Interested Article - Аналитическая философия

Аналити́ческая филосо́фия ( англ. analytic philosophy ) — англо-американская традиция философии , получившая широкое распространение в середине XX века. Аналитическая философия не представляет собой единой школы, поскольку хотя и сформировалась на основе британского неореализма Джорджа Мура и Бертрана Рассела , однако также впитала в себя австрийский неопозитивизм (через Альфреда Айера и Уилард Куайна ) и американский прагматизм ( Чарльз Сандерс Пирс , Чарльз Уильям Моррис ). От позитивизма она заимствует антиметафизическую направленность (критика философских «псевдопроблем»), сциентизм и опору на опытное знание , а от прагматизма здравый смысл . Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой ) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии.

Предыстория

Истоки аналитической философии можно проследить вплоть до античной философии: логические разработки стоиков , «Аналитика» Аристотеля , семантические идеи софистов . В средневековой философии это семантические идеи британских схоластов Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама ; схоластические трактаты и диспуты — эталоны доказательности, аналитичности и концептуальной строгости. В Новое время преимущественное внимание к языковой и эпистемологической стороне философской деятельности становится отличительной чертой британской философии: Фрэнсис Бэкон , Джон Локк , Томас Гоббс , Дэвид Юм , Джордж Беркли , Милль . Важный вклад в формирование аналитического стиля философствования внесли такие представители «континентальной» европейской философии , как Рене Декарт , разработавший новую модель сознания (философы-аналитики считают его основателем философии сознания в современном понимании), Готфрид Вильгельм Лейбниц , создавший логическую теорию отношений, Иммануил Кант , трансцендентальная аргументация которого стала для философов-аналитиков одним из излюбленных приёмов рассуждения и доказательства .

История

Не существует единого мнения о месте и времени рождения аналитической философии, появившейся в качестве результата т. н. « лингвистического поворота », так или иначе затронувшего многие философские направления XX века : герменевтику , феноменологию , структурализм и постструктурализм . В основании аналитической традиции лежат идеи немецкого логика Готлоба Фреге , неореализм , логико-семантический анализ, философия здравого смысла Джорджа Мура , логический атомизм Бертрана Рассела , логический позитивизм представителей Венского кружка , Львовско-Варшавской школы , философия обыденного языка оксфордской школы, а также концепции раннего и позднего Людвига Витгенштейна . Однако некоторые исследователи оспаривают принадлежность к аналитической философии Фреге и Рассела . До 30-х гг. XX века термины «логический позитивизм» и «аналитическая философия» использовались практически как взаимозаменяемые, однако, помимо центральноевропейского неопозитивизма , до войны также были активны кембриджские аналитики (например, Джордж Эдвард Мур ), которых сложно причислять к неопозитивистам.

Приход нацистов к власти в Германии, убийство главы Венского кружка Морица Шлика в Вене, аншлюс Австрии и оккупация Польши привели к эмиграции представителей неопозитивизма в англоязычные страны ( Рудольф Карнап , Ханс Райхенбах и Альфред Тарский ). Вместе с тем, произошли и качественные изменения.

Апогей

Позитивизм из логического стал лингвистическим. Особенно это заметно на примере Витгенштейна, который от проекта построения логически выверенного метаязыка перешёл к анализу языковых игр. После Второй мировой войны в конце 1940-х и в 1950-х годах аналитическая философия окончательно обратилась к анализу обыденного языка .

В отличие от неопозитивистов, сторонившихся «ловушек» обыденного языка, философы-аналитики осознали огромное количество тонких нюансов, терявшихся при попытках создания редуцированного метаязыка. В то время как логический позитивизм фокусировался на логических терминах, которые, как предполагалось, должны быть универсальными и отделёнными от случайных факторов (таких как культура, язык, исторические условия), аналитическая философия подчёркивала употребление языка обычными людьми — эту особенность аналитической философии Ричард Рорти обозначит в 1967 году как « лингвистический поворот » ( англ. Linguistic Turn ). В начале 1950-х годов логический позитивизм подвергся критике со стороны Людвига Витгенштейна в его книге « Философские исследования » (1953), Уилларда Ван Ормана Куайна в его статье « Две догмы эмпиризма » (1951) и Уилфрида Селларса в его работе «Эмпиризм и философия сознания» ( англ. Empiricism and the Philosophy of Mind , 1956). Наиболее выдающимися философами-аналитиками после смерти Витгенштейна были Джон Лэнгшо Остин , Гильберт Райл и Питер Фредерик Стросон , которые принадлежали т. н. «оксфордской школе анализа языка» . Получила развитие аналитическая философия и в Кембридже ( Джон Уиздом ). Сильная школа аналитической философии сложилась в США ( Нельсон Гудмен , Мол Аарон Крипке , Патнэм ).

