Гринкова, Надежда Павловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наде́жда Па́вловна Кожуша́ная ( 15 марта 1952 , Свердловск — 15 января 1997 , Москва ) — советский и российский кинодраматург, писатель, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (посмертно).
Надежда Кожушаная (Ямшанова) родилась в Свердловске ( Екатеринбург ). Отец — Ямшанов Павел Иванович (главный инженер лаборатории завода Уралмаш ), мать — Ямшанова (Семенова) Глафира Михайловна (преподаватель металлургического техникума). Когда Ямшановой было восемь лет, её родители разошлись. В школе Ямшанова училась только на отлично. Училась в музыкальной школе, обладала абсолютным музыкальным слухом . Она играла в школьном театре, аккомпанировала на вечерах и концертах. Собирала друзей и занималась с двоечниками по отстающим дисциплинам. Отец обладал тонким художественным вкусом. Его коллекция альбомов по искусству и библиотека художественной литературы формировали вкус Ямшановой и воображение. Отец сочинял стихи и сказки, которые зачитывал Ямшановой и её друзьям. Мать писала сценарии вечеров для техникума. Ямшанова с раннего детства тоже писала. Драматичную историю своего первого публичного выступления в качестве драматурга — читки первой пьесы перед классом и учительницей — она изложила позднее в рассказе «Пустяк».
После школы в 1968 году Ямшанова поступила в Уральский государственный университет на филологический факультет. К этому времени она закончила музыкальную школу, свободно играла на фортепиано , гитаре , аккордеоне , могла определить на слух любую ноту инструмента в оркестре, играть с ходу любую мелодию.
На протяжении обучения в университете играла в студенческом театре как актриса и аккомпаниатор . Обнаружился также пародийный талант. Играла в театре Свердловского архитектурного института , где познакомилась с Владимиром Хотиненко . Продолжала писать литературные произведения, задаваясь вопросом о новых формах в литературе. Писала музыку, на третьем курсе ощутила потребность стать композитором . Мать не позволила Ямшановой бросить университет, чтобы поступать в консерваторию , мотивировав это необходимостью закончить сначала один ВУЗ.
Над дипломом Ямшанова работала в усадьбе Мураново , в качестве практики проводила экскурсии , посвященные творчеству Тютчева . По окончании университета готовилась поступать в аспирантуру. Полагалось отработать два года в сельской школе по распределению , Ямшанова поехала в деревню Кунары Свердловской области , отработала один учебный год (1974—1975), преподавала русский язык, литературу, пение.
В 1975 году вышла замуж за Бориса Кожушаного, который увёз её из деревни на год раньше, вопреки правилам распределения, в Москву, где он учился в МАрхИ .
В Москве Кожушаная работала табельщицей в строительном управлении (писала об этом юмористические рассказы). Увлекалась театром, писала пьесы. Среди друзей семьи Кожушаных были актёры, режиссёры, в том числе труппа зарождающегося Театра на Юго-Западе , близким другом был руководитель театра Валерий Белякович . Пьесы и другие произведения, написанные в этот период, Кожушаная зачитывала в компании театралов вслух. Почти все, написанное в этот период, утеряно. Известен текст мини-пьесы «Сумасшедшая Рахильда», вариант пьесы «Антигона». 1 декабря 1980 года в семье родилась дочь Екатерина.
В этот период подруга детства Кожушаной, Оксана Черкасова училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров и подсказала ей идею осваивать киноязык, стать кинодраматургом . При поступлении на ВКСР был конкурс несколько десятков человек на место, Кожушаная поступила, по её словам «единственная с улицы» , с рассказом «Раз в неделю по субботам», где прототипом главного героя является её отец. После собеседования Валентин Черных сформулировал своё нежелание принимать Кожушаную на курсы таким образом: «Это человек такого же склада, как Шпаликов , Высоцкий , Даль . При том, что она женщина, эмоционально ей будет ещё тяжелее, чем им» . Семён Лунгин заявил: «Запишите эту девочку на меня» .
Кожушаная обучалась в мастерской С. Лунгина по специальности «Сценарист фильмов для детей», написала три полнометражных сценария: «Забор», «Самый первый счастливый день» (дипломная работа), сценарий « Последняя игра в куклы », написанный в тот период, был поставлен в 2010 году. Писала работы по заказам студентов-режиссёров. В процессе обучения были поставлены короткометражные картины по сценариям Кожушаной: «Мостик», «Прогулки по городу», « Нам не дано предугадать… ». После окончания курсов, фильмы: «Торо!», «Бузкаши».
В 1988—1989 годах читала лекции «Работа с драматургом» на Высших курсах сценаристов и режиссёров .
По мнению киноведа Нины Цыркун , Кожушаная была «самой одарённой сценаристкой эпохи перемен» . В 1987 году был снят фильм « Зеркало для героя » — «о том, что в прошлое нельзя плевать, что нельзя судить отцов, что времена не выбирают, что у каждого времени своя правда, и это святое». В 1991 году вышел фильм « Нога » — «лучший фильм об Афганистане , может быть, о войне вообще». В вышедшей в 1992 году « Прорве » Надежда Кожушаная «анализирует роковое обаяние силы и бессознательный коллективный мазохизм нации».
Женщина, никогда не бывавшая на войне, не переживавшая тридцать седьмого года и не испытывавшая мук невостребованности, которые гложут мужчину среднего возраста, откуда-то всё это знала, и именно по её сценариям были поставлены три лучших фильма пятилетия, в которых о нас сказано, в сущности, всё.
