Ада́м Па́влович Глушко́вский
(1793 — ок. 1870) — русский
артист балета
,
балетмейстер
, педагог.
Биография
Адам Глушковский родился в 1793 году. Воспитывался в доме
Ш. Л. Дидло
.
В
1811
(по другим данным в 1809
) году окончил
Санкт-Петербургскую балетную школу
, учился у
И. И. Вальберха
и
К. Л. Дидло
. По окончании школы Глушковский был зачислен в Петербургскую балетную труппу, выступал на сцене как г-н Адам. Указом директора театров
А. Л. Нарышкина
от 1 декабря
1811
года вместе с танцовщицей Махаевой и несколькими драматическими артистами
был переведён в Москву для усиления
московской труппы
императорских театров
.
Уже в феврале 1812 года он танцевал в
Арбатском театре
, построенном после пожара
Петровского театра Медокса
. В том же году Глушковский был назначен одновременно первым танцовщиком, балетмейстером и руководителем
московской балетной
школы
. Он готовил московскую балетную труппу, переносил на московскую сцену петербургский репертуар
, а затем перешел и к собственным постановкам спектаклей и дивертисментов.
Перед самым вторжением в Москву войск Наполеона Глушковский вместе со всей московской императорской труппой 1 сентября 1812 года был эвакуирован в
Кострому
. Однако подходящего помещения для театрального училища в Костроме не нашлось, и костромской губернатор выделил для него место в
Плёсе
— там Адам Павлович возобновил занятия. Только в феврале 1813 года училище было переведено из Плёса в Кострому, а тем временем война с Наполеоном победно закончилась, и в 1814 году артисты московской труппы снова вернулись в Москву. Однако работать им было негде, поскольку Арбатский театр полностью сгорел при московском пожаре 1812 года. Срочно начались поиски помещений для представлений и восстановление других театральных залов. Спектакли в Москве возобновились в августе 1814 года. Московская балетная труппа работала на нескольких сценах, в том числе в
Театре на Моховой
в
Пашковском доме
и усадьбе
C. С. Апраксина
на
Знаменке
. В период с 1814 по 1817 год Глушковский поставил 18 оригинальных балетных спектаклей и перенёс на московскую сцену несколько постановок Дидло. В 1817 году Глушковский повредил спину, а в 1818 вывихнул ногу — это помешало его дальнейшей карьере танцовщика — он вынужден был перейти на пантомимные и хара́ктерные роли
, что, однако, не помешало его деятельности балетмейстера. В 1821 году он поставил свой первый большой балет
«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора»
по мотивам поэмы А. С. Пушкина, причём имя опального в то время поэта не указывалось. Был период, когда весь балет в Москве долго держался на одном Глушковском
— до приезда в Москву в 1823 году знаменитой французской балерины
Ф. Гюллень-Сор
, также посвятившей всю свою дальнейшую жизнь становлению и развитию московского балета.
14 октября 1824 г., на открытии
Малого театра
Глушковский поставил балет на музыку
К. А. Кавоса
по хореографии
Дюпора
«Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным»
.
После открытия 6 января 1825 года
Большого театра
Глушковский стал балетмейстером и в нём. В том же году он перенёс на московскую сцену балет «
Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов
», в следующем — балет «Три пояса, или Русская Сандрильона» по сказке В. А. Жуковского, ещё через год перенёс балет Дидло «
Кавказский пленник
».
Однако постепенно постановки Глушковского традиционного характера (как, впрочем, и великого Дидло) стали уступать тенденциям нового виртуозного танца, привносимым, в частности, известным балетмейстером Ф. Тальони. В 1830 году дирекция императорских театров увольняет Глушковского и Дидло со службы, но Глушковского обязали проработать ещё полгода. Тем не менее, вскоре к нему обратились с предложением вернуться, на что он согласился. В 1831—1835 Глушковский поставил несколько спектаклей, но не все они были восприняты критикой с прежним успехом. До 1839 года он служил в должности «инспектора балетов», после чего совсем расстался со сценой. Таким образом, Глушковский прослужил балетмейстером Большого театра и руководил балетной школой с 1812 по 1839 год
. После ухода он некоторое время занимался педагогической деятельностью, давал частные уроки, писал воспоминания.
Среди учеников Глушковского в театральном училище были
Д. С. Лопухина (Ришар)
, Новицкая, Кроткова 3-я, Лобанова. Одна из учениц выпуска 1812 года, балерина Большого театра
, стала его женой. Для этого в 1816 году Глушковскому пришлось перейти из католичества в православие; его восприемницей стала жена князя
П. А. Вяземского
княгиня Вера Фёдоровна Вяземская
.
