Витали, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Чакона Витали — музыкальное произведение вариационной формы ( чакона ), приписываемое итальянскому композитору Томазо Антонио Витали (1663—1745). Средняя продолжительность 10-12 минут.
Это сочинение в редакции для скрипки и клавира было впервые опубликовано скрипачом и композитором Фердинандом Давидом во втором томе сборника «Высшая школа скрипичной игры» ( нем. Die Hohe Schule des Violinspiels ; 1872 ), включавшего различные обработки малоизвестной в его время барочной музыки. Стилистически пьеса из сборника Давида заметно отличается от других произведений Витали, републикованных позднее, — особенно в отношении весьма необычной (хотя и не вовсе беспрецедентной) последовательности тональностей : начальный соль минор по мере варьирования переходит в си-бемоль минор , ля минор и даже ми-бемоль мажор .
В XX веке несоответствие стиля вызвало у специалистов предположение, что Чакона Витали представляет собой оригинальное сочинение Давида: начиная с 1954 г. появился ряд статей, ставящих авторство Витали под сомнение. Однако затем в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене, унаследовавшей собрание Саксонской королевской библиотеки, к которому обращался Давид, были обнаружены и в 1980 г. опубликованы ноты, на которых основано опубликованное Давидом сочинение, — не автограф Витали (по-прежнему не найденный), а немецкая копия первой половины XVIII века. Оригинальная версия произведения несколько длиннее, чем известная обработка Давида. Автором пьесы в найденной рукописи значится Томазо Виталино ( итал. Tomaso Vitalino ). Как сообщает Эндрю Манце , две последние буквы были приписаны к фамилии позднее ; эта приписка (уменьшительный суффикс), по мнению разных специалистов, должна была либо отличать Томазо Витали от его отца, известного композитора Джованни Батиста Витали , либо, напротив, указывать на авторство сына и полного тёзки Витали, известного как Антонио Витали (1690—1768) , либо, наконец, сигнализировать о том, что пьеса представляет собой подражание Витали и ему самому не принадлежит. Название пьесы было прочитано первопубликатором рукописи как Parte (с итал. — «части» — в значении «вариации») — по мнению позднейших исследователей, это чтение ошибочно, а в действительности произведение озаглавлено «Сочинение Томазо Витали-младшего» ( итал. L'arte di Tomaso Vitalino ) . Таким образом, совершенной ясности по поводу первоначального авторства пьесы нет, но некий оригинал, ориентировочно датируемый началом XVIII века, определённо существует.
Фердинанд Давид от себя дал пьесе название «Чакона», сократил и переделал её в романтическом стиле, а партию клавира, по сути, написал заново. Дальнейшие видоизменения внёс своей транскрипцией ( 1909 ) Леопольд Шарлье , усиливший виртуозный характер обеих партий и поменявший местами несколько вариаций, чтобы степень технической сложности постепенно возрастала по ходу сочинения. Преимущественно исполняются и записываются эти две редакции.
Наиболее известные оркестровки Чаконы принадлежат Отторино Респиги ( 1908 ) и тому же Шарлье ( 1933 ). Кроме того, есть оркестровки Альфонса Дипенброка (скрипка и камерный оркестр), Марка Оливье Дюпена (скрипка и струнный оркестр), и Гвидо Фарина (обе — для оркестра без солирующего инструмента).
Луиджи Сильва и Эдмунд Курц осуществили переложения Чаконы для виолончели и фортепиано, Фридрих Херман — для альта и фортепиано.
Чакона входила и входит в репертуар выдающихся исполнителей. Яша Хейфец 27 октября 1917 года в Карнеги-холле открыл Чаконой Витали (в оркестровке Респиги) свой первый концерт в США . Сохранились записи Чаконы, осуществлённые Натаном Мильштейном , Зино Франческатти , Жаком Тибо , Давидом Ойстрахом . Одним из первых исполнителей, сделавших аудиозапись произведения по рукописи XVIII века, был .