Interested Article - Мантаев, Абузагир Арзулумович

Футбол
Абузагир Мантаев
Полное имя Абузагир Арзулумович Мантаев
Позиция полузащитник
Клубная карьера
1991 Флаг СССР Динамо (Махачкала) люб.
1992—1993 Флаг России (1991—1993) Анжи 3 (1)
1994—1996 Флаг России Динамо (Махачкала) 53 (6)
  1. Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.

Абузагир Арзулумович Мантаев (прозвище — Абу Зарр ; 14 сентября 1975 , Махачкала , ДАССР , РСФСР , СССР 9 октября 2005 , Махачкала , Дагестан , Россия ) — дагестанский джихадист , политолог и религиозный деятель, профессионально занимался футболом. Кандидат политических наук , преподаватель исламских дисциплин. Начал учёную деятельность в Дагестане, защитил кандидатскую диссертацию в Москве. Вернувшись, занялся политикой и стал помощником Надиршаха Хачилаева . После убийства Хачилаева ушёл в вооружённое исламистское подполье, вступив в группировку « Шариат ». Ликвидирован в ходе спецоперации силовиков в 2005 году.

Биография

Становление

Родился в известной дагестанской семье, бабушка — заслуженная поэтесса Дагестана, дяди — высокопоставленные офицеры МВД и ФСБ . По национальности — кумык . С 1991 по 1996 год играл в профессиональном футболе в махачкалинских клубах « Динамо » и « Анжи » на позиции полузащитника . По описанию его знакомого, Мантаев « всегда пользовался уважением среди своих сверстников, про таких говорят „душа компании“; будучи красавцем, нравился девушкам » .

Знал несколько языков. В частности, он был единственным знатоком древнепрованского языка в Дагестане. По словам Орхана Джемаля , Мантаев мог прочитать в оригинале трубадура Кретьена де Труа . С отличием окончил исторический факультет ДГУ и в течение года изучал арабский язык в Египте . Лидером дагестанской общины в Египте был Аббас Кебедов , чьим близким другом стал Мантаев . В Дипломатической академии в Москве защитил кандидатскую диссертацию по политическим наукам в 2002 году на тему «„Ваххабизм“ и политическая ситуация в Дагестане» . На тот момент Мантаев, познакомившийся с салафитским учением во время учёбы в Египте, уже был очень религиозен .

Трудовая деятельность

После защиты диссертации вернулся в Махачкалу. По описанию знакомых Мантаева, «ради Аллаха он оставил дипломатическую карьеру, поскольку для кафиров из дипакадемии молящийся человек не может работать на дипломатическом поприще. И это несмотря на то, что он блестяще защитил диссертацию по политологии в стенах этой же академии». В Махачкале устроился секретарём и правой рукой политика Надиршаха Хачилаева . Но в 2003 году Хачилаев был убит в результате покушения, Мантаев из соображений безопасности уехал в Москву, где работал в Духовном управлении мусульман Европейской части России заведующим отделом по работе с молодёжью, а также преподавал в Соборной мечети .

В подполье

Тем временем в Дагестане после 1999 года со стороны государственных спецслужб началось давление на мусульман-салафитов. Как следствие этого возникло исламистское вооружённое движение « Шариат » под руководством Расула Макашарипова , начавшая боевые действия против правоохранительных органов .

В Москве Мантаев задержался ненадолго. Вскоре он вернулся в Дагестан и вступил в ряды «Шариата». Предполагается, что поворотным моментом, радикализировавшим взгляды Мантаева, стало убийство Хачилаева . Поводом для ухода Мантаева в подполье были последствия ликвидации лидера «Шариата» — Расула Макашарипова, это воодушевило силовиков, и они ужесточили репрессии против салафитов , арестован был также друг Мантаева Аббас Кебедов, известный как лидер «умеренных» исламистов . Был другом Ясина Расулова .

Мантаев был убит 9 октября 2005 года российскими силовиками при штурме дома № 40 на улице Первомайской в Махачкале вместе с другими троими членами «Шариата» . По заявлению «Шариата», в ходе этой спецоперации именно Мантаев убил силовиков Сергея Подвального и Магомедшамиля Абдурагимова .