Кризис и второе дыхание

Однако в 1970-е годы аналитическая философия подвергается критике со стороны постмодернизма ( Ричард Рорти ) . Впрочем, в конце XX века аналитическая философия обретает «второе дыхание», смещая свой центр в США и сосредотачиваясь на проблемах философии сознания . Главными представителями второй («американской») волны аналитической философии стали Джон Сёрл и Дэниел Деннет . В Австралии близкие к ним идеи развивал Дэвид Чалмерс .

Основываясь на своих взглядах на интенциональность, Сёрл в книге «Переоткрытие сознания» (1992) описывает свой взгляд на сознание. Он считает, что начиная с бихевиоризма , значительная часть современной философии пытается отрицать существование сознания.

Сёрл считает, что философия оказалась в положении ложной дихотомии : с одной стороны, мир состоит лишь из объективных частиц, с другой — сознание обладает субъективным опытом от первого лица. Сёрл же говорит, что обе позиции верны: сознание является реальным субъективным опытом, сопряжённым с физическими процессами в мозгу. Эту позицию он предлагает называть .

Деннет основной проблемой считает предоставление такой философии сознания, которая имела бы основу в эмпирических исследованиях. В своей изначальной диссертации «Содержание и сознание» он разделяет проблему объяснения разума на необходимость в теории содержания и теории сознания. Позднее он собрал сборник эссе на тему содержания в The Intentional Stance и представил свои взгляды на сознание в Consciousness Explained.

Уже в Consciousness Explained заметен интерес Деннета к возможности объяснить при помощи эволюции некоторые особенности сознания, что впоследствии стало заметной частью его работ.

Чалмерс изложил свою идею о « трудной проблеме сознания » (the hard problem of consciousness) в вышеупомянутой книге и в своей статье Facing Up to the Problem of Consciousness («Навстречу проблеме сознания»). Здесь он проводит различие между лёгкими проблемами сознания и трудной проблемой сознания, которую можно выразить так: «почему вообще существует восприятие сенсорной информации?», «почему существует сознание?». Главная тема его исследования — это различие между биологической работой мозга и поведением, с одной стороны, и ментальным опытом, который рассматривается отдельно от поведения, то есть квалиа , с другой. Он утверждает, что пока нет исчерпывающего объяснения различий между этими двумя системами. Также он критикует материалистическое объяснение ментального опыта, что делает его дуалистом в эпоху, когда доминируют монистические идеи.

В качестве доказательства своих идей он выдвигает гипотезу « философского зомби », который по существу является нормальным человеком, но не имеющим квалиа и способности ощущать. Он утверждает, что поскольку существование зомби возможно, то понятия квалиа и способность ощущать до сих пор не получили полного объяснения с точки зрения физических свойств. Чалмерс допускает, что сознание берёт начало в любой информационной системе (см. теория информации ), и таким образом он признаёт одну из форм и не исключает, что даже термостат в какой-то степени обладает сознанием. Чалмерс однажды отметил, что он является агностиком в вопросах преанемизма и считает, что эти вопросы не являются абсолютно недоказуемыми. Выход в свет монографии Чалмерса The Conscious Mind (Сознающий ум, 1996 ) вызвал большой резонанс в научном мире. В научном журнале Consciousness Studies («Исследования в области сознания») было опубликовано более двадцати различных работ на эту тему таких исследователей, как Дэниел Деннет , Макгинн Колин, Франсиско Варела , Фрэнсис Крик , Роджер Пенроуз и других.

