Interested Article - Плутос
- 2020-12-14
- 2
Плутос ( др.-греч. Πλοῦτος «богатство», лат. Plutus ) — бог богатства в греческой мифологии , сын Деметры и Иасиона , родившийся в Триполе на Крите . В гомеровской « Одиссее » упоминается миф о Деметре и Иасионе, по которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плута; взревновавший же Деметру Зевс убивает Иасиона молнией . По Гесиоду , в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию . Часто изображался с рогом изобилия — символом плодородия и богатства.
Возможно, его имя связано с микенскими именами po-ro-u-te-u , po-ro-u-te-wo .
Плутос связан с Деметрой и Персефоной . Деметра подарила богатство — пшеницу — на свадьбе Гармонии . Каждый, кто удостоился любви этих богинь, попадал под покровительство Плутоса, даровавшего людям обилие запасов и стад. Объединение с культом обеих богинь привело также к отождествлению Плутоса (Πλοῦτος) и Плутона (Πλούτων) или Аида (ᾍδης), так как божество мёртвых мыслилось обладателем несметных подземных богатств.
Плутоса называют слепым , Зевс ослепил его, чтобы он не мог отличить честных людей от нечестных , Асклепий вернул ему зрение .
В литературе и искусстве
Его упоминают орфики . Действующее лицо комедии Аристофана «Плутос». Его статуя как мальчика была в Афинах . Его изображали на руках у Тихи .
В комедии Аристофана «Плутос» бог изображён слепым старцем, неспособным к справедливому распределению богатства. Затем, исцелённый в храме Асклепия, Плутос даёт богатство беднякам, отнимая его у богатых, что приводит к комическим ситуациям, когда никто не хочет работать и боги нанимаются подёнщиками к разбогатевшему бедняку.
Плутос (Pluto) в « Божественной комедии » Данте ( ) — это звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.
Персонаж Плутуса запечатлён Гёте в «Фаусте» и является в произведении богом богатства.
Плутос в Похвале Глупости представляется Эразму Роттердамскому единственным и подлинным отцом богов и людей.
«По его мановению в древности, как и ныне, свершалось и свершается всё — и священное и мирское». «От его приговоров зависят войны, мир, государственная власть, советы, суды, народные собрания, браки, союзы, законы, искусства, игрища, учёные труды, вот уж и дыхания не хватает, — коротко говоря, все общественные и частные дела смертных». «Без его содействия всего этого племени поэтических божеств — скажу больше: даже верховных богов — вовсе не было бы на свете или они прозябали бы самым жалким образом. На кого он прогневается (Плутос), того не выручит и сама Паллада. Напротив, кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами».
Примечания
- ↑ Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1064.
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 108
- Гесиод. Теогония 969—974; Гигин. Астрономия II 4, 7
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 1
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- . Дата обращения: 27 марта 2014. 18 июля 2014 года.
- Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 116
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 4
- Гиппонакт, фр. 36 Уэст
- Аристофан. Плутос 90
- Аристофан. Плутос 738
- Орфические гимны LXVIII 9
- Павсаний. Описание Эллады I 8, 3
- Павсаний. Описание Эллады IX 16, 1
Ссылки
- от 30 марта 2007 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-12-14
- 2