Interested Article - Туласи
- 2021-04-01
- 2
Туласи ( санскр. तुलसी , IAST : tulasī ), или Базили́к тонкоцве́тный ( лат. Ocimum tenuiflorum ), или Базилик свяще́нный ( лат. Ocimum sanctum ) — кустарник семейства Яснотковые ( лат. Lamiaceae ). Широко используется в кулинарии (встречается калька с англоязычного «тулси») и в лечебных целях, в особенности в аюрведической медицине. Почитается как священное растение в ряде традиций индуизма , в частности в вайшнавизме , где туласи поклоняются как воплощению Лакшми (в традициях кришнаизма — Радхи ) принявшей форму растения. Листья туласи ежедневно используются в обрядовой практике. Из веток туласи вытачивают бусы ( кантхимала ), которые являются священным атрибутом вайшнавов , и чётки ( джапа-мала ). В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная» .
Биологическое описание
Туласи — многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии ; также выращивается как однолетнее растение . Листья зелёного или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки.
В Индии существует два вида туласи — тёмный, называемый Шьяма -туласи , или Кришна -туласи и светлый Рама -туласи . Шьяма-туласи широко применяется в медицине и религиозном поклонении.
Родственный туласи базилик душистый ( Ocimum basilicum ) иногда неправильно называют священным базиликом, но их можно различить по аромату и вкусу. Листья туласи покрыты волосками, тогда как листья сладкого базилика совершенно гладкие; туласи не обладает сильным ароматом лакрицы или аниса , характерным для сладкого базилика , и имеет вкус, похожий на вкус гвоздики .
В тайской кухне
Базилик священный в Таиланде называется капра́о ( тайск. กะเพรา ) и широко используется в тайской кулинарии . Самое известное блюдо это пат капра́о ( тайск. ผัดกะเพรา ) — жареный базилик с мясом или морепродуктами, поданный с варёным рисом.
Также не стоит путать капхрао с или .
Туласи в Аюрведе
В аюрведической медицине туласи тысячелетиями использовалась как одно из основных лечебных растений, обладающих большой целебной силой. Туласи описывается Чаракой в основном тексте по Аюрведе под названием « Чарака-самхита », и также упоминается в « Риг-веде ». Считается, что туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс . Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается «эликсиром», обладающим способностью увеличить продолжительность жизни.
Медицинские препараты, сделанные из туласи, используются для лечения простуды, головных болей, болезней желудка, воспалений, разного вида отравлений и малярии . В лечебных целях туласи употребляется по-разному: как травяной чай, как высушенный порошок, как свежие листья или вперемешку с гхи . Эфирное масло , получаемое из карпура-туласи , используется для медицинских целей и в косметике . В Индии также существует многовековая практика, в которой его перемешивают с высушенными листьями туласи для защиты зерна от вредоносных насекомых.
Исследования показывают, что туласи содержит в себе большое количество эвгенола (1-гидрокси-2-метокси-4-аллил-бензен) и поэтому обладает обезболивающими свойствами . Туласи также полезна для лечения диабета, так как обладает способностью понижать уровень глюкозы в крови . Исследования также показали, что туласи понижает уровень холестерина и благоприятно воздействует на уровень глюкозы в крови за счёт своих качеств антиоксиданта .
Туласи также защищает от лучевой болезни и катаракт . Многие последователи вайшнавизма , однако, не используют туласи в медицинских целях из почтения к её священному статусу. Несмотря на это, туласи широко применяется в медицинских целях по всей Индии. Многие индусы верят в то, что наряду с древним знанием Аюрведы , целебные свойства таких священных растений как туласи являются даром Бога и могут использоваться в медицине как знак благодарности и уважения.
На Шри-Ланке туласи известна как мадуру-тала и используется как репеллент от насекомых .
Туласи в индуизме
В Пуранах и других священных писаниях индуизма говорится о важной роли туласи в религиозном поклонении. Туласи рассматривается как аватара Лакшми — супруги Вишну , или Радхи , вечной супруги Кришны . Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме . Священные писания рекомендуют вайшнавам ежедневно поливать туласи и собирать её листья для поклонения Вишну и Кришне. Первое подношение, которое предлагается мурти Вишну в индусских храмах во время утренней пуджи — это гирлянда из листьев туласи. Туласи занимает шестое место среди восьми объектов поклонения в обряде освящения калаша .
Согласно одной из историй, описанной в Пуранах, Туласи была одной из гопи , которая влюбилась в Кришну и была проклята другой возлюбленной Кришны — Радхой. Как результат этого проклятия, Туласи низошла в материальный мир из мира духовного, приняв форму растения. Туласи также упоминается в историях о Радхе в знаменитой поэме Джаядевы « Гитаговинда ». В гаудия-вайшнавизме и некоторых других традициях кришнаизма , другим именем Туласи является Вриндадеви , которое означает «богиня Вриндавана ». Известный вайшнавский гуру Бхактисиддханта Сарасвати говорил о Туласи, что «…это самая любимая преданная Кришны , и посему её цветы и листья также очень дороги Ему».
Каждый год, на одиннадцатый день прибывающей луны месяца картик по лунно-солнечному календарю , в индуизме проводится праздник Туласи-виваха , символизирующий свадьбу Туласи и Вишну. Празднество продолжается в течение пяти дней и завершается на полнолуние в середине октября. Этот праздник знаменует начало брачного сезона в Индии .
История появления туласи и шалаграма-шилы
Согласно пуранической легенде, Туласи была одной из пастушек- гопи в вечной обители Кришны — локе Голоке . Она была близкой подругой Радхи — вечной возлюбленной Кришны и самой главной из гопи. Однажды Радха обнаружила, что Туласи без её разрешения играет с Кришной. Радха очень рассердилась и прокляла Туласи принять рождение на земле в человеческом теле. Однако, за всеми этими событиями стоял план Кришны, который заключался в том, чтобы принести благо обитателям материального мира, в том числе и людям на Земле. Услышав это проклятие, Туласи настолько испугалась, что приняла прибежище у Кришны. Кришна утешил её и попросил её не беспокоиться. Он пообещал ей, что если она примет человеческое тело и будет совершать аскезы, она вновь обретёт его. После этого Туласи родилась на земле как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Поскольку никто не мог сравниться с ней по красоте и качествам, она была названа «Туласи», что в переводе с санскрита означает «несравненная».
Туласи отправилась в лес, и подвергла себя суровым аскезам , которые удовлетворили творца этой вселенной Брахму , пожелавшему даровать ей любые благословения. Туласи рассказала Брахме, что она была гопи на Голоке , и что она была проклята Радхой родиться в человеческом теле. Она также сказала ему, что когда она приняла прибежище Кришны, он уверил её в том, что совершая аскезы она сможет получить его назад. Узнав историю Туласи, Брахма даровал ей благословение, согласно которому она должна была выйти замуж за Нараяну — Кришну в одной из его ипостасей.
Брахма рассказал Туласи о том, что Радха также прокляла одного из мальчиков-пастушков из Голоки по имени , который принял рождение как демон . Так как когда Туласи была на Голоке, Судама нравился ей, Брахма предложил ей выйти за него замуж. Брахма пообещал ей, что позже она должна получить благословение Нараяны и достичь освобождения. Брахма предсказал, что она станет величайшим из всех растений и самой дорогой преданной Нараяны, и что благодаря своей чистоте она освободит весь мир. Брахма также сказал, что ни одно поклонение без неё не будет считаться законченным. Затем Брахма дал Туласи особую «Радха-мантру», состоящую из 16 слогов и благословил её в том, что она станет так же удачлива, как сама Радха. Следуя указанию Брахмы, Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру.
Шанкхасура обладал непревзойдённой силой, с помощью которой он завоевал райские планеты и сверг девов с небес. Обрёл он эту силу благодаря полученному благословению, которое заключалось в том, что пока его жена Туласи будет беззаветно верна ему, никто не сможет убить его. Обеспокоенные девы пришли на аудиенцию к Брахме и спросили у него совета о том, как они могут одолеть Шанкхасуру. Не зная как помочь им, Брахма отправился за помощью к Шиве , и Шива в свою очередь пошёл к Вишну на Вайкунтху . Вишну успокоил Шиву и пообещал исполнить желание Туласи получить его себе в мужья и сделать так, что Шанкхасура потеряет основанную на её верности мистическую силу. Вишну объявил, что для этого он примет обличье Шанкхасуры и когда Туласи, сама того не ведая, станет неверной своему мужу, девы получат возможность убить могущественного демона.
Следуя своему обещанию, Нараяна принял форму Шанкхасуры и таким образом выполнил желание Туласи. Когда девы смогли убить демона Шанкхасуру, Туласи осознала, что кто-то другой, должно быть, пришёл к ней в облике её мужа и вступил с ней в связь. Осознав, что это, вероятно, был сам Нараяна, она прокляла его стать камнем. Однако, Нараяна в ответ благословил её, сказав, что Туласи, оставив своё нынешнее тело, станет ему такой же дорогой, как Лакшми . Тело Туласи превратится в реку Гандаки , а волосы — в кустарник туласи. Именно поэтому считается, что Нараяна обитает в реке Гандаки в форме камней, которые принимаются как его воплощения и называются « Шалаграма-шилами ». Таким образом, Нараяна вечно связан с Туласи как в её форме реки Гандхаки, так и в её облике священного растения туласи. Демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком-пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой , — одним из основных атрибутов Нараяны, всегда находящимся у него в руке. Считается, что без туласи поклонение Нараяне не может быть полным.
Поклонение Туласи
Присутствие растения туласи в доме рассматривается как признак религиозности и набожности индуистской семьи. В таких направлениях индуизма как вайшнавизм , культивация и поклонение туласи является важным аспектом духовной жизни. Во многих индусских семьях туласи выращивают в специально построенной для этого структуре, в окружении мурти различных форм Бога и святых, установленных на четырёх сторонах, и нишей для маленькой глиняной лампы. В некоторых домах можно встретить десятки растений туласи на веранде или в саду, формирующих миниатюрную рощу из базилика — «туласи-ван» или «туласи-вриндаван». В вайшнавизме туласи поклоняются также и в форме мурти — она изображается как девушка- гопи . Туласи-манас мандир в Варанаси является одним из самых знаменитых храмов туласи, в котором ей поклоняются наряду с различными девами индуистского пантеона .
Согласно «Гандхарва-тантре», идеальными местами для медитации и поклонения являются заросли туласи. Вайшнавы (последователи Вишну или Кришны ) особо почитают листья туласи, которые являются неотъемлемой частью подношений найведья — их кладут на пищу, приготовленную для Бога, а также к стопам мурти Вишну или Кришны. Говорится, что Кришна, или Вишну, не принимают предложенную им пищу, если в неё не был добавлен листочек туласи (в том случае, если есть возможность достать листья туласи). Поклонение туласи в вайшнавизме — это настолько могущественный процесс, что просто поливая её или обходя вокруг неё, человек избавляется от самых тяжких грехов. Согласно правилам поклонения туласи, каждый день растению следует предлагать арати , а листья должны собираться только утром, для предложения.
После того, как растение туласи умирает, толстая часть ствола используется для изготовления вайшнавских чёток ( джапа-малы ) и бус, которые последователи вайшнавизма носят на шее. Изготовление бус и чёток из туласи является одной из главных форм кустарного производства в местах паломничества в Индии .
Туласи-пуджа
Индусы часто выращивают туласи во дворе перед домом. В определённый день в году, называемый «Картик-шукла-двадаши» (двенадцатый день прибывающей луны индуистского месяца картика , что через две недели после Дивали ) существует традиция проводить Туласи- пуджу , во время которой растения туласи красиво разукрашиваются и помещаются в специально сооружённую структуру, сделанную из сахарного тростника , манговых листьев и цветов.
Также как и во время празднования Дивали , вокруг туласи и по всему дому зажигаются глиняные лампы, а иногда устраиваются и фейерверки . В Северной Индии , а также в кришнаитских общинах в других регионах, эта церемония называется Туласи-виваха — день свадьбы туласи с Кришной в Его форме как шила . Другой праздник, посвящённый туласи, называется Туласи-экадаши и проводится в день экадаши .
Туласи в шри-вайшнавизме
В шри-вайшнавизме Туласи воспринимают как саму Лакшми в образе прекрасной девушки, и одновременно дерева туласи. Туласи находится у рек, где в водах находится Вишну в форме шалаграма . Своими ветвями она постоянно наклонена в сторону Вишну, чтобы служить ему в материальном мире. Вишну спустился на землю, чтобы помочь людям прийти к нему, и Лакшми пришла к нему в форме этого деревца. Вишну настолько любит людей, что нисходит к ним в образе камня шалаграм, и возлюбленная Вишнуприя всегда с ним в образе Туласи.
