Струве, Отто Людвигович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́нрих Его́рович Стру́ве ( польск. Henryk Struve , пользовался также псевдонимом Флориан Гонсиоровский , польск. Florian Gąsiorowski ; 27 июня 1840 , Гонсиорово близ Калиша — 16 марта 1912 , Элтем под Лондоном ) — российско-польский философ . Правнук Антона Себастьяна фон Струве , внук дипломата Густава Струве , сын управляющего лесными угодьями Королевства Польского Георга фон Струве (1802—1886), брат Аманда и Густава Струве. Множество родственников Струве (дядья, двоюродные братья) были русскими дипломатами.
Родился 27 июня 1840 года в (польск.) близ Калиша .
Учился в гимназиях в Варшаве и Петрокове, а в 1858—1862 годах учился в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Эрлангена, Геттинги, Халля, Лейпцига и Йены. В 1862 году защитил в Йенском университете диссертацию на степень доктора философии «Zur Entstehung d. Seele» и в феврале 1863 года был назначен адъюнкт-профессором логики Варшавской Главной школы , а в ноябре 1864 года адъюнкт-профессором философии этой школы. В связи с преобразованием Главной школы в Императорский университет в 1870 году он снова получил докторскую степень в Москве и в 1871 году стал ординарным профессором философии Варшавского университета; читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. Степень доктора философии получил в Московском университете после защиты диссертации (Москва, 1870). Книга Струве вызвала оживлённую полемику в литературе. Против неё выступили Н. П. Аксаков с брошюрой (Москва, 1870) и С. А. Усов в работе «По поводу диссертации г. Струве» (Москва, 1870). В защиту Струве выступил П. Д. Юркевич («Игра подспудных сил». — « Русский вестник ». — 1870. — № 3). В полемике принял участие и Н. Н. Страхов , который написал критический отзыв о книге Струве «Введение в философию» (в « Журнале Министерства Народного Просвещения »).
Преподавал в Варшавском университете до 1903 года, после чего вышел в отставку и уехал в Англию.
Умер 16 марта 1912 года в — юго-восточном районе Лондона .
В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма , примыкая, главным образом, к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух (философия) и материю он считает не двумя реально различными субстанциями , а двумя разделёнными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделённого целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир — телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости : необходимость есть выражение непременности и порядка, которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий , всё составляет вечную, ненарушаемую гармонию ; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это — явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также «синтетической философией», стремится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве — психологический анализ. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика — частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии — объяснение явлений. Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 1860-х годов .
Сочинения на русском языке:
На польском языке:
На немецком языке: