Interested Article - Бальбек (Пруст)

Пляж в Кабуре , одном из прототипов Бальбека. Современная фотография

Бальбек ( фр. Balbec ) — вымышленный нормандский курортный город , который занимает одно из центральных мест в главном произведении Марселя Пруста — 7-томном романе « В поисках утраченного времени » (далее — «Поиски»).

Прустовский герой, Марсель , пленившийся в детстве образом этого места, где «кончается французская земля, европейская земля, древняя Земля» и где от бушующих волн можно укрыться в готической церкви «в персидском стиле» , в молодости дважды проведёт в Бальбеке летние месяцы, и эти поездки станут поворотными событиями его жизни .

В романе

Поэтический образ Бальбека («волны, выраставшие вокруг церкви персидского стиля» ) сложился в представлении Марселя-подростка из высказываний соседей по Комбре — инженера Леграндена и коллекционера Свана :

«Название „Бальбек“, которое я услышал из уст Леграндена, рисовалось мне в виде городка, расположенного около „угрюмого берега, у которого произошло столько кораблекрушений, берега, полгода окутываемого саваном туманов и пеною волн“ <…> Однажды я нарочно заговорил в Комбре об этом крае при Сване, чтобы услышать от него, можно ли там наблюдать самые сильные бури, и он мне на это ответил так: „Ну уж Бальбек-то я знаю прекрасно! Бальбекская церковь, двенадцатого и тринадцатого веков, ещё наполовину романская, представляет собой, быть может, наиболее любопытный образец нормандской готики, но это ещё что! Есть в ней нечто и от персидского зодчества“» .

Годы спустя юноша-Марсель, всё ещё остававшийся заложником многих своих детских фантазий и приехавший в Нормандию, как паломник «к своим храмам» , испытал разочарование от прозаического вида реального Бальбека и его церкви, стоявшей вовсе не на берегу, а в пяти милях от моря, на площади, где пересекались две трамвайные линии, напротив кафе под вывеской «Бильярд» . Однако восторженное мнение об этом храме известного художника Эльстира , с которым он вскоре познакомился («Вы разочаровались в этом портале? Да ведь это же лучшее иллюстрированное издание Библии, какое когда-либо читал народ!» ), заставляет Марселя присмотреться к деталям, которые он не заметил при первом осмотре, и увидеть в одной из капителей персидский сюжет и даже «чуть что не китайских драконов, пожирающих друг друга» .

Герой открывает для себя настоящий Бальбек, центром которого оказывается совсем иной храм у моря — «Храм-дворец», местный Гранд-отель , роскошный и оснащённый по последнему слову техники. Отель с морем соединяет «пошлый бальбекский пляж» , где курортная публика проводит утренние и дневные часы, а вечерние — в казино при отеле. Марсель погружается в эту новую для себя реальность, не без труда осваивает её и приобретает вкус к курортной жизни. Сопровождаемый в первой поездке бабушкой , он, благодаря её встрече с маркизой де Вильпаризи , вскоре начинает выезжать и в окрестности Бальбека.

Окрестности Бальбека

Ж.-Э. Бланш . Пляж перед казино в Дьепе (одном из прототипов Бальбека). 1886. Руанский музей изящных искусств

Герою «Поисков», как и самому Прусту, больше нравились «неосквернённые» маленькие города Франции , и вокруг вымышленного Бальбека писатель группирует целую россыпь населённых пунктов, географических объектов, вилл, в которые почти ежедневно на протяжении многих месяцев пребывания в Бальбеке перемещается сюжетное действие романа. Среди этих мест немало вымышленных (Менвиль, Арамбувиль, Ла-Распельер…), но есть и реально существующие, однако они либо не находятся на морском побережье (Энкарвиль), либо не так пишутся (Довиль ), либо перемещены Прустом из других регионов страны (Маркувиль, Эрмонвиль…) . Французский прустовед Мишель Эрман выявил в сюжете «Поисков» почти четыре десятка объектов, составляющих топографию территории Бальбека , но и в этот список вошли далеко не все окрестные топонимы , встречающиеся в тексте прустовского романа.

Первое освоение Марселем этой богатой местности произошло ещё по приезде из Парижа на станцию «Бальбек», где они с бабушкой пересели в местный поезд, который должен был за «час с лишним» доставить их к Гранд-отелю: «Поезд до Бальбек-пляжа останавливался на всех станциях, названия которых (Энкарвиль, Маркувиль, Довиль, Понт-а-Кулевр, Арамбувиль, Сен-Марс-ле-Вьё, Эрмонвиль, Менвиль) ничего мне не говорили» . Поездки в экипаже маркизы де Вильпаризи способствовали более обстоятельному знакомству с историческими и ландшафтными памятниками в окрестностях Бальбека, дружба с её племянником, Робером де Сен-Лу , расширила Марселю спектр местных достопримечательностей (ресторан в Ривбеле и тому подобные заведения), но особенно широкое освоение топографии этого края развернулось во времена второго пребывания героя в Бальбеке — в поездках на местном поезде к Вердюренам и в автомобильных прогулках с Альбертиной .