Разделы аналитической философии

Метаэтика (аналитическая этика)

Одной из особенностей аналитической философии является повышенный интерес к морально-этической проблематике, которую классический «австрийский» неопозитивизм предпочитал игнорировать. Это обусловлено смещением внимания с анализа языка к анализу обыденного языка, где присутствует значительное количество оценочных суждений. В аналитической этике обозначилось два подхода к интерпретации морально-этических высказываний: когнитивное и некогнитивное. Когнитивный или познавательный подход подразумевал верификацию этих высказываний и редукцию к опыту, то есть к материальным интересам (натурализм Р. Бойда и Н. Стеджена) или «интуиции добра» ( Джордж Мур ), тогда как некогнитивный подход исходил из субъективно-эмоционального отношения ( эмотивизм Айера ) или должествования ( прескриптивизм Р. Хэара). Однако в самой метаэтике (и тем более в этическом сообществе в целом) некогнитивный подход не пользуется популярностью .

В статье «Современная моральная философия» ученица Людвига Витгенштейна Элизабет Энском ввела в философский лексикон термин « консеквенциализм », объявила объяснительную связку «есть-должен» тупиком, а также возродила своими исследованиями интерес к ценностной этике. Статья Г. Э. М. Энском «Современная моральная философия», изданная в 1958 году, вызвала возрождение аристотелевского ценностно-этического подхода, а книга Джона Ролза «Теория справедливости», изданная в 1971 году, возродила интерес к кантианской этической философии. По существу единственным конституирующим признаком аналитической этики является сейчас аналитический стиль мышления, то есть отказ от метафорически-суггестивного способа изложения, тщательное определение ключевых понятий, выявление семантических оттенков естественного языка морали, стремление к логической прозрачности этических рассуждений и т. п. Это означает, что аналитическая этика, прекратив существование в качестве особой «школы», трансформировалась в широкое течение, объединяющее весьма далёкие по содержанию этические концепции лишь на основании их более или менее выраженной приверженности указанному стилю мышления .

Политическая философия

Представители аналитической философии придерживались противоположных политических взглядов, применяя аналитический метод для обоснования или разработки разделяемых ими идеологий. Так Джон Ролз тщательно аргументировал апологию социального либерализма («Теория справедливости»), а Роберт Нозик придерживался либертарианских взглядов («Анархия, государство и утопия») . Часть аналитических философов критиковала классический либерализм с позиций коммунитаризма ( Тэйлор и Макинтайр ). Существуют «постмодернистские» попытки скрестить аналитическую философию и марксизм ( аналитический марксизм Дж. А. Коэна ). Такая «всеядность» аналитической философии позволяет некоторым исследователям сделать вывод, что «аналитической политической философии не существует» как отдельного феномена .

Аналитическая философия религии

Отношение аналитических философов к религии также неоднозначно, как и их отношение к политике. Многие аналитики, не порвавшие связи с неопозитивизмом, видели в религии выражение метафизики в худшем её проявлении. Авторитет аналитического движения Бертран Рассел прямо высказывался против религии ( Почему я не христианин ). Однако ориентация на метод и стиль как отличительные черты аналитической философии делали это направление «всеядным», в том числе и в отношении религии. Уже в 40-е гг. Джон Уиздом предложил воспринимать религию как совокупность высказываний, способных выразить мистический опыт. Эти высказывания вполне поддаются лингвистическому анализу. Ещё более использовал аналитический метод для религиозной апологетики Алвин Плантинга .

Изначально аналитическая философия как и в целом позитивизм весьма отрицательно относились к метафизике к любым её проявлениям. Метафизический стиль мышления казался несовместим с аналитическим. Альфред Айер называл метафизику бессмыслицей . Однако в работах Куайна наметился выход к метафизической проблематике, поскольку бессмысленными оказались как раз атомарные высказывания, выхваченные из контекста. Абстрактные интеллектуальные построения и универсалии стали пониматься как необходимая часть истолкования языковых значений, однако Куайн понимал всю «онтологическую относительность» подобных систем . В рамках аналитической философии науки ( Томас Кун ) также была открыта эвристичность метафизики (например, атомизма ), способствующей развитию эмпирических наук. Питер Стросон обратился к построению «дескриптивной метафизики», а Сол Крипке занялся анализом реальности возможных миров. Вместе с тем, исследователи подчёркивают, что говорить об аналитической метафизике нужно осторожно, не смешивая её с классической метафизикой. Модели мира или даже «модели бытия» рассматриваются исключительно как контекст атомарных высказываний и тяготеют к онтологическому плюрализму.

