Что такое жизнь?
- 1 year ago
- 0
- 0
Что такое культуральная история? ( англ. What is Cultural History? ) — это научно-популярная книга Питера Бёрка , изданная впервые на английском языке в 2008 году . Один из известных современных историков-культурологов Питер Бёрк, предлагает путеводитель по прошлому, настоящему и будущему культуральной истории не только в англоговорящих странах, но и в континентальной Европе, Азии, Южной Америке.
На русском книга была опубликована в 2015 году.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Английский историк Питер Бёрк предлагает настоящий путеводитель по прошлому, настоящему и будущему культуральной истории не только в англоговорящем мире, но и в континентальной Европе, Азии, Южной Америке.
Впервые определение культурной истории было дано немецким историком Карл Лампрехтом в 1897 году . Основоположниками этой науки называют мыслителей XVIII и XIX веков: Якоба Буркхардта , Джамбаттиста Вико или Вольтера .
Питер Бёрк выделяет четыре этапа развития культуральной истории:
— классический период (XIX век и первая половина XX века);
— изучение социальной истории искусства (с 1930-х годов);
— появление истории народной культуры (с 1960-х годов);
— «новая культурная история»
К классическому периоду (1800—1950) Бёрк относит труды швейцарца Якоба Буркхардта («Цивилизация Возрождения в Италии» , 1860), голландского историка Йохана Хёйзинги («Осень Средневековья», 1919) и англичанина Дж. М. Янга («Викторианская Англия», 1936).
В первой половине XX века большую роль в развитии культурной истории, по мнению Питера Берка, сыграли труды социологов — работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) и книга Норберта Элиаса «Процесс цивилизации» (1939).
Впервые о « народной культуре » заговорили немецкие мыслители конца XVIII века, затем этот термин был подхвачен и в других странах.
В марксистских и близких к марксизму подходах в Англии , пишет Берк, в 1960-е годы произошло повторное открытие истории «народной культуры» ( Эрик Хобсбаум , «Джазовая сцена» (1959); Эдвард П. Томпсон , «Формирование английского рабочего класса» (1963)).
В качестве проблем культуральной истории Бёрк называет:
— проблему субъективного подхода к материалу исследования,
— проблему, связанную с методами исследований.
Одним из возможных решений проблемы субъективизма является так называемая «серийная история», в рамках которой источники анализируются хронологически.
Другим методом, которым достаточно успешно пользуются некоторые культуральные историки, утверждает Берк, является « контент-анализ », способ изучения текста или группы текстов, выявляющий частоту употребления тех или иных слов.
Берк пишет, что классический подход марксистами (Фредерик Анталь , Эдвард Томпсон и др.) подвергался критике за то, что не мог описать культурные противоречия между социальными классами, различия между полами, поколениями, «временными зонами», за переоценку гомогенности культур.
Не все люди существуют в одном и том же «теперь», часть общества продолжает жить в прошлом, считал марксист Эрнст Блох .
1960—1990-е гг среди учёных происходит поворот к антропологии . Культурологи пытаются давать культурологические объяснения различным сторонам жизни общества, даже политическим событиям ( , «Культура и анархия в Ирландии» , 1990—1939).
В 1980-е гг в обиход вошла формулировка «новая культуральная история». Бёрк останавливается на исследованиях четверых теоретиков, практикующих НКИ ( Михаил Бахтин , Норберт Элиас , Мишель Фуко , Пьер Бурдьё ) и др.
Бёрк подчёркивает связи между новыми подходами к исторической мысли и развитием феминизма (Дж. Картрайт, Дж. Келли, К.Байнем и др.), постколониальных исследований ( Э. Саид , «Ориентализм». 1978) )). Учёным также сделан обзор последних исследований и обозначены возможные направления культуральной истории в XXI веке.
Питер Берк (Peter Burke) родился 16 августа 1937 года в Стэнморе, в Великобритании. Британский историк культуры, медиевист. Эксперт по истории культуры нового и новейшего времени. Учился в иезуитском училище, в Колледже Святого Иоанна и Святого Антония при Оксфордском университете .
В 1962—1979 годах преподавал в Школе европейских исследований Суссекского университета, затем в колледже Эммануэля при Кембриджском университете , где получил звание профессора истории культуры.
Член Европейской академии, член Королевского исторического общества Великобритании .
Александр Львович Доброхотов - профессор кафедры наук о культуре факультета философии НИУ Высшей Школы Экономики :
«Кембриджский профессор Питер Бёрк лаконично и просто дает очерк истории культурологии и картину современного состояния ее разнообразных направлений () Большая часть книги посвящена новым парадигмам культуралистики. Привлекательна авторская манера давать ясные и неагрессивные характеристики различных подходов и учений. Если вспомнить об идеологической ангажированности многих сегодняшних культуральных доктрин, эта объективность и ненавязчивость делает книгу Бёрка особо весомой. Вполне логично, что к истории культурологии автор применяет культуральный подход: каждое учение получает свой культурный контекст, историю появления и среду, в которой прочерчены взаимодействия и конфликты с контрагентами. Автор пытается даже заглянуть в будущее культуральных знаний, не исключая, что впереди может быть и период своего рода „усталости от культуры“. Завершающий книгу хронологический список значимых публикаций по культуральной истории за 1860—2007 годы дает картину достижений в этой области — картину, естественно, субъективную, но весьма ценную, ведь „субъект“ и сам уже классик культуральной истории».
Бёрк П. Что такое культуральная история? / Пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 240 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1207-4
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|