Interested Article - Нобле, Лиз
- 2021-02-27
- 1
Лиз Нобле ( фр. Lise Noblet ; наст.имя Мари-Элизабет Нобле, фр. Marie-Élisabeth Noblet ; 24 ноября 1801, Париж — сентябрь 1852, Париж) — французская балетная танцовщица.
Биография
Родилась в многодетной семье ремесленника. Училась в школе при Парижской опере .
Дебютировала в 1819 году (или по данным Оксфордского словаря и Шубертовского центра — в 1816 году) на балетной сцене Опера де Пари исполнением па-де-де в паре с Альбером-Декомбом . Танцевала главные партии в балетах Пьера Гарделя . Однако в 1820 году в театре происходят значительные изменения: Пьер Гардель, возглавлявший балетную труппу более тридцати лет, вынужден был покинуть этот пост, передав его Ж.-П.Омеру . И хотя П.Гардель еще создавал собственные постановки в Опера де Пари, на смену пришло новое поколение с новыми эстетическими воззрениями.
С 1821 по 1824 гг. балерина дала множество представлений на сцене Королевского театра в Лондоне , при этом продолжая работать в Парижской опере.
Приход в Парижскую оперу в 1827 году новой звезды Марии Тальони отодвинул Лизу Нобле на второй план. Она продолжала участвовать в большинстве постановок известных балетов (« Сильфида », « Дева Дуная » ), однако довольствовалась лишь вторыми ролями, все главные партии теперь доставались её сопернице. Счастливым исключением в этом списке стала роль немой Фенеллы в опере Обера « Немая из Портичи » в 1828 году.
Через некоторое время в Парижской опере появилась еще одна звезда — Ф.Эльслер , с которой Лиз Нобле тоже пришлось делить славу солистки в исполнении испанских танцев. Среди других партнеров и партнерш по сцене: (Amélie Legallois), (Ferdinand), Альбер , (Pauline-Euphrosine Paul), (Auguste-Anatole Petit) , Жозеф Мазилье , , .
Лиз Нобле окончательно покинула балетную сцену в 1841 году по смерти её постоянного и верного спутника-кавалера, бывшего наполеоновского генерала Мишеля Клапареда , скончавшегося 23 октября 1842.
Признание
Портрет Нобле с обозначением года её дебюта (1817, в действительности дебютировала в 1819 -м), написанный Гюставом Буланже по литографии Анри Греведона , располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
Репертуар
Среди балетных партий Нобле в парижской Опере :
- 1823 — «Ветреный паж» ( Le Page inconstant ), балетмейстер Ж.-П.Омер по хореографии Доберваля
- 11 июня 1827 — « Сицилиец, или Любовь-художник » ( Le Sicilien ou l’Amour peintre ) на музыку Фернандо Сора в исполнении Жана Шнейцхоффера (Jean Schneitzhoeffer)
- 29 февраля 1828 — « Немая из Портичи » композитора Обера — Фенелла
- 27 августа 1829 — «Спящая красавица» композитора Ф.Герольда , балетмейстер Ж.-П.Омер — одна из нимф
- 1829 — « Тщетная предосторожность » ( La Fille mal gardée ), балетмейстер Ж.-П.Омер по хореографии Ж.Доберваля
- 1830 — « », балетмейстер Ж.-П. Омер
- 12 марта 1832 — « Сильфида » на музыку Шнейцхоффера , постановка Филиппо Тальони — Эффи
- 1833 — « », балетмейстер Филиппо Тальони
- 21 сентября 1836 — « Дева Дуная » композитора А. Адана , автор либретто и балетмейстер Ф. Тальони — Дама фестиваля
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 4 марта 2011. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 4 марта 2011. 9 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 4 марта 2011. 28 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 4 марта 2011. 12 августа 2009 года.
- 2021-02-27
- 1