Умер Адам Глушковский около 1870 года
.
Исполненные партии
Поставленные балеты
Всего им создано более 30 балетов,большинство из которых перенесены на московскую сцену по чужой хореографии. «
Ежегодник императорских театров
» 1904—1905 гг. даже назвал его «копиистмейстером», все работы которого — как «удачные копии с картин знаменитых художников»
. Более всего он переносил в Москву балеты своего учителя Дидло, однако несколько балетов были в его собственной постановке: это «Разбойники Средиземного моря» (M. 1821 г.), «Руслан и Людмила» (M. 1821 г.) и извлеченная из него «
Героико-трагическая пантомима
» (М. 1831 г.), «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана» (M. 1821 г.), «Три пояса» (M. 1826 г.) и «Черная шаль» (М. 1831 г.). Кроме того, им создано множество
дивертисментов
. В течение своей 30-летней службы он работал в театрах: Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.). Среди постановок:
-
24 мая 1812 г. — «Дафнис и Хлоя», по хореографии Дидло, Арбатский театр
-
9 сентября 1814 г. — «Остров любви, или Забавы сельских пастухов»
-
9 октября 1814 — «Деревенские забавы», дивертисмент
-
29 октября 1814 — «Развратный, или Вертеп разбойников», героический балет в 3 действиях
-
20 ноября 1814 — «Севильский цирюльник» по хореографии
Дюпора
-
27 ноября 1814 — новый турецкий дивертисмент,
-
7 января 1815 — «Венецианский карнавал», дивертисмент
-
18 января 1815 — «Великодушие турецкого паши»
-
5 мая 1815 — «Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение», бал. в 1 д.
-
26 июля 1815 — «Poзa и Колин», балет
-
25 ноября 1815 — «Гулянье на Воробьевых горах», дивертисмент, музыка
Давыдова
-
22 декабря 1815 — «Филатка с Федорою у качелей под Новинским», дивертисмент, муз.
Давыдова
-
14 января 1816 — «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора», сюжет из романа Дюкре-Дюмениля «Виктор, или Дитя в лесу»
-
4 февраля 1816 — «Торжество россиян, или бивак под Красным», дивертисмент
-
7 февраля 1816 — «Торжество победы», дивертисмент
-
1 июня 1816 — «Сельский праздник», дивертисмент
-
1 сентября 1816 — «Гулянье 1 мая в Сокольниках», дивертисмент, музыка Давыдова,
-
3 октября 1816 — «Пример добродетели молодых господ», дивертисмент
-
9 ноября 1816 — «Счастливая пристань, или Четыре части света», дивертисмент
-
28 декабря 1816 — «Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария», трагипантомимический балет в 4 действиях
-
28 декабря 1816 — «Игрища на святках», дивертисмент
-
15 апреля 1817 г. — пейзанский дивертисмент
-
13 июня 1817 — русский дивертисмент
-
5 октября 1817 — «Казаки на Рейне», дивертисмент
-
9 октября 1817 — «
Зефир и Флора
» на музыку
Кавоса
с включением музыки
А. Венюа
, по хореографии
Ш.Дидло
,
Театр на Моховой (Москва)
-
3 декабря 1817 — «Сильний и Аминта, или Побежденный Циклоп», балет в 3 действиях
-
26 декабря 1817 — «Ярмарка на Урюпинской станице», дивертисмент
-
17 июня 1818 — «Преступник от любви», пантомимный балет
-
17 июня 1818 — «Маскарад, или Осмеянный старый волокита», дивертисмент
-
22 ноября 1818 — «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», героический балет на музыку И. А. Ленгарда,
-
13 декабря 1818 — «Невское гулянье», дивертисмент
-
3 ноября 1819 — «
Венгерская хижина
» по хореографии Дидло
-
28 ноября 1819 — «
Медея и Язон
» по хореографии
Пика
(сам исполнял роль Язона)
-
22 января 1820 — «Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми», дивертисмент
-
29 апреля 1820 — «Рауль синяя борода» по хореографии
Вальберха
,
-
2 декабря 1820 — «Маскарад, или вечер в саду», дивертисмент
-
11 января 1821 — «Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец», балет в 3 д., музыка
Шольца
, собственная постановка,
-
2 сентября 1821 — «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора», пантомимический балет в 4 д., музыка Шольца, собственная постановка
-
21 сентября 1821 — «Молодая молочница», по хореографии Дидло
-
7 октября 1821 — «Приключение Генриха IV на охоте», по хореографии Дидло
-
16 декабря 1821 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», балет в 5 д., музыка
Шольца
собственная постановка,
Театр на Моховой (Москва)
-
3 февраля 1822 г. — «Хитрость любви, или Завербованный простак», бал. в 2 д., муз. Шольца
-
