Interested Article - Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт)

Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом , как указано в составленном Моцартом каталоге, 2 марта 1786, за два месяца до премьеры его оперы «Свадьба Фигаро» , и за три недели до завершения создания его следующего фортепианного концерта 24 марта. Композиция была частью серии трёх абонементных концертов, исполнявшихся той весной, с композитором в качестве солиста.

Концерт написан для фортепиано и оркестра, состоящего из одной флейты , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн и струнных. Как и в более поздних работах Моцарта, количество духовых инструментов соответствует количеству струнных.

Первая часть

Первая часть написана в тональности ля мажор в сонатной форме . Пьеса начинается с двойной экспозиции , первую играет оркестр, а вторая начинается, когда к нему присоединяется фортепиано. Первая экспозиция статична с тональной точки зрения и достаточно лаконична, третья тема ещё не раскрывается. Вторая экспозиция включает в себя соло и модуляцию . Она также включает ранее не проявлявшуюся третью тему. Вторая экспозиция, в отличие от первой, орнаментирована. Вторая тема имеет гармоническую напряженность, что выражается диссонансами на сильной доле, а затем разрешается нисходящим интервалом в секунды. Напряжённость также выражается в использовании хроматизма в мелодии и в басовой партии, что заставляет слушателя ждать появления тоники .

Вторая часть

Часть II, адажио

Медленная вторая часть, в трёхчастной форме , имеет отчасти оперный тональный характер. Фортепиано вступает сольно с темой в ритме сицилианы , характеризующимся необычно широкими скачками. Это — единственная композиция Моцарта в фа-диез миноре. Часть имеет мягкую динамику на всём своём протяжении. В середине части имеется более яркий фрагмент в ля мажоре , в котором вступают флейты и кларнет. Моцарт позже использует этот приём во вступлении к терцету «Ah! taci ingiusto core!» в опере «Дон Жуан» .

Третья часть

Третья часть — рондо . Её, как и открывающую часть, отличает смена тональности (например, во второй теме от до мажор до ми минор и обратно) и с центральным разделом, начало которого в фа-диез миноре прерывает мелодия кларнета в ре мажоре , вторжение, что, по мнению , напоминает о влиянии на инструментальную музыку оперы-буффы с её резкими сменами ракурса.

Примечания

  1. , Talking About Concertos , p. 30, London (1964) ISBN 978-0-435-81420-5
  2. Girdlestone, Cuthbert Morton. (неопр.) . — New York City: Dover, 1964. — С. —376. — ISBN 0-486-21271-8 .
  3. Girdlestone, pp. 384—386.

Ссылки

Источник —

Same as Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт)