Хорохорина, Наталья Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лья Никола́евна Якове́нко (род. 16 октября 1942 , Апрелевка , Кировоградская область ) — советский и украинский историк . Доктор исторических наук. Профессор и заведующий кафедры истории Национального университета «Киево-Могилянская академия» . Заслуженный деятель науки и техники Украины (2015).
В 1967 году окончила классическое отделение факультета иностранных языков Львовского университета . В 1970—1981 годах — старший научный сотрудник Центрального государственного исторического архива Украины, в 1981—1987 годах — преподаватель Киевского университета , в 1987—1991 годах — старший научный сотрудник Института истории АН УССР , в 1991—1995 годах — заведующая отделом Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины , с 1994 года — доктор исторических наук, с 1995 года — ведущий научный работник НАН Украины, одновременно с 1992 года — профессор Киево-Могилянской академии .
В Институте истории Национальной академии наук Украины защитила диссертацию по латиноязычным документам, происходящим с Украины. Позже начала работать как профессиональный историк, начиная с вопросов истории шляхты Речи Посполитой.
Автор свыше 160 трудов, из которых основные:
Её учениками являются Сергей Горин, Игорь Тесленко, Татьяна Григорьева и другие.
В своём интервью в конце 2009 года Наталья Яковенко выступала за дополнение учебных текстов информацией об остальных народах и этносах, которые издавна проживают на территории Украины, чтобы преодолеть чрезмерную нациоцентричность украинских учебников .
По её мнению, государственный подход превратился в анахронизм , поскольку главным героем истории она считает общество , а не государство . Поэтому особое внимание должно уделяться изменениям в жизни человека — его быта, семьи, питания, досуга, цивилизационным улучшениям (транспортные изобретения, санитарно-лечебные новации, появление бытовых удобств и т.д) .
Восстание 1648 и последующую войну она трактует как «всенародную войну — казацкую революцию», смыслом которых были социальные притязания казачества , стремившегося стать легитимным социальным сословием в Речи Посполитой ; Переяславскую раду — как вассалитет , принятие протектората русского царя, то есть властителя великой державы над маленькой ; «украинскую революцию» 1917—1918 годов как прямое следствие российской Февральской революции ; украинофильское движение — как ответ на официальную идеологию « Православие, Самодержавие, Народность » ; Великую Отечественную войну — как советско-немецкую войну .
Она против употребления в учебниках истории Украины утверждений про её колониальный и угнетённый статус в составе России и СССР , поскольку украинцы были также этносом с привилегированным статусом и вносили большой вклад в строительство и Российской империи и Советского Союза .