастыря в селе до наших дней сохранилось средневековое армянское кладбище .
В ходе Карабахской войны, в 1992 году село перешло под контроль непризнанной Нагорно-Карабахской Республики . Согласно её административно-территориальному делению входило в Кашатагский район НКР и именовалось Цицернаванк ( арм. Ծիծեռնավանք ).
1 декабря 2020 года Лачинский район был возвращён Азербайджану, согласно заявлению глав Армении, Азербайджана и России о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, опубликованному 10 ноября 2020 года
Датируется IV—VI веками и признан как армянский пример восточного архитектурного типа . Находился в области Ахаечк древнеармянской провинции Сюник . Согласно легенде, монастырь был построен на месте языческого капища. Об этом говорит его название: «цицернак» по-армянски значит «ласточка», а культ ласточки в дохристианской Армении был одним из самых распространённых .
Единственная сохранившаяся церковь Св. Георгия Победоносца, сделанная из чистого тёсаного камня, была открыта после реставрации в 1999—2000 гг. [ неавторитетный источник ] Территория монастыря некогда была обнесена стеной, от которой остались в западной части ворота. С юга примыкает несколько сводчатых помещений, на севере монастыря расположено старинное кладбище.
Гипотезы происхождения Ерерука отличаются (см. замечания Альпаго Новелло по этому поводу, «the basilica of Ereruk, critical notes», в Documenti di Architectura Armena 9, Milan 1977) и настоятельно рекомендуют посетить это здание, а не чисто армянские примеры «восточного» типа, такие как Цицернаванк, Аштарак и Апаран-К'азах, ограничивая сирийское влияние на элементы и оформление.
Оригинальный текст (англ.)The hypotheses about the roof at Ereruk are diverse (see Alpago Novello with regard to this, “the basilica of Ereruk, critical notes”, in Documenti di Architectura Armena 9, Milan 1977) strongly proposing a visit to this building rather than the native Armenian examples of an “oriental” type such as in Tzitzernavank, Ashtarak and Aparan-K’asagh, limiting the Syriac influence on the elements and decoration.