Interested Article - Исторические концерты (Василенко)
- 2021-04-24
- 1
Исторические концерты — серия общедоступных абонементных концертов при ИРМО , организованных в Москве С. Н. Василенко с целью знакомства широкой публики с музыкой разных эпох и стилей. Концерты проходили в 1907—1917 годах.
История
Идея общедоступных исторических концертов принадлежала члену дирекции Московского отделения ИРМО Ю. С. Сахновскому . Дирекция ИРМО предоставляла для концертов бесплатно Большой зал Московской консерватории и нотную библиотеку. Новые ноты приобретались С. Н. Василенко за свой счёт. Большой симфонический оркестр постоянного состава включал преимущественно музыкантов Большого театра , а также оркестрантов со стороны. Музыканты (оркестранты и солисты — инструменталисты и певцы) выступали за умеренную плату, поступавшую из личных средств Василенко.
В 1-й сезон (1907/1908) состоялось 7 концертов, первый из них прошёл 25 ноября 1907 года. «Весь абонемент расхватали в три дня. Приходилось вызывать полицию, так как у касс чуть не дрались» . Концерты проходили, как правило, утром в воскресенье. «Цены на билеты установили смехотворно дешевые <…>. Преимущественное право на приобретение абонементов мы предоставили рабочим Цинделевской , Прохоровской , Морозовской и других фабрик, учащейся молодежи — университету , Институту путей сообщения , Народному университету имени Шанявского , техническим училищам. Учеников консерватории пускали по контрамаркам» .
В каждый сезон начиная со 2-го (1908/1909) проводилось около 10 концертов. С 4-го сезона (1910/1911) наплыв слушателей стал так велик, что Василенко принял решение проводить генеральные репетиции при публике (по бесплатным пропускам). В 5-й сезон (1911/1912) каждый концерт повторялся. Концерты пользовались огромной популярностью, и в сезон 1913/1914 получили «окончательное признание» прессы . В сезон 1914/1915 концерты в Большом зале консерватории не устраивались, в сезоны 1915/1916 и 1916/1917 возобновились, также было организовано несколько концертов в Малом зале с уменьшенным составом исполнителей. В 1917 году прошло три концерта в Большом зале под управлением Василенко со смешанной (не «исторической») программой, последний из них (22 марта 1917 г.) состоял из произведений Л. ван Бетховена (4-й фортепианный концерт исполнял Н. К. Метнер ). Самый последний из Исторических концертов прошёл 6 апреля 1917 г. в Малом зале консерватории под управлением М. М. Ипполитова-Иванова .
Музыкально-пропагандистская деятельность композитора, выступавшего в роли дирижёра и одновременно в роли лектора, продолжалась и после Октября, когда она была перенесена в Сокольники — на эстраду общедоступных концертов, а также в воинские части и в рабочие клубы. Трудно переоценить значение этой благородной музыкально-общественной деятельности, которая может сравниться по своему значению с «Историческими концертами» Ант. Рубинштейна и деятельностью Бесплатной музыкальной школы под руководством Балакирева и Римского-Корсакова.
—
Программы
Концертные программы С. Н. Василенко составлял заранее на весь сезон таким образом, чтобы представить слушателям музыку в исторической перспективе: западноевропейскую музыку от 15-17 вв. до К. Дебюсси , русскую — от 18 в. до А. Н. Скрябина . Отдельные программы были полностью посвящены сочинениям Л. ван Бетховена (16 декабря 1907 г., 14 ноября 1910 г. и др.), В. А. Моцарта (31 октября 1910 г.), Й. Гайдна (13 декабря 1909 г., с участием специально приглашённой В. Ландовской , с оркестром она играла на фортепиано, камерные сочинения исполняла на клавесине). 11 октября 1908 г. состоялся «экстренный» концерт, посвящённый памяти Н. А. Римского-Корсакова (дирижировал Василенко, исполнялись в том числе «Шехеразада» и «Светлый праздник»). Убеждённый вагнерианец, С. Н. Василенко неоднократно исполнял сочинения Р. Вагнера (к негодованию Ю. С. Сахновского, который искренне считал, что Вагнер «не стоит стоптанного сапога Калинникова» ). В 1909 г. он продирижировал заключительной сценой из оперы «Парсифаль» (впервые в Москве, с участием оркестра из 120 человек, большого сводного хора и колоколов, выбранных им специально для этого концерта на заводе Самгиных ). Впервые в России им были исполнены «Дон Кихот» Р. Штрауса (1910 г.), «Легенда о св. Елизавете» и «Данте-симфония» Ф. Листа (1911 г.). 7 января 1911 г. Василенко впервые дал авторский концерт.
