Interested Article - Черневский, Сергей Антипович

Сергей Антипович Черневский ( 1839 1901 ) — театральный режиссёр, один из корифеев московского Малого театра конца XIX столетия.

Биография

Сегодня имя Сергея Черневского мало известно даже в профессиональных театральных кругах. Тем не менее почти 50 лет его жизни были отданы работе в Малом театре, а в течение 20 лет он как главный режиссёр возглавлял императорский Малый театр . Актёром Малого театра был и его брат .

Окончил балетное училище. Поначалу занимал должность императорского артиста балета (1852—1858 гг.) , исполняя одновременно и драматические роли (по воспоминаниям В. А. Теляковского «Воспоминания 1898—1917 гг.»).

В 1858 г. перешёл на должность помощника режиссёра драматических спектаклей под руководство режиссёра (первый московский постановщик в 1831 году грибоедовского « Горя от ума »). В 1877 году, в связи со смертью Богданова, Черневский получил должность режиссёра и прослужил в этом качестве пару лет до 1879 года.

С 1879 г. до своей смерти являлся главным режиссёром Малого театра.

Был женат на внучке выдающегося артиста Малого театра М. С. Щепкина , драматической актрисе , четверть века (с 1877 по 1903 гг.) проработавшей тоже в Малом театре.

Руководитель Московского отделения чиновного аппарата Императорских театров В. А. Теляковский , работавший в эти же годы, с 1898 по 1901, в книге своих воспоминаний «Воспоминания 1898—1917 гг.» довольно пренебрежительно писал о Черневском и его творчестве. Такого же взгляда придерживалась и Щепкина-Куперник («Дни моей жизни», Федерация писателей, 1928, стр. 207—222) .

Однако критика отмечает: «Между тем как и он сам, так и его деятельность нуждаются в серьёзном пересмотре. Его административное чутье, такт и уменье ладить с актёрами, а также знание их художественных возможностей обеспечивали как раз во время расцвета его работы знаменитый ансамбль Малого театра» .

По воспоминаниям современников, он являлся душой Малого театра и всей московской театральной жизни XIX столетия . Он поддерживал рядовых работников сцены: актёров, театральных художников, сценических инженеров — всех тех, в отношении которых царская административная управа не всегда была справедлива и благожелательна. Сам будучи женат на актрисе театра, он хорошо понимал основные проблемы артистов императорской сцены. Он досконально знал всё о театре и обо всех его работниках, строго и придирчиво разбирался во всех конфликтах, был внимателен и к характерам его подчиненных, и их слабостям и значимости. Из книги известного советского театроведа Г.Гояна «Гликерия Федотова», 1940 (об отношениях со знаменитой актрисой Малого театра Гликерией Федотовой): " А. А. Яблочкина рассказывает: «Главный режиссёр, Сергей Антипович Черневский, который был за кулисами полновластным хозяином, грозой для всей труппы, и не только для молодёжи, но и для актёра с положением, носил к Гликерии Николаевне ежедневный репертуар на утверждение и перед тем, как войти в уборную Федотовой, всегда крестился» .

Черневский видел свою миссию не в создании отдельных сценических образов, оставляя это за самим актёром, а в работе художественного руководства всем театром. Как режиссёр ставил массовые сцены и постановочные эффекты, уделяя основное внимание глобальной тематике спектакля; первым начал сценическую разработку массовых сцен.

В его постановках играли выдающиеся артисты Малого театра: О. А. Правдин , А. И. Южин , Г. Н. Федотова , М. А. Решимов , И. В. Самарин , Н. М. Медведева , К. Н. Рыбаков , Н. А. Никулина , А. П. Ленский , М. Н. Ермолова , семьи Садовских и Музилей и многие другие, прославив свои имена именно в его постановках.

Именно он разрешал актёрам проводить в их бенефисы пьесы классиков, обычно же репертуаром занималась исключительно репертуарная комиссия, строго следившая за цензурой. И только в собственный бенефис артист имел право выбора постановки и роли для себя в ней.

Черневский стремился поднять постановочную культуру Малого театра, проявляя внимание к классическим и историческим пьесам. И вместе с тем внимательно изучал творческие разработки европейских театров.

Черневский первый в русском театре стал применять методы мейнингенцев и их театральный опыт, уделяя особое значение реквизиту, атрибутике и антуражу. Он в своих постановках обращал главное внимание на историческую достоверность костюмов и всей обстановки. В 1895 году , готовясь к постановке « Власти тьмы » Л. Н. Толстого он вместе с художником К. Ф. Вальцем ездил к Толстому в Ясную Поляну , откуда были привезены образцы крестьянской одежды и утвари. На сайте представлены воспоминания К. Ф. Вальца об этой поездке .

Первым в театральной истории России Черневский ввел просцениум — при постановке «Имогены» (или « ») Шекспира в переводе С. А. Юрьева , — позволявший переносить действие из одного места в другое на глазах у зрителей — без опускания занавеса и без перемены декораций.

Умер в 1901 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище ; могила утрачена.

Официозное издание « Ежегодник императорских театров » (1901—1902, прил. 3, стр. 71) в некрологе по смерти С. А. Черневского отмечает, что он «по справедливости завоевал своею неустанною деятельностью имя лучшего в России режиссёра».

Архив режиссёра передан на хранение в РГАЛИ . Там сохранены рукописи, дневниковые записи; статьи «К Дон Карлосу» (1894), «Заметки о бенефисе Федотовой» (1894) и др., документация, которую вел С. А. Черневский: репертуар Малого театра за разные сезоны, репертуары выдающихся исполнителей Малого театра, ведомости сборов за 1893—1899 гг. и т. д. Огромное место занимает переписка со многими выдающимися театральными деятелями времени: П. Д. Боборыкиным , Н. Е. Вильде , А. П. Ленским , П. П. Гнедичем , Вл. И.Немировичем-Данченко , Александром Филипповичем и Гликерией Николаевной Федотовыми, Е. К. Лешковской , С. А. Юрьевым , М. И. Чайковским , (управляющий конторой императорских театров в Москве c 1882 по 1898 гг.), А. С. Сувориным и многими другими .

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано из 25 ноября 2010 года.
  3. (недоступная ссылка)
  4. . Дата обращения: 1 июня 2010. Архивировано из 8 мая 2008 года.
  5. . Дата обращения: 1 июня 2010. 30 апреля 2011 года.
  6. Великий князь Николай Михайлович . Московский некрополь. — С-Пб: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. — Т. III. — С. 313.
  7. . Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано из 25 ноября 2010 года.
  8. (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Черневский, Сергей Антипович