Interested Article - Мелодия (Глюк—Сгамбати)

«Мелодия» ( фр. Mélodie de Gluck ) — фортепианная пьеса итальянского композитора Джованни Сгамбати (1881), представляющая собой переложение «Танца блаженных духов» ( фр. Danse des Esprits bienheureux ), вставного балетного номера, написанного Кристофом Виллибальдом Глюком для парижской редакции (1774) его оперы « Орфей и Эвридика ». С 1936 г. издаётся обычно в редакции Гарольда Бауэра (существует и редакция Анны Есиповой ). Продолжительность звучания 3-4 минуты.

В оригинале Глюка пьеса оркестрована для солирующей флейты и струнных, что, по мнению Гектора Берлиоза , представляло собой оптимальное решение:

Если бы, например, понадобилось придать печальномy напевy характер безутешной скорби и вместе с тем смирения и покорности судьбе, слабые звуки среднего регистра флейты — особенно в тональностях до минop и ре минop — несомненно создали бы нужный оттенок. Лишь единственный мастер, мнe кажется, сумел с большим успехом воспользоваться этим неярким колоритом — Глюк. Когда слышишь ре-минорную арию-пантомимy в сцене Елисейских полей в «Opфее», сpазу становится ясно, что мелодию и должна была исполнять только флейта .

Тем не менее, фортепианная версия Сгамбати получила высокую оценку специалистов. Морис Хинсон полагал, что её отличает «редкое совершенство стиля» , в более раннем обзоре также отмечается «мастерство и такт» Сгамбати в сохранении «классической чистоты и простоты» мелодии Глюка . Осип Габрилович , по словам его ученицы Сесиль де Хорват, уподоблял пьесу Глюка-Сгамбати «лесу, где не дуют ветра и поёт лишь одна птица» .

Вероятно, наиболее ранняя запись «Мелодии» была сделана в 1902 году в Лодзи юным Мечиславом Хоршовским , за ней последовал ролик Фанни Блумфилд-Цейслер для Welte-Mignon (1908) . Особой популярностью среди исполнителей «Мелодия» пользовалась в 1920-е гг.: в 1923 г. её записал (выбрав особо медленный темп ; оценивает эту запись как шедевр ), в 1925 г. — Сергей Рахманинов ( называет это исполнение завораживающим ). В дальнейшем известностью пользовались записи Эгона Петри , Гиомар Новаес , Эрла Уайлда , Жана Ива Тибоде , Евгения Кисина и др.

Эта же мелодия Глюка известна в нескольких менее популярных фортепианных транскрипциях — Александра Зилоти , Игнаца Фридмана и , — а также в версиях для разных других инструментальных составов (в частности, аранжировка для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера , для виолончели и фортепиано Орфео Мандоцци , для арфы Ксавье де Местра ).

Примечания

  1. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. / Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии С. П. Горчакова . — М.: Музыка, 1972. — Т. 1. — С. 284.
  2. Maurice Hinson. The Pianist’s Guide to Transcriptions, Arrangements, and Paraphrases. — Indiana University Press, 2000. — P. 58.
  3. Catalog of Music-rolls for the Duo-art Reproducing Piano. — Aeolian Company, 1924. — P. 93.
  4. Cecile de Horvath. Quality and Colour in Piano Playing // The Etude , , p. 435.
  5. Bice Horszowski Costa. Miecio: ricordi di Mieczyslaw Horszowski. — Erga edizioni, 2000. — P. 595.
  6. Charles Davis Smith, Richard J. Howe. The Welte-Mignon: Its Music and Musicians. — Vestal Press, 1994. — P. 195.
  7. David Dubal. Art of the Piano: Its Performers, Literature, and Recordings. — Harcourt Brace & Company, 1995. — P. 150.
  8. Piero Rattalino. Da Clementi a Pollini: duecento anni con i grandi pianisti. — Ricordi, 1983. — P. 412.
  9. Michael Steinberg, Larry Rothe. For The Love of Music: Invitations to Listening. — Oxford University Press, 2009. — P. 82.

Ссылки

Источник —

Same as Мелодия (Глюк—Сгамбати)