Interested Article - Стажёры (повесть)

«Стажёры» — приключенческая фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких .

Повесть выпущена в 1962 году московским издательством « Молодая гвардия » с иллюстрациями художника . Впоследствии многократно переиздавалась.

Сюжет

Как отмечает Большая российская энциклопедия , повесть «Стажёры» относится к социально-философской фантастике . Как и в ряде других произведениях братьев Стругацких (« Полдень, XXII век (Возвращение) », « Далёкая Радуга », « Малыш », « Парень из преисподней » и пр.), сюжет повести развивается в рамках космической тематики, посвящённой «счастливому светлому будущему». Причём в повести светлое будущее показано на контрасте с будущим капиталистическим , с которым сталкивается космическая команда, инспектируя « социалистические » и «капиталистические» планеты. И хотя авторы демонстрируют стремление показать преимущества социалистического варианта, выводы героев повести не всегда совпадают с замыслом авторов. И опытный умудрённый жизнью Иван Жилин, и молодой Юра Бородин «в конце концов приходят к выводу, что никакое, даже самое замечательное научное открытие, не стоит человеческой жизни» .

По формулировке критика и литературоведа А. А. Урбана , «Стажёры» как раннее произведение Стругацких «ещё расслаиваются на главы, концентрирующие выводы, где в диалогах, спорах, самоотчётах сосредоточено самое важное, и на главы приключений, в которых герои проявляют себя, доказывают слова делом». Иван Жилин порой проявляет себя в качестве резонёра , произнося длинные поучительные речи перед Бородиным. Но теперь для Стругацких важнее всего интеллектуальное содержание, хотя им ещё не всегда удаётся свести действие и мысль в один узел, не удаётся построить произведение так, чтобы фантастическая ситуация сама по себе выражала концепцию. Тем не менее стремление к такому построению произведения очевидно :174—175 .

Проблематика

В «Стажёрах» Стругацкие, в отличие от их более ранних произведений, уже не находятся под влиянием техницизма, конфликты и проблематика переносятся в другую сферу. Согласно выводам, к которым приходят авторы, человеческий мир нельзя усовершенствовать только с помощью научно-технического прогресса — в познании и устройстве человеческой жизни надо идти от человека :174 .

По мнению Марка Амусина ,

В «Стажерах» впервые возникает у Стругацких мотив социальной патологии, несовпадения родовой человеческой сущности, трактуемой авторами вполне коммунистически, и рефлексов человека частного.

Цензура и критика

Ряд критиков выступили с негативной оценкой повести. Не имея формального повода считать повесть не соответствующей декларированной партийной линии, критики отмечали чрезмерную, по их мнению, приземлённость образов героев, обыденность и даже грубость речи, манеры, не подходящие для человека будущего. [ источник не указан 42 дня ]

Сами Стругацкие сначала оценивали повесть как «новое слово в фантастике», но, по словам Бориса Стругацкого, «очень скоро выросли из него». Тем не менее «в „Стажёрах“ Стругацкие меняют, а сразу же после — ломают своё мировоззрение» .

Примечания

  1. от 25 февраля 2021 на Wayback Machine / / Большая российская энциклопедия .
  2. Мамаева Н. Н. от 9 августа 2017 на Wayback Machine // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 32. — С. 137—143.
  3. Урбан А. А. // Фантастика и наш мир. — Л. : Советский писатель, 1972. — С. 158—211. — 256 с.
  4. Амусин Марк Фомич от 26 марта 2022 на Wayback Machine // Вопросы литературы . Июль – август 2013.
  5. Б. Стругацкий. Комментарии к пройденному. 1960—1962 гг.

Ссылки

  • на сайте Русская фантастика.
  • в библиотеке Максима Мошкова.

Same as Стажёры (повесть)