Метафизикой снова энергично занимаются, но теперь это происходит в “научном” духе

Аналитическая философия по странам

Несмотря на то, что аналитическую философию можно охарактеризовать как англо-американскую версию неопозитивизма , тем не менее она получила распространение не только в англоязычных странах. В послевоенной Германии аналитическую философию распространяли Айке фон Савиньи и Эрнст Тугендхат , в Финляндии — Георг Хенрик фон Вригт и Яакко Хинтикка . Как отмечает А. Ф. Грязнов , в англосаксонских странах академической философией считается именно аналитическая традиция .

Примечания

  1. Блинов А. К., Ладов В. А., Лебедев М. В. [yanko.lib.ru/books/philosoph/blinov-ladov-lebedev=analytic_philosophy.htm Аналитическая философия] от 22 октября 2012 на Wayback Machine
  2. от 11 сентября 2012 на Wayback Machine // Фролов И. Т. Введение в философию
  3. от 5 июня 2010 на Wayback Machine // История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XXв.). — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 448 с.
  4. Решер Н. . 22 января 2013 года.
  5. . Дата обращения: 14 июня 2012. 5 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 13 июня 2012. 2 марта 2011 года.
  7. . Дата обращения: 12 июня 2012. 1 июля 2012 года.
  8. . Дата обращения: 13 июня 2012. 16 декабря 2010 года.
  9. John R. Searle. . 1 апреля 2011 года.
  10. . Дата обращения: 14 июня 2012. Архивировано из 30 сентября 2015 года.
  11. . Дата обращения: 14 июня 2012. 5 сентября 2012 года.
  12. . Дата обращения: 14 июня 2012. 22 ноября 2015 года.
  13. . Дата обращения: 14 июня 2012. 2 июня 2012 года.
  14. (недоступная ссылка — ) . // Политическая концептология № 2, 2010 г.
  15. (недоступная ссылка — ) .
  16. . 5 февраля 2010 года.
  17. Иваненко А. И. Модели бытия. — СПб.: РХГА, 2011. ISBN 978-5-88812-491-8
  18. . Дата обращения: 14 июня 2012. 16 апреля 2010 года.
  19. Соболева М. Е. . Философия как «критика, языка» в Германии. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — ISBN 5-288-03691-8
  20. Александр Грязнов от 24 сентября 2015 на Wayback Machine

Литература

на русском языке
  • Аналитическая философия / Под ред. М. В. Лебедева, А. З. Черняка. — М. : ИПК РУДН , 2006. — 622 с.
  • Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М. : Издательство МГУ , 1993. — 181 с.
  • Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Грязнова. — М. : Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция , 1998. — 528 с.
  • Васильев В. В. Историко-философский альманах. — Вып. 2. — М. , 2007.
  • Глок Г-И. Аналитическая философия: как она есть. — М. , 2022. — 400 с.
  • Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. — М. : Высшая школа , 2006. — 375 с. — (Классика философской мысли). — 3000 экз. ISBN 5-06-005116-1 .
  • : [ 3 декабря 2022 ] / Грязнов А. Ф. // А — Анкетирование [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 656. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  • Козлова М. С. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Кононов Е. А. . — М. , 2022. — 495 с.
  • Аналитическая философия. Основные концепции. — СПб. : Издательство СПбГУ , 2007.
  • Стролл А. Аналитическая философия. Двадцатый век. — М. , 2020. — 384 с.
  • Шохин В. К. // Философский журнал. — 2015. — Т. 8 , № 2 . — С. 16—27 .
на других языках
  • Dummett M. Origins of Analytical Philosophy. — Cambridge, 1993. — 199 с.
  • Preston A. Analytic Philosophy: the History of an Illusion. — London, New York, 2007. — 208 с.

Ссылки

  • // История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX—XX в.)
  • . Архивировано из 23 мая 2012 года. // Руднев В. «Словарь культуры XX в.»
  • // Энциклопедия Кругосвет
  • Суровцев В. А. // Вопросы философии . — 2010.
  • , журнал аналитической философии
  • . 14 сентября 2018 года. , автор-составитель Л. Д. Ламберов
  • [yanko.lib.ru/books/philosoph/blinov-ladov-lebedev=analytic_philosophy.htm Аналитическая философия]
  • Лебедев М. В. . Архивировано из 24 октября 2011 года. ( Программа курса 72ч — кафедра истории философии РУДН )
  • Филатов В. П. . Архивировано из 14 марта 2016 года. (Кафедра современных проблем философии РГГУ )
Источник —

Same as Аналитическая философия