Взгляды

Основываясь на арабских и российских источниках, Мантаев в диссертации 2002 года раскрывает роль « ваххабизма » в общественно-политической жизни постсоветского Дагестана, а также анализирует истории ваххабизма и суфизма . По его утверждению, термин «ваххабизм» в данном контексте вводит в заблуждение, и более правильным является термин « салафизм » . Раскрывая тему конфликта между салафитским и суфийским течениями ислама в Дагестане, Мантаев занимает позицию наблюдателя, стремясь высказать критическое мнение о них обоих . Писал о том, что все без исключения современные конфликтные внутримусульманские вопросы Дагестана существуют уже несколько веков, а также не являются отличительной чертой только этой мусульманской республики .

Отмечается, что Мантаев был одним из первых политологов, кто указал на то, что события 1999 года в Дагестане в действительности являлись не вторжением чеченских боевиков в республику, а внутренним противостоянием мусульман-салафитов с дагестанскими властями, в которую была вовлечена Чечня .

Семья и личная жизнь

Отец: Мантаев Арзулум Арсланалиевич (род. 1947) — бывший футболист махачкалинского «Динамо» и грозненского « Терека » . Дядя: Мантаев Мантай Арсланалиевич (род. 1949) — бывший футболист махачкалинского «Динамо», играл в ГДР . Младший брат — Арслан Мантаев (род. 1982), играл за «Анжи» в 2002 году нападающим .

По описанию друга Мантаева, « во время учёбы в дипломатической академии Абу Зарр жил в студенческой гостинице академии. Будучи мусульманином, он вёл уединённый образ жизни, отдалившись от кафирских загулов и похождений. Он был красивым мусульманином, и многие не могли поверить, что у него нет „романов“. Дело доходило до того, что за ним следили девушки, пытаясь узнать, кто же в его сердце. Но всё безрезультатно » . По окончании учёбы, за три года до смерти, женился, родилась дочь .

Оценки

  • По словам социолога Даниса Гараева, на Северном Кавказе Мантаев, наравне с Ясином Расуловым , Анзором Астемировым и другими, был известен как интеллектуал, и его обращение к методам и данным светской науки, следование рациональной логике во многом способствовали его популярности и привлекательности .
  • Российский журналист характеризовал Мантаева как одного из из «дагестанских интеллектуалов, вышедших на тропу войны с российским государством» .
  • Подполковник милиции, начальник отдела по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ, Гапал Гаджиев писал: «Ясин и Абузагир были исключением, пожалуй, единственным в Дагестане на сегодняшний день. Никто не собирается это отрицать. Они были образованны и разумны, увлеклись малость романтикой, кстати, пользовались большим уважением среди нормальных моих коллег» .

Библиография

  • Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. — Москва, 2002. — 186 с.
  • Мантаев А. А. Суфизм и ваххабизм в Дагестане в конце XIX – начале XX века // Исламская цивилизация. — 2005. — № 1 .

Примечания

Комментарии
  1. С Абдурагимовым Мантаев учился в одной школе и, вероятно, был знаком
Источники
  1. Аджиев Измулла. Известные кумыки: Биографический справочник. — 3-е изд. — Мх. : Радуга-1, 2014. — С. 155. — 174 с.
  2. на сайте FootballFacts.ru
  3. , с. 83.
  4. . Советский спорт (14 октября 2010). Дата обращения: 28 марта 2023. 29 марта 2023 года.
  5. , с. 118.
  6. , с. 119.
  7. , с. 84.
  8. , с. 123.
  9. , с. 125.
  10. , с. 126.
  11. Макаров Д. В. . IslamRF.ru (24 апреля 2008). Дата обращения: 29 марта 2023. 27 декабря 2022 года.
  12. , с. 112.
  13. , с. 127.
  14. , с. 120.
  15. на сайте FootballFacts.ru
  16. на сайте FootballFacts.ru
  17. , с. 175.
  18. . . ansar.ru (12 апреля 2010). Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.
  19. Амирбек Магомедов. . ansar.ru (31 августа 2011). Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.

Литература

Ссылки

  • на сайте FootballFacts.ru
Источник —

Same as Мантаев, Абузагир Арзулумович