11 сентября 1822 — «Азима и Зюльма» по хореографии Бодри
-
21 сентября 1822 — «Калиф Багдадский», по хореографии Дидло
-
25 января 1823 г. — «Старинные игрища, или Святочный вечер», дивертисмент, муз. Шольца
-
22 февраля 1823 — «Леон и Тамаида» по хореографии Дидло
-
12 сентября 1823 — «Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей», балет в 3 д., музыка
Шольца
-
14 октября 1824 — «
Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным
» по хореографии Дюпора, к открытию
Малого театра
-
15 декабря 1824 — «Евфимий и Евхариса» по хореографии Дидло
-
23 января 1825 — «Вечер артистов, или Кто во что горазд», дивертисмент
-
23 (либо 16
) октября 1825 — «
Рауль де Креки
», композиторы
К. А. Кавос
и
, по хореографии Дидло,
Большой театр
-
20 октября 1826 — «
Три пояса, или Русская Сандрильона
», национальный балет в 3 действиях, музыка Шольца, сюжет взят из сказки
Жуковского
,
-
18 января 1827 — «Праздник гарема»,
дивертисмент
в 3-й части трилогии «Керим-Гирей, крымский хан»
-
27 января 1827 — «Урок Чародея» по хореографии
Огюста
и
Дидло
-
1827 — дивертисмент «Возвращение кн. Пожарского в своё поместье» по хореографии
Огюста
и
Дидло
-
4 октября 1827 — «
Кавказский пленник
», музыка
К. А. Кавоса
по сюжету А. С. Пушкина, по хореографии Дидло, Большой театр
-
4 октября 1828 — «Альцеста» по хореографии Дидло, Большой театр
-
17 октября 1829 — «Роланд и Моргана» по хореографии Дидло, Большой театр
-
15 мая 1831 г. —
героико-трагическая пантомима
, в 1 акте, извлеченная из балета «Руслан и Людмила» (из постановки 1821 года),
-
11 декабря 1831 — «
Чёрная шаль, или Наказанная неверность
» на сборную музыку по стихам
А. С. Пушкина
, пантомимный балет в 1 действии, собственная постановка,
Большой театр
-
20 октября 1833 г. — «Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник», волшебно-героический балет в 2 действиях, сюжет взять из старинной немецкой баллады, музыка Н. П. Де Витте
-
8 декабря 1833 — «Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах»
-
4 октября 1835 — «Карл и Лизбета» по хореографии Дидло, Большой театр
Литературная деятельность
Перу Адама Павловича принадлежат статьи и книги-рассуждения о балетном искусстве и многочисленные мемуары: он рассказал о своем педагоге
Шарле-Луи Дидло
, поведал о сожженной и отстраивающейся Москве после войны 1812 года, о знаменитых московских артистах
:
-
Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, «Пантеон и репертуар русской сцены», СПБ. 1851, т. 2, кн. 4: т. 4, кн. 8; т. 6, кн. 12;
-
О балетном искусстве в России (ib., № 8),
-
Балет в России (ib., № 12),
-
Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин» 1856, т. 1;
-
Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
-
Воспоминание о пребывании в Москве в 1812 г.
m-lle Жорж
(«Литературная Библиотека», 1867, № 3).
-
Мои воспоминания (не изданные, сохранившиеся в рукописях в бумагах князя
П. А. Вяземского
, какое-то время находились в имении гр. С. Д. Шереметева Михайловском среди бумаг Остафьевского архива
)
Адреса
-
В 1818—1822 годах снимал деревянный флигель бывшего дома княжны А. М. Щербатовой в
Серебряном переулке
на Арбате (на месте дома № 3).
Литература
-
Слонимский Ю. И.
. Рождение московского балета и Адам Глушковский, в кн.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
-
Глушковский А. П.
Воспоминания балетмейстера. — 2-е изд.. —
СПб.
: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, «Лань», 2010. — 576 с. —
ISBN 978-5-8114-1030-9
.
Примечания
-
↑
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)
-
↑
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
Менвьель, Ведель, актрисы Жорж и Бебель Веймар и певица
Фодор
.
-
↑
Чулков Н. П.
//
Русский биографический словарь
: в 25 томах. —
СПб.
—
М.
, 1896—1918.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2010. Архивировано из
19 октября 2008 года.
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2010.
12 ноября 2011 года.
-
Не путать с певицей
Александрой Ивановой
, одной из первых московских красавиц того времени, которой были посвящены стихи
Дениса Давыдова
-
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2010. Архивировано из
4 марта 2016 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2010.
20 октября 2010 года.
Ссылки