Этимология названия и прототипы Бальбека

Для Марселя, впервые приехавшего в Бальбек, название города звучало «почти по-персидски» , но цепочка последовавших разочарований трансформирует его восприятие, а два года спустя профессор Бришо окончательно разрушает « ономастические мечтания героя», объясняя ему звучание имени Бальбек нормандской самобытностью и искажением первоначального топонима «Дальбек» .

Выходя за рамки внутрисюжетного восприятия названия этой курортной местности, исследователи отмечают неслучайность прямого созвучия литературного топонима «Бальбек» с названием ливанского города Баальбек , одного из крупнейших религиозных центров античности , а некоторые из них пытаются обнаружить за столь явной гомофонией символические аналогии между прустовским Бальбеком и разрушенным римским Баальбеком .

Гранд-отель в Кабуре. Современная фотография

В самой ранней версии «Поисков» (в незавершенном романе «Жан Сантёй») приморский курорт, будущий Бальбек, именуется Бег-Мейл , повторяя название курортного местечка близ городка Фуэнан в Бретани , где Пруст осенью 1895 года провёл более месяца со своим другом композитором Рейнальдо Аном . Впоследствии писатель сохранил ряд бретонских пейзажей в эпизодах «Поисков» , но вся «курортная» линия повествования была перемещена в Нормандию.

Биограф писателя Андре Моруа утверждал, что Бальбек родился из впечатлений от детских поездок Пруста с бабушкой в Трувиль и в Дьеп , а также от его взрослых пребываний в Кабуре . Гранд-отель в Кабуре, в котором Пруст ежегодно жил во время своих поездок в Нормандию 1907—1914 годов , как полагают многие прустоведы, послужил моделью для бальбекского Гранд-отеля . Современная набережная у Гранд-отеля в Кабуре носит теперь имя Марселя Пруста.

Древняя церковь в Див-сюр-Мер (отделённом от Кабура речкой Див), отчасти послужила прообразом бальбекской церкви «в персидском стиле», о которой Пруст писал:

Нотр-Дам Див-сюр-Мер. Современная фотография

«В старом Бальбеке, в городе Бальбеке, где я сейчас находился, не было ни пляжа, ни пристани. Правда, по преданию, именно в море нашли рыбаки чудотворный образ Христа — об этом рассказывал витраж церкви, стоявшей в нескольких метрах от меня; да ведь и неф и башни церкви были из камня прибрежных скал, размытых прибоем. Но море, которое, как я себе из-за этого представлял, билось под самым витражом, было больше чем за пять миль отсюда, там, где Бальбек-пляж» .

Строительство Нотр-Дам Див-сюр-Мер началось в XI веке, она тоже украшена витражами со сценами обретения рыбаками чудотворного образа Христа и находится далеко от моря, в глубине городской застройки, у железнодорожной станции Кабура.

Мишель Эрман, анализируя романные описания Бальбека, находит, что он, прежде всего, схож с Кабуром, но многие его окрестности повторяют окрестности Трувиля . Прототипом виллы Ла-Распельер, которую неподалеку от Бальбека снимало семейство Вердюренов, стал замок Ле-Фремон, расположенный на высоком холме близ Трувиля, куда летом 1891 года Пруста пригласил его товарищ по лицею Кондорсе Жак Беньер; из этого шато в роман переместился «огромный, вытянутый в длину салон, все окна которого выходили на море» .

В письмах к актрисе Луизе де Морнан, летом 1905 года впервые отдыхавшей в окрестностях Трувиля, Пруст не раз рекомендовал местные достопримечательности, которые впоследствии запечатлел на страницах «Поисков»:

Церковь в Крикбёфе. Современная фотография

«Я рад, что вы в Трувиле: мне приятно воображать кого-то, кто мне нравится, в краю, который я люблю больше всех других. Помню, как однажды ночью я возвращался из Онфлёра по верхним дорогам. На каждом шагу мы попадали в лужицы лунного света, и влажная ещё долина казалась огромным прудом. <…> Старая Канская дорога под сенью высоких вязов, ведущая в Онфлёр, тоже очень красива. <…> Если вы увидите бедную церквушку Крикбёфа [церковь св. Мартина Турского в маленьком селении между Трувилем и Онфлёром] , всю оплетённую плющом, то передайте ей мой нежный привет…»

Из письма Луизе де Морнан (июль 1905 г.) .

«Пора было возвращаться в отель. Маркиза де Вильпаризи по-своему любила природу, правда не так горячо, как бабушка, и умела ценить не только в музеях и в аристократических домах простую и величавую красоту старины, — вот почему она велела кучеру ехать старой бальбекской дорогой, не очень оживленной, но зато обсаженной старыми вязами, и вязы эти привели нас в восторг».