В каждом сезоне С. Н. Василенко включал в программы и старинную музыку, увлечение которой у него возросло после гастролей в Москве в 1907 году (по приглашению ИРМО) французского Ансамбля старинных инструментов под руководством А. Казадезюса . Василенко делал попытки познакомиться со старинными инструментами и нотами, однако это не вызвало ответа со стороны Казадезюса ни тогда, ни впоследствии в Париже. По воспоминаниям Василенко, в 1907 году А. Казадезюс и А. Казелла , который играл в ансамбле Казадезюса на клавесине, заметив его заинтересованность, от контактов всё же уклонились . Начиная с лета 1908 года Василенко занимался поисками рукописей старинных мастеров в библиотеках Европы, нанимал переписчиков, далее ноты отсылались в Москву; за время существования Исторических концертов он побывал в библиотеках Болоньи, Милана, Парижа, Берлина, Вены, Дрездена, Нюрнберга, Амстердама. Со 2-го сезона старинная музыка звучала в оркестровых переложениях Василенко — признанного мастера инструментовки. В дальнейшем ему помогали другие музыканты, в том числе его собственные ученики. Таким образом, в Исторических концертах в оркестровых переложениях были исполнены сочинения Ж. Б. Люлли , Ж.-Ф. Рамо , И. С. Баха , Г. Ф. Генделя , А. Гретри , Г. Муффата , Ж.-М. Леклера , старинные французские песни, лютневая музыка XV—XVI вв. и другие (многие сочинения — впервые в России).
Постоянным концертмейстером оркестра Исторических концертов во всё время их существования был скрипач оркестра Большого театра Л. Н. Шило (1883—1944). В оркестре играли многие известные музыканты — альтисты А. К. Метнер и А. Г. Блюм , флейтист В. В. Леонов , кларнетист С. В. Розанов , валторнист В. Н. Солодуев , тромбонисты В. М. Блажевич и И. В. Липаев (инспектор оркестра), арфистка М. А. Корчинская и другие. Розанов, Корчинская выступали в концертах и в качестве солистов. В первых двух сезонах каждому концерту предшествовала лекция Ю. Д. Энгеля , в дальнейшем лекции были заменены подробными программами. Концертами дирижировал постоянно С. Н. Василенко, в первые два сезона также Ю. С. Сахновский, с 3-го сезона — М. М. Ипполитов-Иванов, в дальнейшем несколько концертов провёл Н. Н. Черепнин . В качестве солистов в разные годы выступали пианисты С. И. Танеев , А. Б. Гольденвейзер , К. Н. Игумнов , К. А. Кипп , А. И. Зилоти , М. Н. Мейчик , Э. Фрей , М. Пауэр , скрипачи А. И. Могилевский, К. С. Сараджев , Б. О. Сибор , виолончелист С. М. Козолупов , органисты Т. Х. Бубек , Я. Я. Хандшин , певцы В. В. Люце , В. Н. Петрова-Званцева , Е. А. Степанова , А. И. Добровольская , А. В. Нежданова , Л. Н. Балановская , К. Г. Держинская , Л. В. Собинов , В. Р. Петров и другие.
Примечания
- ↑ Василенко С. Н. Воспоминания. С. 198—199.
- Василенко С. Н. Воспоминания. С. 323.
- Фортунатов Ю. А. Сергей Никифорович Василенко. С. 11-12.
- Василенко С. Н. Воспоминания. С. 206.
- Василенко С. Н. Воспоминания. С. 249.
- Василенко С. Н. Воспоминания. С. 192—194, 308.
- С. И. Танеев, кроме того, иногда помогал Василенко в «восстановлении» сочинений старинных авторов по рукописям. См.: Василенко С. Н. Воспоминания. С. 203—204, 313.
Литература
- Фортунатов Ю. А. Сергей Никифорович Василенко (1872—1956) // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. — М., Музыка, 1966. С. 9-21.
- Василенко С. Н. Воспоминания. — М., Советский композитор, 1979.
- Парфёнова И. Н. Большой театр России в биографиях музыкантов [об оркестре]. Энциклопедический словарь / Ред. О. В. Фраёнова. — М., Наука, 2018. — ISBN 978-5-02-040115-0
Ссылки
- (статья в Большой российской энциклопедии )
- 2021-04-24
- 1