Interested Article - Велизарий, просящий подаяние
- 2021-12-18
- 1
«Велизарий, просящий подаяние» ( фр. Belisaire demandant l'aumone ) — картина французского художника Жака Луи Давида .
Давид начинал свою художественную карьеру во времена, когда господствовал стиль рококо . Он даже пытался стать учеником популярного в то время представителя стиля рококо — Франсуа Буше . Но мода на рококо переживала не лучшие времена, и Буше критиковали за неестественность, искусственность его красок и сюжетов. Поэтому он посоветовал молодому Давиду обучение у другого художника — Жозефа Мари Вьена . Но начинающий художник не обошёл этапа изучения установок рококо и создал несколько картин в соответствующем стиле ( Смерть Сократа , ранняя версия, «Поединок Марса и Минервы»).
В 1774 году , после получения Римской премии и пребывания в Риме, он становится последователем классицизма , став лучшим его представителем во Франции XVIII века .
Картина «Велизарий, просящий подаяние» является свидетельством хорошего усвоения новых стилистических форм, навеянных архитектурными памятниками Рима времён империи. Давид старательно изучал античные источники и остатки античных сооружений. Ему была известна и печальная легенда о старости прославленного полководца Велизария . В конце жизни тот впал в немилость у императора, из-за чего тот конфисковал его имущество и изгнал. По легенде, Велизарий закончил жизнь нищим, испытав на себе и скоротечность славы, и человеческую неблагодарность. Трагедию когда-то прославленного императорского полководца, теперь слепого и немощного, и изобразил художник в картине.
О взволнованности неожиданной встречей с человеческим горем хорошо рассказывают руки главных героев. Руки Велизария — само олицетворение отчаяния и мольбы о милосердии. Мальчик-поводырь протягивает шлем героя, куда свою милостыню кладёт женщина в античных одеждах. Потрясённый несправедливостью судьбы и неожиданной встречей со своим бывшим командиром, солдат на втором плане всплеснул ладонями и застыл в недоумении и возмущении. Классические композиции обычно пафосны и удивляют современного зрителя преувеличениями и искусственностью чувств. В композиции Давида пафос и величие имеют только древнеримская архитектура и роскошная, но равнодушная к человеческому безумию природа.
Исторический Велизарий жил в Византийской империи, а не в Риме. Художник перенёс действие картины в условную античную страну, известную только по картинам Аннибале Карраччи и Николя Пуссена . Классический пейзаж полотна принадлежит к лучшим образцам так называемого героического пейзажа среди произведений Жака-Луи Давида. Он может посоревноваться в красоте с лучшими образцами героических пейзажей того же Пуссена.
Примечания
- / М. Н. Тарасов // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 211. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
Источники
- Jacques L. David (Davids Enkel): Le peintre Louis David Souvenirs et documents inédits . Victor-Harvard, Paris 1882
- Marion Diez (Hrsg.): Jacques-Louis David, 1748—1825 . Chandus, Paris 2005, ISBN 2-35039-012-8
- Ewa Lajer-Burcharth: Necklines. The art of Jacques-Louis David after the terror . Yale University Press, New Haven, Conn. 1999, ISBN 0-300-07421-2
- Klaus Lankheit: Der Tod des Marat: Jacques-Louis David . Stuttgart 1962
- Warren E. Roberts: Jacques-Louis David, revolutionary artist. Art, politics and French revolution . University of North Carolina Press, Chapel Hill, N.C. 1989, ISBN 0-8078-1845-3
- Elmar Stolpe: Klassizismus und Krieg. Über den Historienmaler Louis David . Campus-Verlag, Frankfurt/M. 1985, ISBN 3-593-33488-7
- 2021-12-18
- 1