Interested Article - Малявин, Филипп Андреевич

Фили́пп Андре́евич Маля́вин ( 11 [23] октября 1869 , Казанка , Самарская губерния 23 декабря 1940 , Ницца ) — русский живописец, график. Работал на стыке модерна , импрессионизма и экспрессионизма . Автор Ленинианы . Помимо Владимира Ленина , писал с натуры Анатолия Луначарского , Льва Троцкого . Член объединений « Мир искусства » и « Союз русских художников ».

Биография

Филипп Малявин родился 10 (22) октября 1869 г. в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область ) в многодетной семье государственных казаков.

Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образ а , писал портреты односельчан. В 1885 году вместе с афонским монахом, приехавшим навестить родственников, отправился в Грецию — в монастырь Святого Пантелеймона , рассчитывая там научиться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 года на Святую гору скульптор В. А. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника; особенно его поразил натурный морской этюд. Беклемишев убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств . Осенью 1892 году Филипп Малявин стал вольнослушателем академии.

Анна Остроумова вспоминала :

Я держала вместе с ним экзамен в академию. Во время работы моё внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде. Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки , низко надвинутая на глаза. Из-под неё висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые, небольшие глаза.
Лицо монашка, книгоноши. Простецкое лицо.
Второй раз я увидела его в классах академии. Я рисовала недалеко от него.
Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошёл к своему месту и тихонько стал развёртывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то боромоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу.
<…>
В первый же год, после лета, он привёз отличные этюды своей матери, сестры с книгой… и отца.
<…>
…Малявин страшно одарённой человек. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди беспутных монахов Афона. Он остался, несмотря на это, таким свежим, чистым, непосредственным. Как в нём сильны такт и врождённое чувство ко всему прекрасному! Здесь он проявляет себя тонким и глубоким наблюдателем и психологом.

Красногорская И. Рязанское коло Анны Остроумовой-Лебедевой // Коллекционеры из рязанских усадеб. — Рязань: Издатель Ситников, 2008. — ISBN 978-5-902420-22-4 . —С. 352—353.
Блок «150 лет со дня рождения Ф. А. Малявина (1869—1940), художника».

В результате реформирования Императорской академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище , и 1894 году Малявин начал заниматься в ней — в мастерской И. Репина , в которой учились также И. Э. Грабарь , К. А. Сомов , А. П. Остроумова, Е. М. Мартынова , А. И. Тхоржевская, портреты которых написал в период 1895—1896 годов. В мастерской Репина Малявин начал создавать некоторые из своих самых известных ранних работ, в том числе «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), первая из его картин, в которой использовал свой любимый цвет — красный. Три из его ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств , и две из них («Крестьянка, вяжущая чулок» и «За книгой») были куплены Третьяковым для своей галереи. Малявин стал получать заказы и создал целый ряд эффектных картин: «Портрет г-жи Поповой», «Портрет баронессы Вольф», а также замечательных детских образов, таких как «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» и «Мальчик в матроске».

Выпускная работа Малявина «Смех», изображающая баб в красных одеждах на зеленом лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. Звание художника Ф. А. Малявину было присвоено за портрет мальчика .

В 1900 году картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали. В 1901 году картина была выставлена на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для ).

Из Франции Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием значимости творчества Малявина стало включение его в книгу «История русской живописи в XIX веке» (1901—1902) и книгу «Русская школа живописи» (1904) А. Н. Бенуа .

Вскоре женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице И. Е. Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (sic!).

Купив усадьбу рядом с Аксиньино , под Рязанью, Малявин с 1900 года почти безвыездно жил в ней с семьёй. У Малявиных родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани .

«Вихрь»

На московской выставке 36-ти показал большое полотно «Три бабы», которое поражало экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в музее д’Орсэ). В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: «Портрет И. Е. Репина», «Портрет С. П. Дягилева», «Портрет А. С. Боткиной („Лисичка“)». В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения « Союз русских художников ». В 1906 году на выставке « Мира искусства » в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году — «Вихрь». Художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.

