Станционный смотритель (повесть)
- 1 year ago
- 0
- 0
По́весть — прозаический жанр , занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом , тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» ( англ. short novel) и novella [ нет в источнике ] (которую не следует путать [ источник не указан 2455 дней ] с омонимом « новелла » русской традиции, означающим «короткий рассказ» ).
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ» . Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа . Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом (« Коляска » Гоголя , « Выстрел » Пушкина ) .
В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое , в отличие от поэтического . Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.
Важным источником старорусских «повестей» являются летописи (« Повесть временных лет » и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань », «Повесть о Калкской битве », « Повесть о Петре и Февронии Муромских » и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.
Жанр повести — переходный между романом и рассказом , и поэтому он с трудом поддается однозначному определению. Как иронизирует Андрей Немзер , «отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвёртому — проходит)» .
Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причём характерное для романа чёткое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.
Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл « Рудина » повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя (« Бедная Лиза » Н. М. Карамзина, « » Р. Шатобриана , « Неточка Незванова » Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета (« Собака Баскервилей » А.Конан-Дойла, « Степь » А. П. Чехова, « » Е. И. Замятина).
Повесть — род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объёму.
—