Interested Article - Бертинотти, Тереза
- 2020-07-09
- 1
Тереза Бертинотти ( итал. Teresa Bertinotti, Teresa Bertinotti-Radicati ; 1776 — 12 февраля 1854 ) — знаменитая итальянская оперная певица (колоратурное сопрано) и педагог, обладавшая голосом удивительной красоты.
Тереза Бертинотти родилась в семье состоятельных родителей в Савильяно . Точная дата рождения неизвестна. В возрасте двух лет девочка переехала с семьей в Неаполь .
Она рано проявила интерес к музыке, её учителем в течение четырёх лет был известный педагог Бальдассаре Ла Барбьера. В 12 лет Тереза дебютировала на сцене театра « Сан-Карло ». Дебют имел такой успех, что слава об её вокальном искусстве быстро распространилась по всей северной Италии.
По неподтверждённым данным в 1795 году в Генуе состоялось совместное выступление 12-летнего скрипача Никколо Паганини , кастрата Луиджи Маркези и 19-летней Терезы Бертинотти.
В возрасте 20 лет она пела уже в « Ла-Скала » и « Ла Фениче ». Певица получала многочисленные предложения из-за рубежа, в числе прочих предложения руки и сердца. Красавицу Терезу земляки называли ангелом музыки и красоты.
В 1801 году Тереза вышла замуж за известного в Турине скрипача и композитора Феличе Радикати. В этом же году она пела вместе с Луиджи Маркези на открытии оперного театра в Триесте . Через некоторое время певицу пригласили в Вену, где её ожидал блестящий приём. Супруг последовал с ней в качестве концертмейстера и композитора. Он написал для неё несколько произведений. После шестимесячного пребывания в Вене Бертинотти ненадолго посетила Мюнхен , а затем по приглашению Людовика I Бонапарта отправилась в Голландию. После возвращения Людовика в Париж он прислал ей ангажемент в итальянский театр Парижа, который она, однако, отклонила.
Тереза уехала в Лондон, где пела в театре « Хеймаркет » в обществе примадонны Каталини вплоть до 1812 года. Она была одной из немногих итальянских певиц, интересовавшихся творчеством Моцарта, и с большим успехом исполняла его « Так поступают все женщины » и « Волшебную флейту », а также партии в операх Россини , Майра , , , Паера и других.
Перед отъездом из Великобритании Бертинотти получила в подарок от принца Уэльского, Георга IV , крест, усыпанный бриллиантами.
Училась в Генуе композиции у оперного композитора , после чего сама сочинила несколько каватин . Федеричи написал для неё оперы «Заира» и «Вирджиния».
В Лондоне её рисовал Франческо Бартолоцци , в Италии — Гаспаре Ланди , а знаменитый скульптор Антонио Канова вместе с его любимым учеником изваял её мраморный бюст.
Два следующих года, до 1814 года , Бертинотти провела в Лиссабоне в театре « Сан-Карлос ». Одновременно она давала уроки в своей квартире, которую охотно посещали и знатные придворные.
Затем она перебралась в Болонью , где её муж стал первой скрипкой и директором оркестра местного театра.
Когда в 1823 году Феличе Радикати погиб, Тереза оставила сцену и занялась преподаванием. Среди её учеников были герцогиня Стефания Мангеймская, Рита Габусси, Луиджи Дзамбони , , исполнившая партию Леоноры в « Трубадуре » Верди на премьере в Америке, и другие.
Тереза Бертинотти скончалась в Болонье в возрасте 78 лет.
Литература
- Bozoli, Giuseppe, «Radicati, Felice Maurizio», Biografia degli Italiani illustri nelle scienze, lettere ed arti del secolo XVIII, e de' contemporanei Volume 4, pp. 400–402, Alvisopoli, 1837 (in Italian)
- Casaglia, Gherardo, «Teresa Bertinotti», Almanacco Amadeus, 2005. Accessed 9 November 2009 (in Italian).
- De Bekker, L. J. (ed), «Bertinotti, Teresa», Stokes Encyclopedia of Music and Musicians, Volume 1, p. 67. Originally published in 1908 and published in facsimile by Read Books, 2007. ISBN 1-4067-7180-5
- Green, Janet M. and Hubbard, William Lines, «Bertinotti, Teresa», Musical Biographies, Originally published in 1908 and published in facsimile by Read Books in 2008, p. 71. ISBN 1-4097-7867-3
- Grove, George, «Bertinotti, Teresa», A Dictionary of Music and Musicians (A.D. 1450—1889) Vol. 1, Macmillan & Co., 1900, p. 248.
- Meyerbeer, Giacomo, The Diaries of Giacomo Meyerbeer: The last years, 1857—1864 (translated and annotated by Robert Ignatius Le Tellier, Fairleigh Dickinson University Press, 2004. ISBN 0-8386-3845-7
- Nicassio, Susan Vandiver, Tosca’s Rome: The Play and the Opera in Historical Perspective, University of Chicago Press, 2002. ISBN 0-226-57972-7
- Romani, Luigi, Teatro alla Scala: cronologia di tutti gli spettacoli rappresentati in questo teatro dal giorno del solenne suo aprimento sino ad oggi, Luigi di Giacomo Pirola, 1862.
- Wesley, Samuel, The letters of Samuel Wesley: professional and social correspondence, 1797—1837 (edited and annotated by Philip Olleson), Oxford University Press, 2001. ISBN 0-19-816423-8
Ссылки
(нем.)
- 2020-07-09
- 1