Interested Article - Театр на улице Ришельё

Театр на улице Ришельё, 1790 год.

Опера́ на улице Ришельё , или Зал Монтансье́ ( фр. Opéra de la rue de Richelieu, ou salle Montansier ) — оперный театр, функционировавший в Париже в 1793 1820 годах. Был построен по проекту архитектора Виктора Луи . Располагался на (в 1793—1806 годах — улица Права ) на месте нынешнего ( II округ ).

История

Зрительный зал театра около 1794 года. Гравюра из издания Architectonographie des théâtres de Paris , 1821 год.

«Национальный театр» ( Théâtre-National ) на улице Права был построен в 1792—1793 годах архитектором Виктором Луи по заказу предприимчивой актрисы , уже руководившей одним парижским театром. Её новый большой, удобный и вместительный театральный зал, рассчитанный на 2300 зрителей, был открыт 15 апреля (августа?) 1793 года. Монтансье, игравшая здесь в новых пьесах, имела большой успех, что вероятно, вызывало зависть. С началом революционного Террора она была арестована — актрисе было предъявлено обвинение в том, что она намеренно построила театр напротив Национальной библиотеки , с целью сжечь ценное для нации собрание.

После ареста Монтансье её театр декретом от 14 апреля 1794 года поступил в распоряжение бывшей Королевской академии музыки (то есть парижской Оперы ), которая переехала сюда через три месяца, 27 июля (9 термидора II года по республиканскому календарю ), оставив , который занимала с 1781 года, — после того, как сгорел театр Пале-Рояль . Здание было приспособлено для труппы архитекторами Раймоном и . Первое представление новоиспечённого «Театра искусств» ( Théâtre des Arts ) состоялось десять дней спустя, 7 августа 1794 года.

Освободившись из заключения с окончанием Террора, Монтансье начала требовать возврата потерянного имущества, которым артисты Оперы пользовались «в своё удовольствие». Тяжба завершилась 5 мессидора III года (25 июня 1795 года), когда был опубликован указ о переходе театра в собственность французской нации в обмен на компенсацию в размере восьми миллионов франков ассигнациями.

3 нивоза IX года (24 декабря 1800 ) в театре была запланирована французская премьера « » Йозефа Гайдна . В тот момент, когда первый консул Республики Наполеон Бонапарт направлялся в Оперу, на улице Сан-Никез был т. н. адской машины , унёсший несколько жизней. Бонапарт, не пострадавший от покушения, был встречен в театре овацией.

Среди других значимых постановок, осуществлённых на сцене театра, несколько раз менявшего своё официальное название вслед за переменами во власти, — первое представление во Франции « Волшебной флейты » Моцарта ( 1801 ) и премьера « Весталки » Спонтини (15 декабря 1807 ).

Монумент искупления, построенный на месте театра и снесённый вскоре после Июльской революции 1830 года.

Театральная жизнь бурлила здесь вплоть до 11 вечера 13 февраля 1820 года, когда на наследника французского трона герцога Беррийского , вышедшего из театра после окончания спектакля и направлявшегося вместе с супругой Марией Каролиной к своему экипажу, напал некий Луи Лувель . Смертельно раненный герцог был перенесён в одно из помещений театра, где и скончался в 6 часов утра 14 февраля.

После его смерти все спектакли были отменены, театр был сначала закрыт, а затем снесён. На его месте была разбита площадь, а там, где произошло убийство, по желанию короля Людовика XVIII началось возведение памятной часовни — Монумента искупления. Здание находилось на стадии отделочных работ, когда в 1830 году в стране произошла Июльская революция , и с ней очередная смена власти. После 1835 года незавершённый монумент как «неуместное напоминание» был разобран, и в 1839 году здесь была разбита Площадь Ришельё, которую в 1844 году украсил , выполненный архитектором Луи Висконти по заказу короля Луи-Филиппа .

Позднее площадь была засажена деревьями — в настоящее время здесь находится , и ничто уже не напоминает ни о театре, ни о монументе памяти убитого герцога Беррийского .

Примечания

Источник —

Same as Театр на улице Ришельё