— киновед Нина Цыркун
В середине 1990 годов Кожушаная много работала, но из-за трудностей в российском кинематографе её полнометражные сценарии не были поставлены. Вышли мультипликационные фильмы « Дело прошлое », « Племянник кукушки », « Нюркина баня », короткометражные фильмы «Террорист», «Ой, Бог ты мой!», «Неживой зверь». В этот период были написаны полнометражные сценарии: для режиссёра Ольги Наруцкой «Бессонница» (две серии), «Хромой князь». Для Ивана Дыховичного сценарий по ранним рассказам Набокова и сценарий- антиутопия «Прощай, Москва!». По заказу из Италии — развернутый синопсис «В ночь под коммунизм». Кожушаная написала «Женщину номер два», которую через несколько лет планировал ставить Михаил Кононов . Для Александра Соловьева были написаны сценарии «Беби-Йога» и «Простое число». Были написаны и другие заявки и эссе .
В течение жизни Кожушаная отрабатывала свой собственный стиль текста, всегда проверяя его на слушателях, текст должен был звучать и воздействовать. Киноведы, актёры, режиссёры, друзья и соседи по квартире должны были немедленно по её требованию прочесть написанное .
Ирина Шилова , киновед, из интервью :
Я прочла кусок пьесы «Пенальти» при ней (терпеть не могу читать при авторе). Когда к героине-космонавту в пустыню приезжает её отец. Сейчас пошлость скажу — но я заплакала. И увидела торжество в Надиных глазах: «Победила».
Статьи и эссе Надежды Кожушаной были опубликованы в разных изданиях, сценарии печатались в журнале « Искусство кино » в разделе «Избранная проза». Кирилл Разлогов считает, что «сценарии Надежды Кожушаной это самостоятельная литература, это чтение, которое доставляет удовольствие безотносительно к тому, были они поставлены или не были поставлены», и что «они заслуживают внимательного, в том числе литературоведческого изучения» .
В 1996 году в работе параллельно находились два мультипликационных фильма « Бабушка » и « Розовая кукла », материал сборки Кожушаная видела, но окончательные версии не успела. Призы за драматургию этих фильмов были присвоены ей после смерти.
Скончалась 15 января 1997 года от пневмонии . Похоронена на Троекуровском кладбище .
Филолог и музыкант по образованию, драматург по призванию, она прожила всего 44 года, но ещё при жизни сумела заслужить титул «Самой одарённой сценаристки эпохи перемен» .
Отец — Павел Иванович Ямшанов, главный инженер лаборатории завода Уралмаш . Был творческой личностью с художественным вкусом, знакомил дочь с хорошей музыкой и литературой. Также писал стихи и сказки, которые читал вслух.
Мать — Глафира Михайловна Ямшанова (Семенова), преподаватель металлургического техникума.
Муж — Борис Кожушаный, архитектор.
Н. Кожушаная, из интервью :
Впервые я снялась в «Тамаре Александровне». Сыграла там уборщицу в госпитале. В «Ноге» уже медсестру. Профессиональный рост налицо. В том фильме не было финала. Ольга Наруцкая предложила — попробуй. В «Ноге» же режиссёр спросил, как прочесть сцену, я показала. Между прочим, себе на экране я ужасно не нравлюсь. Нет у меня актёрского комплекса.
«Антигона», пьеса; «Сумасшедшая Рахильда», мини-пьеса; «Самый первый счастливый день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Три ёлки», заявка, 1984 г.; «Воскресный день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Забор», полнометражный, детский, 1985 г.; «Уральская кадриль», заявка, анимационный, 1985 г.; «Диалог», заявка, 1986 г.; «Ясновидящая», по повести Э. Мандалян , заявка, 1986 г.; «В голубой нашей юности», заявка и либретто, 1988 г.; «Женщина номер два», полнометражный, игровой, 1989 г.; «Одна из многих в цирке шапито», заявка, 1990 г.; «Гость снов», заявка, 1990 г.; «Исчезающий», синопсис, 1990 г.; «Мистификация», по мотивам романа Н. Нарокова «Мнимые величины», синопсис, 1991 г.; «Никогда не возвращайся», синопсис, 1992 г.; «Прощай, Москва!», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Бэби-Йога», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Простое число», полнометражный, игровой, 1992 г.; «В ночь под коммунизм», заявка, 1992 г.; «Хромой князь», по повести А. Толстого « Хромой барин », полнометражный, игровой, 1993 г.; "Из окна красного дома. Матильда Хонькина, хорошая мать. Московский гость. Московский зоопарк. Нежно об «Альфе», заявки на короткометражные худож.-публицистич. фильмы о Москве, 1993 г.; «Портрет», по мотивам повести Н. Гоголя , заявка, 1994 г.; «Прощай, Одесса!», полнометражный, игровой, 1995 г.; «Про Ваню», короткометражный, игровой, 1996 г.; «Телеграф ты мой», синопсис, 1996 г.; «Личность», проект док. фильма о Б. Ельцине , 1996 г., «Пенальти», синопсис, 1996 г.
«Сентиментальный водевиль», повесть, 1976 г.; «Раз в неделю по субботам», рассказ, 1982 г.; «Пустяк», рассказ, 1982 г.; Эссе: «Про Ванечку», «Про врачей», «Рекомендация оператору Любченко», «Я — пас», «Гимн. Актёрам. Ненаучный», «Про Сашу» (Кайдановского), «Про смерть и несколько вопросов», «Про Чечню», «Про курение», «Мастер» (о Семёне Лунгине).