Interested Article - Haute-contre

Haute-contre ( фр. haute-contre , / otkɔ̃tʁ /, [от-контр]), собственно высокий тенор — термин, обозначающий высокий певческий мужской голос, — используется в основном в отношении музыки эпохи барокко .

История

В эпоху барокко всеевропейскую популярность завоевала зародившаяся в Италии опера-сериа , где роли главных героев отдавались певцам-кастратам . В столицу Франции в 1640-х годах итальянских певцов (в том числе и кастратов) приглашал первый министр королевства Джулио Мазарини , итальянец по происхождению. Французская публика получила возможность увидеть постановки опер Марко Мараццоли ; Луиджи Росси ; «Притворное сумасшествие» ; « Эгисфа », «Ксеркса», «Влюблённого Геракла» Франческо Кавалли . Росси был приглашён для работы в Париж также Мазарини и написал там оперу «Орфей». В 1645 году в Париже на зрителей произвели неизгладимое впечатление сценические механизмы Джакомо Торелли , созданные для «Притворного сумасшествия». В то же время французы подвергли критике традиционные для итальянской оперы фантазийные костюмы, не имеющие ничего общего с образами персонажей, и обилие партий для высоких голосов, которые исполняли кастраты и женщины. Присутствие кастратов на сцене воспринималось скорее как повод для скандала .

Итальянские певцы вышли из моды после смерти Мазарини . Французские музыканты уже не столько учились у итальянцев, сколько соперничали с ними. По времени перемена вкусов была инспирирована и изменением в политической жизни королевства. Людовик XIV, принявший после смерти первого министра на себя всю полноту власти, стремился в музыкальной жизни сделать Францию законодательницей мод. Во второй половине XVII века во Франции был создан новый оперный жанр — музыкальная (лирическая) трагедия, у истоков которой стояли композитор Жан-Батист Люлли и либреттист Филипп Кино . Большое значение во французской опере придавалось речитативу , который Люлли создавал, опираясь на обычаи театральной декламации , певцы должны были так исполнять произведение, чтобы зритель слышал и понимал весь текст. Речитатив Люлли противопоставлялся мелодике итальянских опер, музыка подчинялась стиху по принципу силлабики , когда количество единиц мелодии равно количеству слогов текста .

Пьер де Желиотт — исполнитель партий героев и ролей-травести в операх Рамо

В лирической трагедии не было места для певцов-кастратов, со времени её появления и вплоть до начала XIX века во Франции итальянские кастраты лишь приглашались для исполнения церковной музыки и выступали с концертами. Роли молодых героев, мужественность которых не подвергалась сомнению, были отданы обладателям высокого мужского голоса диапазона (mi 2 — do 4/ré 4), партии для него в придворных ариях и балетах писались с конца XVI века. Люлли для haute-contre написал заглавные партии Атиса (« Атис », 1676), Беллерофона ( , 1679), Персея (Persée, 1682), Фаэтона (Phaéton, 1683), Амадиса (Amadis, 1684), главная мужская партия в пасторали Acis et Galatée (1686), а также Алфея в Прозерпине (1680), Амура в «Психее» (1678) и Рено в «Армиде» (1686). Одними из самых красивых и выразительных считаются партии haute-contre в произведениях Марка-Антуана Шарпантье , который сам обладал голосом этого диапазона: Орфея в d’Orphée aux Enfers (1686—1687), Давида в David et Jonathas (1688) и Язона в признанном шедевре композитора, «Медее» (1693). И после Люлли, в конце XVII — середине XVIII века, авторы музыкальных трагедий ( Анри Демаре , Марен Маре , , Жан-Мари Леклер ) выбирали для главных героев голос haute-contre. Новый расцвет французской музыкальной (лирической) трагедии связан с именем Жана-Филиппа Рамо , в его произведениях голос haute-contre выбран как для героев, так и для второстепенных персонажей. Характерные партии (в том числе роль травести в « Платее ») haute-contre предназначались для выдающегося исполнителя Пьера де Желиотта . Партии haute-contre есть также в балетах и операх-балетах Рамо .

По причине того, что кастраты не выступали на французской оперной сцене, Глюк к парижской премьере « Орфея и Эвридики » (1774) переписал заглавную партию кастрата- альта для одного из лучших haute-contre своего времени , который впоследствии принимал участие в постановках и других опер композитора .

Во французской опере, в отличие от итальянской, большую роль играл хор , haute-contre занимал позицию второй хоровой партии .

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 апреля 2021. 13 апреля 2021 года.
  2. Здесь под понятием «лирическая» понимается поэзия, положенная на музыку. См. К. Розеншильд. Жан Батист Люлли (1632—1687) // Музыка во Франции XVII — начала XVIII века. М. 1979
  3. К. Розеншильд. Жан Батист Люлли (1632—1687) // Музыка во Франции XVII — начала XVIII века. М. 1979

Ссылки

Источник —

Same as Haute-contre