Итальянское геологическое общество
- 1 year ago
- 0
- 0
Яджнавалкья , также Яджнявалкья , Ягьявалкья ( санскр. याज्ञवल्क्य , IAST : Yājñavalkya ) — ведийский мудрец из царства Митхилы , который считается составителем « Шатапатха-брахманы » (включая « Брихадараньяка-упанишаду »), « » и « Яджнавалкья-смрити ». Он также является одной из центральных фигур в упанишадах .
Яджнавалкья считается одним из величайших ведийских мудрецов. Его поучения в Упанишадах (« Брихадараньяка-упанишада ») рассматриваются как наиболее возвышенные наставления о природе Брахмана.
Как автор « Шатапатха-брахманы » и «Брихадараньяка-упанишады», Яджнавалкья сделал огромный вклад в развитие индийской философии , включая философскую концепцию нети нети , а также в развитие индийской астрономии , описав 95-летний цикл синхронизации движения Солнца и Луны .
Создатель одного из первых сводов законов Древней Индии — «Дхармашастра Яджнавалкьи», именуемого также « Яджнавалкья-смрити ».
Согласно традиции индуизма , он был сыном риши Девараты и учеником Вайшампаяны . Однажды, Вайшампаяна сильно разгневался на Яджнавалкью за то, что тот возгордился своей учёностью. В гневе, Вайшампаяна потребовал своего ученика отдать назад ранее переданное ему знание « Яджурведы ».
По требованию своего гуру , Яджнавалкья изверг всё приобретённое от своего учителя знание в форме пищи. Другие ученики Вайшампаяны приняли облик куропаток и съели извергнутую еду, представлявшую собой знание, которое они жаждали получить. На санскрите , куропатка называется «титтири». Так как птицы титтири «съели» эту Веду , она получила название «Тайттирия Яджур-веды». Она также известна как « Кришна Яджурведа » («Чёрная Яджурведа»), по причине того, что представляет собой извергнутую субстанцию. Таким образом, «Тайттирия-самхита» является частью «Яджурведы».
После этого Яджнавалкья решил более не принимать человеческого гуру и стал поклонятся богу Солнца Сурье с целью получить от него части Вед, неизвестные даже его предыдущему духовному учителю Вайшампаяне.
По прошествии какого-то времени, бог Солнца, удовлетворённый аскезами Яджнавалкьи, принял форму коня и поведал мудрецу другую часть «Яджур-веды», доселе неизвестную человечеству. Так как эта часть «Яджурведы» была получена от бога Солнца, она называется «Шукла Яджурведа» («Белая Яджурведа»). Она также известна как «Ваджасанея Яджурведа», так как Сурья поведал её в облике коня (слово «ваджи» на санскрите означает «конь»). Яджнавалкья разделил «Ваджасанея Яджурведу» на пятнадцать частей, каждая из которых состоит из тысяч Яджур-мантр. Такие риши как Канва , Мадхьяндина и другие создали известные шакхи , которые были названы их именами.
У Яджнавалкьи было две жены. Одну звали , а другую — Катьяяни . Майтрейи была брахмавадини («та, кто заинтересована постижением Брахмана »). Когда Яджнавалкья пожелал разделить свою собственность между двумя жёнами, Майтрейи спросила о том, возможно ли достичь бессмертия через обретение богатства. Яджнавалкья ответил, что не существовало никакой надежды достижения бессмертия через богатство — единственное, чего она могла достичь — это стать одной из богатых женщин на земле. Услышав это, Майтрейи попросила своего мужа обучить её тому, что тот считал наиболее важным. В ответ на это, Яджнавалкья описал ей величие Абсолюта, природу Его существования, а также путь достижения бессмертия и приобретения абсолютного знания. Запись этой бессмертной беседы между Яджнавалкьёй и Майтрейи содержится в « Брихадараньяка-упанишаде », где наиболее ярко выражена мудрость Яджнавалкьи.
Яджнавалкья также принял участие в соревновании по выбору величайшего Брахма- джнани («познавшего Брахман»), организованного царём Джанакой , в котором и одержал победу, превзойдя многих великих риши -эрудитов. Всё это описавается в одной из глав полной философских и мистических вопросов и ответов « Брихадараньяка-упанишады ».
В конце жизни, Яджнавалкья принимает «видват- санньясу » (отречение от мира после обретении знания о Брахмане ) и удаляется в лес.