Interested Article - Иоанникий (Галятовский)
- 2020-12-11
- 1
Архимандрит Иоанникий (фамилия в миру Галятовский или Голятовский ; ок. 1620 , Волынь , Речь Посполитая — 2 (12) января 1688 , Чернигов , Русское царство ) — украинский православный церковный и общественно-политический деятель в Речи Посполитой и в Московском царстве XVII века. Писатель, представитель русской схоластической проповеди, автор сборников проповедей и рассказов « Ключ разумения …» ( 1659 и 1660 , Киев; 1663 и 1665 , Львов), «Наука албо способ зложеня казаня» ( 1659 ). «Небо нове» ( 1665 , 1677 , 1699 ), «Скарбниця потребная» ( 1676 ) и прочих. Все свои сочинения Галятовский печатал в Киеве и Чернигове.
Биография
Родился, вероятно, на Волыни примерно в 1620 году, точная дата и место рождения неизвестны.
В 1640-х годах учился в Киево-Могилянской коллегии , был учеником Лазаря Барановича .
С 1650 года служил монахом в Купятицком монастыре (возле Пинска ). Вернувшись в Киев , преподавал курс риторики в Киево-Могилянском коллегиуме. В 1658—1668 годах был ректором Киево-Могилянской академии , игуменом Киево-Братского монастыря . Может быть, он уехал из Киева уже в 1663 году, но продолжал пользоваться титулом ректора до 1668 года.
С 1668 года — игумен, а в 1669—1688 годах архимандрит Елецкого монастыря в Чернигове .
В 1664 году под давлением Галятовский выехал из Киева на запад во Львов, затем в Луцк , Слуцк и Минск . В 1668 году вернулся в Киев.
Иоанникий Галятовский умер 2 (12) января 1688 года в городе Чернигове .
Взгляды
Архимандрит Иоаникий известен антикатолическими , антиеврейскими и антимусульманскими взглядами. В его трактате « Мессия правдивый » в форме диалога между евреем и христианином впервые в православной литературе излагаются «свидетельства» осквернения евреями просфоры , убийства христианских младенцев в ритуальных целях , заражения колодцев и тому подобные претензии, характерные ранее для польских источников . « Мессия правдивый » стало первым масштабным антииудейским сочинением на западной Руси .
Первый пласт обвинений евреев со стороны Галятовского связан с традиционным противопоставлением ветхозаветных и новозаветных евреев. Поскольку последние не приняли Мессию-Христа, по мнению Галятовского, Закон Моисея теперь соблюдают не евреи, а христиане. Это обвинение общехристианское, сформированное ещё в патристический период , характерно как для Западной, так и для Восточной церкви .
Иоаникий Галятовский не использовал еврейскую литературу непосредственно, а давал ссылки по пересказам христианских авторов . Он упоминал 12 случаев кровавого навета в разных странах преимущественно по польским и немецким источникам. Александр Панченко выделяет у Иоаникия Галятовского четыре причины, по которым евреям якобы нужна кровь христианских младенцев :
- для колдовства;
- для того, чтобы тайно подмешивать христианам в еду и питьё, чтобы достичь их «милости» и «приязни»;
- для избавления от смрада, которым они смердят «з прироженя своего»;
- для своеобразного соборования — умирающего еврея «тоею кровю… намазуют».
Призыв к истреблению евреев — главный рефрен одной из глав «Мессии» — «Беседы о злостях жидовских» .
Память
В его честь была названа улица в Чернигове в исторической местности Певцы . Была переименована в 2016 году на Академика Рыбакова .
Примечания
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Иоаникий (Галятовский). Ключ разумения. — К. , 1659.
- Иоаникий (Галятовский). Небо новое с новыми звёздами. — Могилёв: Типография Максима Вощанки, 1699.
- ↑ Шпирт А. М. // Лехаим : журнал. — Апрель 2010. — Вып. 4 (216) . 21 февраля 2013 года.
- , с. 100.
- , с. 102—103.
- ↑ , с. 167—168.
Литература
- Владимиров П. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Левченко-Комисаренко Т. Л., Лопухина Е. В., Пидгайко В. Г., Синкевич Н. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 78—100. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
- Панченко А. А. Кровавый навет // . — (недоступная ссылка) М. : ОГИ, 2004. — 544 с. — ISBN 5-94282-263-8 .
- Серов Б. Образ евреев в сочинении И. Галятовского «Мессия правдивый» // Еврейская культура и культурные контакты. Материалы 6-й ежегодной конференции по иудаике, часть 3 : сборник. — М. : Центр Сэфер, Еврейский университет у Иерусалиме, Институт славяноведения РАН, 1999. — С. 100-114 . — ISBN 5-89346-041-3 .
- Сумцов Н. Ф. Иоанникий Галятовский. К истории южнорусской литературы XVII в. // Киевская старина. — 1884. — Т. 8.
- Шпирт А. М. «Мессия правдивый» Иоанникия Галятовского // Славяноведение . — Наука, 2008. — Вып. 4 . — С. 37-45 . — ISSN .
- Энциклопедия украиноведения . / гл. ред. Владимир Кубийович. — Париж, Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989. (укр.)
- Scheliha, W. von Joanicjusz Galatowski.// Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. 8.: Northern and Eastern Europe (1600—1700. Ed. by David Thomas and John Chesworth. — Leiden, Boston: Brill, 2016. — P. 794—799.
- 2020-12-11
- 1