Вскоре В. А. Беклемишев, В. В. Матэ и И. Е. Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почётного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой , познакомился с проживавшем в Медоне И. И. Мечниковым , портрет которого нарисовал. В начале 1911 года на 8-й выставке «Союза русских художников» в Москве Малявин продемонстрировал «Автопортрет с семьёй». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, и Малявин надолго прекратил выставлять свои новые работы. Только в 1916 году он показал свою картину «Баба» («Зеленая шаль») и несколько крестьянских портретов.

В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем . Успех выставки способствовал приглашению Малявина в Москву; в Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки В. И. Ленина . В это же время оннаписал «Портрет А. В. Луначарского », который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России.

Надгробие на могиле Ф. А. Малявина на Русском кладбище в Ницце

Имение Малявиных в 1918 году было национализировано, в отличие от его произведений, бо́льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию). В конце 1920-х годов переселился с семьёй в Ниццу. Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. В 1930-е годы персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце.

Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе . Был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце .

Художественное наследие Малявина представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (д’Орсэ, музей Зиммерли, музей Мальмё, музей Принца Евгения Вальдемарсудде . Графика Ф. А. Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину. В 2019 году «Почта России» выпустила почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения Малявина.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Малявин Филипп Андреевич: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. (нидерл.)
  4. На надгробии дата рождения 11 октября по юлианскому календарю ошибочно переведена в 24 октября по Григорианскому календарю — как для XX века, с разницей в 13 дней вместо 12 дней для XIX века.
  5. Автобиографические записки. Т. I. — М. , 1974.
  6. Сёмина М. История портрета князя Оболенского кисти Малявина // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. — Июнь 2017. — № 287.
  7. Сёмина М. Филипп Малявин. — М., 2014.
  8. Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. — М., 2016. — № 1(14).
  9. Сёмина М. В. . — М., 2012. — С. 13.

Литература

  • Александрова Н. Ф. А. Малявин. Альбом. — М. , 1966.
  • Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. — М. : Искусство, 1967.
  • Филипп Андреевич Малявин. Каталог выставки. К 100-летию со дня рождения. — Л. , 1969.
  • Никитин А. О. Ф. А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. — Рязань, 2003. — № 1.
  • Сёмина М. «Он пишет кондовую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство . — М. , 2012. — № 1.
  • Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // Toronto Slavic Quarterly. — Toronto, 2012. — № 42.
  • Kozicharow N. «Racy of the Soil»: Filipp Maliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. — Cambridge, 2012.
  • Сёмина М. В. Филипп Малявин. — М. : БуксМАрт, 2014.
  • Сёмина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. — М. , 2015. — № 1(12).
  • Сёмина М. // Наше наследие . — М. , 2015. — № 112.
  • Мордашова В. Л. О двух малоизвестных картинах Ф. А. Малявина // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — М., 2015. — Вып. 3.
  • Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. — М. , 2016. — № 1(14).
  • Мордашова В. Л. . — М. , 2016.
  • Мордашова В. Л. Картина В. М. Малявина «Вихрь». Поиски национального своеобразия и живописной выразительности // Эпоха. Художник. Образ. — М. , 2016.
  • Сёмина М. В. Памятник художнику Малявину на Оренбуржье // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб. , 2017. — № 43.
  • Сёмина М. История портрета князя Оболенского кисти Малявина // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. Июнь 2017. — № 287.
  • Сёмина М. Неизвестный портрет Марии Цетлин // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. Декабрь 2017. — № 289.

Рекомендуемая литература

  • Филипп Малявин. 1869—1940. Альманах. — СПб. , 2013. — Вып. 385.
  • Специальный выпуск к 150-летию со дня рождения Ф. А. Малявина «Неизвестный Малявин» (под ред. М. В. Сёминой) // Золотая палитра ( ). — М. , 2018. — № 1(17).

Ссылки

  • на сайте «Масловка — городок художников»
Источник —

Same as Малявин, Филипп Андреевич