Гольдфарб, Александр Давыдович
- 1 year ago
- 0
- 0
Татьяна Иосифовна Гольдфарб ( 27 ноября 1914 , Одесса , Херсонская губерния — 17 ноября 1964 , Тбилиси ) — советская пианистка и педагог, лауреат международного конкурса им. Шопена в Варшаве.
Татьяна (Тауба) Гольдфарб родилась в Одессе в еврейской семье. Отец — Иосиф Ефимович (Хаимович) Гольдфарб был конторским служащим. Мать — Елизавета Львовна (Лея Лейбовна) Зельцер — домохозяйка. В небогатой семье было трое детей — Татьяна, Ида (1916 г.р.) и Яков (1926 г.р.). Все дети получили музыкальное образование. Татьяна начала брать уроки у известного в Одессе педагога Давида Самойловича Айсберга, но в 1925 году Айсберг эмигрировал из СССР. Tочные данные о школьных годах Татьяны Гольдфарб утеряны. Известно, что в конце 1920-х она была зачислена в класс в класс Берты Михайловны Рейнгбальд , профессора Одесской консерватории, которую она окончила в 1932 году.
В 1932 году Рейнгбальд привозит свою студентку в Москву и показывает ее уже известному тогда профессору Московской консерватории Генриху Нейгаузу , который рекомендует ей принять участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей 1933 года. Первую премию на этом конкурсе получил 17-летний Эмиль Гилельс. Состав участников был очень сильным, и Гольдфарб была отмечена только дипломом, как и другие пианистки, в частности, Роза Тамаркина и Мария Гринберг .
После конкурса Татьяна Гольдфарб продолжает совершенствовать свое мастерство в Киевской консерватории (1935—1938 гг.) под руководством профессора Абрама Луфера , лауреата Первого международного конкурса им. Шопена (1928 г.). Он сразу оценил талант и потенциал молодой пианистки и сыграл значительную роль в формировании ее индивидуального исполнительского стиля. Опираясь на собственный опыт, он подготовил ее к участию в Третьем международном конкурсе им. Шопена в Варшаве в 1937-м году.
Конкурс был очень сильным, в нем приняли участие талантливые молодые исполнители. В состав жюри вошли известные музыканты. Первую и вторую премии получили советские пианисты Яков Зак и Роза Тамаркина. Гольдфарб получила 9-ю премию. Исполнение конкурсной программы Татьяной Гольдфарб было высоко оценено прессой и музыкальными критиками, особенно отмечавшими динамизм, блестящую технику, артистичность и яркую индивидуальность ее игры.( ) Она получила ряд предложений выступить с концертами в Европе, однако последовала совету профессора Луфера вернуться в Москву и продолжить занятия теперь уже в Московской консерватории под руководством профессора Генриха Нейгауза, который был одним из членов жюри конкурса в Варшаве. Занятия с Г. Г. Нейгаузом были прерваны в 1941 году с вторжением немецких войск на территорию СССР и началом военных действий.
К этому времени Татьяна Гольдфарб была уже известной пианисткой, солисткой Московской Государственной филармонии . В годы войны Гольдфарб не покинула Москву; вместе с другими артистами она выступала перед советскими войсками на фронтах военных действий и в военных госпиталях перед ранеными бойцами. В 1945 году в Берлине она участвовала в концерте, посвященном окончанию 2-й Мировой войны, на котором присутствовали командующие армиями победивших союзников.
В послевоенные годы концертная деятельность Татьяны Гольдфарб была очень активной. Она ежегодно выступала с новыми сольными программами в концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Риги, Одессы и других крупных городов, гастролировала на всей территории СССР. Любимым и наиболее близким ее таланту композитором на протяжении всего творческого пути пианистки оставался Фредерик Шопен. «Яркое дарование, блестящий технический аппарат, рельефно-выпуклая трактовка — вот основные впечатления от исполнительского облика Татьяны Гольдфарб. К этому надо прибавить большой динамический размах, мощное фортиссимо, достигаемое без видимой физической напряженности, столь обычной в женском исполнении» — такую оценку ее интерпретации произведений Шопена дает известный музыкальный критик А. Дроздов .
Тем не менее диапазон сольных программ Татьяны Гольдфарб был очень широк — они включали, среди прочих произведений, сонаты Бетхована и этюды Листа, фантазию Шуберта «Скиталец» и миниатюры Брамса, «Карнавал» Шумана и современную фортепианную литературу, произведения советских — русских, украинских и грузинских композиторов.
Гольфарб выступала с лучшими оркестрами страны. В программы симфонических концертов с её участием входили фортепианные концерты Чайковского, Листа, Бетховена, Шопена, Грига и другие известные произведения фортепианной симфонической музыки. К этому же периоду относится творческое сотрудничество Гольдфарб с известными советскими дирижерами — С. Самосудом , Е. Мравинским , А. Янсонсом , К. Зандерлингом и другими. Многие симфонические и сольные программы были записаны во время концертов или в студиях и транслировались в музыкальных программах советского радио.
В 1958 году Татьяна Гольдфарб начинает преподавательскую деятельность в Тбилисской консерватори . «Ее неоценимым качеством было тонкое понимание индивидувльности студентов, точный подбор исполнительской программы и внимание к своим подопечным…При всей приветливости, доброжелательности и простоте в обращении Т. Гольдфарб оставалась непоколебимой, когда дело касалось её принципов», — вспоминала бывшая студентка Татьяны Гольдфарб, профессор Каирской консерватории Елена Дзамашвили .
Гольдфарб совмещала преподавание с карьерой концертирующей пианистки, продолжая выступать с сольными и симфоническими концертами в Москве и других городах. Она также выступала в Тбилиси с сольными программами и с Государственным Симфоническим оркестром Грузинской ССР в сотрудничестве с его главным дирижёром Одиссеем Димитриади .
Исполнительская и преподавательская карьера Татьяны Гольдфарб была прервана внезапной смертью после короткой болезни — она скончалась от аллергического шока в Тбилиси в возрасте 49 лет.
Высоко ценившие талант артистки Л. Оборин и Д. Ойстрах писали в некрологе: «Татьяна Гольдфарб была большим, настоящим мастером. Её искусство было всегда жизнерадостным, полным искренней и непосредственной душевности и любви к людям» .
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище .