Interested Article - Этос конфликта
- 2021-02-23
- 2
Э́тос конфликта ( э́тос от греч. ἦϑος — нрав, характер, местопребывание ) — система социальных верований и мифов, разделяемых большой группой, включённой в затяжной трудноразрешимый конфликт, которая тесно связана с доминирующей в данном обществе историей конфликта, то есть, коллективной памятью о нем. Термин «этос конфликта» был предложен в 1998 году израильским психологом . Этос конфликта является чрезвычайно устойчивым образованием и непосредственно составляет менталитет группы, определяя социальную идентичность её членов и обеспечивая преемственность.
Этос конфликта отражает попытки придать смысл и организовать опыт, с которым приходится на протяжении длительного времени сталкиваться членам противоборствующих групп и уменьшить ощущение неопределённости, задав установку на то, что члены конфликта ратуют за «правое дело». Но нельзя забывать о том, что этос представляет конфликт односторонне, оперируя оценочными суждениями, что совсем не способствует уменьшению напряжения и разрешению конфликта.
Трудноразрешимые конфликты
— конфликты, в которых группы втянуты в продолжительное, затяжное противостояние, включающее разрушительные эпизоды взаимного насилия, требующее огромных ресурсов и затрагивающее чрезвычайно важные цели, ценности и потребности обеих групп, занимающее центральное место в судьбах и исторической памяти как отдельных людей, так и обществ, втянутых в конфликт, и данное противоречие воспринимается как экзистенциальное и неразрешимое по своей природе . Участие в таком конфликте сильно влияет на психологию людей, входящих в противоборствующие группы: изменяются их картины мира, вырабатываются механизмы адаптации, что приводит к формированию этоса конфликта.
Участникам приходится адаптироваться ко многим проблемам, выстраивая на их основе своё поведение и формируя собственную картину мира. К таким проблемам относятся :
- Депривация : потребностей в безопасности, порядке, уверенности и контроле над собственной жизнью, снижении неопределённости, благодаря которым усиливается ориентация групп на традиционные ценности, знакомые социальные условия, следствием чего являются такие черты этоса конфликта , как недоверие и бескомпромиссность .
- Высокий уровень стрессовых и негативных эмоциональных состояний , который также имеет следствием повышение экзистенциальных потребностей — в самосохранении, безопасности и спокойствии, что при развитом этосе конфликта помогает сохранить более-менее благополучное психическое состояние.
- Символические и материальные вызовы социальной идентичности членов конфликтующих групп со стороны группы противника, приводящие к усилению отношенческих потребностей: потребностей в принадлежности группе и социальной поддержке. Здесь на первый план выступают такие функции этоса конфликта , как объединение членов группы и сохранение позитивной социальной идентичности .
Так, несмотря на некоторую компенсаторскую функцию этоса конфликта , он наряду с оправданием системы ведёт к увековечиванию цикла насилия : члены конфликтующей группы поддерживают политику, порождающую дальнейшее насилие, из-за хронической неуверенности, угрозы и социальной изоляции.
Состав этоса трудноразрешимого конфликта
В состав этоса трудноразрешимого конфликта входят следующие объединения верований и убеждений :
- обоснование справедливости целей ингруппы, связанных с продолжением противостояния;
- доказательства существования реальной угрозы для ингруппы;
- поддержание позитивной социальной идентичности членов ингруппы;
- позиционирование ингруппы в качестве невинной жертвы;
- делигитимизация аутгруппы;
- указание на необходимость патриотизма и самопожертвования со стороны членов ингруппы;
- призыв к национальному единству и единству вероисповедания ;
- обоснование невозможности мирного решения конфликта.
Не все члены группы могут иметь одинаковое отношение к конфликту, так как следует учитывать, что на формирование мнения о конфликтной ситуации влияет локальный социальный контекст, в котором осуществляет своё бытие подгруппа, источники информации, процессы коммуникации, социальная идентичность и присущие членам идеологических подгрупп ценности. Таким образом, внутри этоса конфликта могут существовать альтернативные представления об истории конфликта.
Связь этоса конфликта с коллективной памятью
Коллективная память — определённая структура общих представлений о прошлом, выражающаяся в мифах , традициях , воспоминаниях, которые группа разделяет и принимает как должное. Она выступает как одна из основ для самоидентификации индивида с группой, сохраняющей те же исторические представления. Коллективная память существует на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. На индивидуальном уровне коллективная память проявляется в виде межличностных отношений . На коллективном уровне она существует в виде социальных институтов и межгрупповых отношений.
Коллективная память, в отличие от истории, субъективна и не направлена на поиск объективных истин. Она подвержена изменениям во времени, ситуативна, в ней могут по-разному интерпретироваться те или иные события, многие из которых могут подвергаться забвению или, наоборот, превознесению.
Именно в коллективной памяти зафиксированы стереотипы , символы и мифы, которые выступают как интерпритационные модели, позволяющие индивиду ориентироваться в различных социальных ситуациях. Также культурная память определяет взаимодействие между культурой , познанием и идентичностью .
Также стоит отметить, что коллективная память не является первопричиной этнических конфликтов . Она лишь катализатор , средство поддержания разгоревшегося конфликта, механизм его управления и регуляции. Однако, вместе с другими причинами, она может выступать существенным фактором с ключевой ролью в возникновении межэтнического конфликта . Коллективная память обуславливается различными и прежде всего историческими нарративами , выступающими культурными инструментами, способствующими коллективному запоминанию. Существуют определённые шаблоны нарративов у каждого этноса, формирующиеся под влиянием политических, религиозных, социокультурных и психологических условий и обстоятельств, и в создании и сохранении которых большую роль играют институты власти, в первую очередь государство и церковь, и они используются для построения сюжета о наиболее важных событиях истории этноса и ведущие к образованию устойчивых и структурированных представлений группы о своём прошлом, действиях и мотивах самих себя и чужаков, то есть, составляют некоторую конфигурацию коллективного опыта — паттерн коллективного опыта, по Карагёзову, который связывается с разными сторонами коллективного опыта.
Коллективная память содержит прошлые обиды, гнев и ненависть, которые при определённых условиях могут инструментализироваться политическими элитами в качестве средства разжигания конфликтов и войн. Коллективная память как бы сфокусирована на прошлых обидах и трагических событиях. Существуют шаблоны, акцентирующие культуры на опыт травмирующих воспоминаний, что предрасполагает к специфическому восприятию членов ингрупп и аутгрупп как «своих» и «чужих» .
Именно через коллективную память транслируется и передаётся этос конфликта. Этос конфликта — это взгляд в настоящее, а коллективная память — это ретроспектива конфликта, выступающая катализатором для усиления и поддержания убеждений, входящих в этос, и отвечает за его эмоциональную сторону.
Оправдание социальной системы
Была установлена взаимосвязь между приверженностью этосу конфликта и идеологическими предпочтениями членов конфликтующих групп. Существует такое явление, как оправдание социальной системы, под которым понимается позитивное отношение к существующему в обществе экономическому и политическому порядку, вера в его справедливость и целесообразность вне зависимости от того, каким он является . Данную склонность можно охарактеризовать как следствие потребности в сохранении непротиворечивого образа мира. Рядом исследователей, например таких как Джост, Альтмейер и Даккит, был доказан факт формирования в процессе социализации идеологических представлений, оправдывающих социальную систему . Такая склонность к оправданию социальной системы вместе с этосом конфликта находит своё выражение собственно в ситуациях затяжных насильственных конфликтов.
Этос и регуляция межэтнических конфликтов
С помощью трансформации этоса конфликта можно повлиять на разрешение межэтнических конфликтов .
Коллективная память может быть использована для снижения интенсивности коллективных переживаний и непосредственной трансформации этоса, что возможно на при прекращении открытых военных действий , но сохранении взаимных обид и собственно этоса. Можно выделить следующие следующие шаги для примирения , благодаря которым ложится на плечи обеих групп, а поиск виновного больше не допускается :
- принятие фактов о событиях, включающих страдания членов аутгруппы, понимание факта того, что пострадали обе стороны;
- признание не только страданий ингруппы, но и насильственных действий со своей стороны, для которых не придумывается оправданий;
- создание всеобъемлющего нарратива, объединяющего группы, описывающего целостный опыт прошлого и пути будущего совместного внеконфликтного взаимодействия.
При воздействии на этос конфликта необходимо учитывать специфику эпистемологических, экзистенциальных и отношенческих потребностей, а также сформированные идеологические убеждения. Для этого важным является совместное реконструирование коллективной памяти . Так, разрешение конфликта возможно через критический пересмотр коллективной памяти, критическую оценку собственной истории, непредвзятому рассмотрению истории группы по ту сторону баррикад, предоставление обществу новых исторических нарративов, в которых отсутствовали бы прежние шаблоны, имеющие негативные предубеждения по отношению к этнической аутгруппе и превозносящие эпических героев ингруппы.
Так как в этосе конфликта особую роль играют различающиеся исторические представления конфликтующих сторон о своём прошлом, официальная пропаганда ненависти, мифотворчество и отличные национальные версии истории, необходимо бороться против «повестей ненависти». Следовательно, для того, чтобы разрешить межэтнический конфликт, проводят систематическое сравнение учебников истории и выявляют ошибочные факты и явные предубеждения. Примером такого смягчения этоса конфликта может служить пересмотр школьных учебников истории независимыми зарубежными рецензентами после Второй мировой войны в Западной Европе .
См. также
Примечания
- Bar-Tal, D. (1998). Societal beliefs in times of intractable conflict: The Israeli case. International Journal of Conflict Management, 9, 22-50.
- Bar-Tal, D., Sharvit, K., Halperin, E., & Zafran, A. (2012). Ethos of conflict: The concept and its measurement. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 18(1), 40-61.
- ↑ Голынчик Е.О. (рус.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2020. — № 1 . 26 октября 2021 года.
- Стефаненко Т.Г. , Тумгоева Т.А., Котова М.В. (рус.) // Национальный психологический журнал. — 2017. 26 октября 2021 года.
- ↑ Карагёзов Рауф. (рус.) // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — № 5 . 26 октября 2021 года.
Литература
- Голынчик Е. О. от 26 октября 2021 на Wayback Machine // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2020. — ISBN 978-5-4211-0232-8
- Карагёзов Рауф. // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — ISSN: 1403-7068
- Стефаненко Т. Г. , Тумгоева Т. А., Котова М. В. от 26 октября 2021 на Wayback Machine // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 4 (28). — ISSN 2309-9828
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с. ISBN 5-201-02323-1
- 2021-02-23
- 2