«Маркиза де Вильпаризи, узнав, что я люблю церкви, обещала мне, что мы будем осматривать их одну за другой, и непременно посмотрим Карквильскую, „прячущуюся под старым плющом“ — сказала она, сделав такое движение рукой, как будто бережно укутывала воображаемый фасад незримой и мягкой листвой. <…> В тот день, когда маркиза де Вильпаризи повезла нас в Карквиль, где увитая плющом церковь, о которой она рассказывала нам, стоит на взгорье и возвышается над селом и прорезающей его речкой… Чтобы обнаружить церковь в тех зарослях, перед которыми я остановился, я сделал над собой усилие, и оно помогло мне понять идею церкви».

Под сенью девушек в цвету .

Комментарии

  1. Третье, недолгое посещение героем Бальбека, «куда приехал с женой и Сен-Лу , получивший длительный отпуск» , произошло годы спустя — после смерти Альбертины, путешествия Марселя в Венецию и бракосочетания Робера с Жильбертой .
  2. Обстоятельное описание Эльстиром портала церкви в Бальбеке почти дословно цитирует книгу «Религиозное искусство XIII века во Франции» (1898) Эмиля Маля , с которым Пруст состоял в переписке .
  3. Реально существующий нормандский город Довиль пишется: фр. Deauville ; в то время как станция Довиль местной бальбекской железной дороги у Пруста пишется: фр. Douville .
  4. Бришо: «Бальбек — это, вероятно, испорченное Дальбек... Надо бы поглядеть грамоты английских королей, нормандских сюзеренов, — ведь Бальбек относился к Дуврскому баронству, вот почему часто говорили: Бальбек Заморский, Бальбек Береговой. <…> “бек” — по-нормандски “ручей” <…> Что касается “даль”, продолжал Бришо, — то это одна из форм слова “таль”, долины» .

Примечания

  1. , с. 347.
  2. , с. 466,468.
  3. , с. 345.
  4. , с. 472.
  5. , с. 424.
  6. , с. 217,489.
  7. , с. 466,467.
  8. , с. 24.
  9. , с. 255—258.
  10. , с. 693.
  11. , с. 450—453.
  12. , с. 11—13.
  13. , с. 248.
  14. , с. 25.
  15. , с. 172.
  16. , с. 675.
  17. , с. 124—232.
  18. , с. 258,259.
  19. , с. 255.
  20. , с. 401—403.
  21. , с. 424,431—432.
  22. , с. 20.
  23. , с. 143.
  24. , с. 24.
  25. , с. 173.
  26. , с. 145,307.
  27. , с. 20,134.
  28. , с. 233—235,309.
  29. , с. 255—256.
  30. , с. 143,191.
  31. , с. 102.
  32. , с. 447.
  33. , с. 321,308,316.

Литература

  • Баевская Е. В. Предисловие, Примечания // Пруст М. Под сенью дев, увенчанных цветами / пер. с фр. Е. Баевской. — С-Пб.: Азбука-Аттикус, 2018. — С. 5—10,654—701. — 704 с.
  • Женетт Жерар . Пруст и «непрямой язык» // Фигуры / пер. с фр. Г. Шумиловой. — М. : Изд.-во им. Сабашниковых, 1999. — Т. 1—2. — С. 412—470. — 944 с.
  • Михайлов А. Д. Поэтика Пруста / Т. М. Николаева . — М. : Языки славянской культуры, 2012. — 504 с.
  • Моруа Андре . В поисках Марселя Пруста / пер. с фр. Д. Ефимова. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2000. — 382 с.
  • Пруст М. По направлению к Свану / пер. с фр. Н. М. Любимова . — С-Пб.: Амфора, 1999. — 540 с.
  • Пруст М. Под сенью девушек в цвету / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 607 с.
  • Пруст М. Содом и Гоморра / пер. с фр. Н. М. Любимова. — С-Пб.: Амфора, 1999. — 671 с.
  • Пруст М. Беглянка / пер. с фр. Н. М. Любимова (прилож. Л. М. Цывьяна ). — С-Пб.: Амфора, 2000. — 391 с.
  • Пруст М. Молодой Пруст в письмах (1885—1907) / сост. А. Д. Михайлов; пер. с фр. Е. П. Гречаной. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2019. — 576 с.
  • Субботина Г. А. Марсель Пруст. — Молодая гвардия , 2016. — 317 с. — ( Жизнь замечательных людей ).
  • Турчин В. С. Читая Пруста… В поисках олитературенных образов искусства на рубеже XIX—XX вв. // В сторону Пруста… (Моне, Дебюсси и другие). — М. : Художник и книга, 2001. — С. 17—31. — 56 с.
  • Chirol Marie-Magdeleine. Balbec // (фр.) . — Birmingham, Alabama (USA): Summa Publications Inc., 2001. — P. 11—13.
  • Erman Michel. Balbec / Dictionnaire des lieux // Bottins proustiens. Personnages et lieux dans «À la recherche du temps perdu». — Paris: Gallimard, 2016. — P. 124—232.
Источник —

Same as Бальбек (Пруст)