Цитаты
Цитаты из священных писаний индуизма , в которых говорится о значении туласи:
Из « »:
Подобно тому, как повторение имени Ганги приводит к освобождению от всех самых страшных грехов — тот, кто с преданностью повторяет имя Туласи и имена Господа Хари — получает тот же самый результат.
Из « Сканда-пураны »:
Простое прикосновение к туласи очищает тело. Просто молясь ей можно излечиться от всех болезней. Поливая туласи можно освободится от страха даже перед самой олицетворённой смертью — Ямараджей .
О том, как вайшнава должен украшать своё тело тилакой и бусами из туласи говорится в « Падма-пуране »:
Людей, которые носят бусы из туласи на шее, отмечают двенадцать мест на своём теле, как храмы Вишну , символами Вишну (четыре предмета, которые Вишну держит в Своих четырех руках: раковина, палица, чакра и лотос) и имеют тилак Вишну на лбу, нужно считать преданными Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни жили, они превращают это место в духовный мир.
-
Цветы туласи ( Салем , Тамил-Наду )
-
Туласи в Джайпуре
-
Цветущий туласи в Хайдарабаде , Индия
-
-
Молодые ростки Туласи в домашних условиях
См. также
Таксономия
Вид Базилик тонкоцветный входит в род Базилик ( Ocimum ) трибы Базиликовые ( Ocimeae ) подсемейства Котовниковые ( Nepetoideae ) семейства Яснотковые ( Lamiaceae ) порядка Ясноткоцветные ( Lamiales ).
ещё 21 семейство
(согласно Системе APG II ) |
ещё 3 трибы | ещё около 70 видов | ||||||||||||||||||
порядок Ясноткоцветные | подсемейство Котовниковые | род Базилик | ||||||||||||||||||
отдел Цветковые, или Покрытосеменные | семейство Яснотковые | триба Базиликовые |
вид
Базилик тонкоцветный |
|||||||||||||||||
ещё 44 порядка цветковых растений
(согласно Системе APG II ) |
ещё 8 подсемейств | ещё 52 рода | ||||||||||||||||||
Примечания
- . Дата обращения: 10 июня 2008. Архивировано из 17 мая 2008 года.
- 30 ноября 2010 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2008. 20 апреля 2008 года.
- . Дата обращения: 11 июня 2014. 22 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2008. Архивировано из 31 марта 2010 года.
- Indian J Exp Biol. 1999 Mar;37 (3):248-52.
- Prakash P, Gupta N. Therapeutic uses of Ocimum sanctum Linn (Tulsi) with a note on eugenol and its pharmacological actions: a short review.
- Effect of Ocimum sanctum Leaf Powder on Blood Lipoproteins, Glycated Proteins and Total Amino Acids in Patients with Non-insulin-dependent Diabetes Mellitus. Journal of Nutritional & Environmental Medicine. V. RAI MSC, U. V. MANI MSC PHD FICN AND U. M. IYER MSC PHD. Volume 7, Number 2 / June 1, 1997. p. 113—118
- Evaluation of Hypoglycemic and Antioxidant Effect of Ocimum Sanctum,. Jyoti Sethi, Sushma Sood, Shashi Seth, and Anjana Talwar. Indian Journal of Clinical Biochemistry, 2004, 19 (2) 152—155.
- Devi, P. Uma; Ganasoundari, A.. Modulation of glutathione and antioxidant enzymes by Ocimum sanctum and its role in protection against radiation injury. Indian Journal of Experimental Biology, v.37, n.3, 1999. March,:262-268.
- Sharma, P; Kulshreshtha, S; Sharma, A L. Anti-cataract activity of Ocimum sanctum on experimental cataract. Indian Journal of Pharmacology, v.30, n.1, 1998:16-20
- . Дата обращения: 10 июня 2008. 21 апреля 2008 года.
Ссылки
- Туласи-деви
- от 5 февраля 2007 на Wayback Machine
- Благоприятные свойства туласи
- [web.archive.org/web/20070321192851/hinduism.about.com/od/ayurveda/a/tulsibenefits.htm 15 Benefits of the Holy Basil (Tulsi)]
- от 26 апреля 2007 на Wayback Machine
- Поклонение Туласи
- Другие
- 2021-04-01
- 2