Interested Article - Гавань в Марселе (картина Синьяка, Эрмитаж)

«Гавань в Марселе» — картина французского художника неоимпрессиониста Поля Синьяка из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине в пуантилистической манере изображена внутренняя гавань fr . Слева возвышается башня Короля Рене марсельского fr , возле которой на воде стоит небольшой пароходик . В центре картины на фоне набережной показан трёхмачтовый парусник. Справа виден кусок стены второго марсельского fr . Слева внизу подпись художника: P. Signac .

Осенью 1898 года Синьяк, живший в то время в Сен-Тропе , вместе с Анри Кроссом совершил поездку в Марсель , где был сильно впечатлён активной жизнью Старого порта со множеством больших кораблей и маленьких снующих повсюду лодок, и исполнил с натуры несколько эскизов и рисунков. По возвращении в Сен-Тропе он 16 октября записал в своём дневнике: «Я начал сразу три холста, пока у меня ещё свежо воспоминание виденного в Марселе» . На основании своих набросков, он в том же году написал несколько картин, среди которых были две очень близкие между собой «Вход в гавань в Марселе» ( Музей Крёллер-Мюллер ; холст, масло; 46 × 55 см, инвентарный № KM 103.185) и «Старый порт. Башня Сен-Жан» (местонахождение не установлено и она известна по старым репродукциям). Впоследствии он на протяжении многих лет неоднократно возвращался к видам марсельского порта.

Эрмитажная картина была написана в 1907 году, однако внучка художника и исследовательница его творчества Франсуаза Кешен отмечала что картина могла быть написана и годом ранее. В том же 1907 году картина сразу же была выставлена в Салоне независимых , где за 500 франков её приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов . После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано. Картина в числе прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства , а в 1930 году была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 408 .

Российский искусствовед А. Г. Барская считает, что эрмитажное полотно является вольным повторением картин 1898 года из музея Крёллер-Мюллер и неизвестного местонахождения . При визуальном сравнении эрмитажной картины и работы из музея Крёллер-Мюллер видно что они, имея очень близкий размер, существенно отличаются: написаны с разного ракурса , центральный парусник показан под совершенно другим углом, отсутствует пароходик у левого края. А. Г. Костеневич отмечал: «нельзя сказать, что, воспроизводя свою прежнюю композицию, Синьяк механически копировал всё очень точно, до последней мелочи. В эрмитажной картине мазки крупнее и чище по цвету, так что напоминают кубика мозаичной кладки» .

Также Костеневич указывает на существование ещё двух очень близких работ Синьяка .

Первая картина «Марсель. Башня Сен-Жан» написана в 1906 году и тогда же она была выставлена в Салоне независимых; эта картина находится в собрании музея Метрополитен в Нью-Йорке . . Однако, при визуальном сравнении заметно, что она не имеет ничего общего с эрмитажной работой.

Вторая картина «Вход в порт Марселя» написана около 1911 года и находится в собрании музея Орсе в Париже (холст, масло; 116,7 × 162 см; инвентарный № RF 1977 324, LUX 1316) . При визуальном сравнении она также обнаруживает мало общего с картиной из Эрмитажа.

Примечания

  1. , с. 128.
  2. . Дата обращения: 27 октября 2019. 23 сентября 2020 года.
  3. , с. 413.
  4. Дата обращения: 27 октября 2019. 4 марта 2019 года.
  5. , с. 164.
  6. , с. 98.
  7. . www.metmuseum.org. Дата обращения: 17 апреля 2020. 27 ноября 2020 года.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Жорж Сёра , Поль Синьяк . Письма, дневники, литературное наследие. Воспоминания современников / Сост., вступит. статья и примеч. К. Г. Богемской ; пер. с франц. Е. Р. Классон и Г. С. Верейского. — М. : Искусство, 1976. — 335 с.
Источник —

Same as Гавань в Марселе (картина Синьяка, Эрмитаж)