Interested Article - Евангельские христиане (прохановцы)

Евангельские христиане-прохановцы читают журнал « Христианин »

Ева́нгельские христиа́не ( пашко́вцы , проха́новцы ) — религиозное движение протестантского христианства , первоначально внеконфессиональное, в дальнейшем — близкое к баптизму (по мнению ряда экспертов — вариация баптизма). Получило распространение в России в конце XIX — первой половине XX века. В 1944 году церкви евангельских христиан и баптистов вошли в один союз ( ВСЕХБ ), образовав единую конфессию евангельских христиан-баптистов . В 1990-е годы небольшая часть евангельских христиан вышла из союза, восстановив самостоятельные структуры.

Название

По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались « редстокистами », затем — « пашковцами », позднее — « прохановцами ».

Определённую сложность представляет самоопределение «евангельские христиане», которое не следует путать с аналогичным по звучанию термином , означающим группу родственных конфессий евангелического направления (евангеликов). Некоторые из этих конфессий не имеют прямого отношения к прохановцам, зато имеют с ними существенные расхождения в богословии и церковной практике. Например, общины пятидесятников , существовавшие в России с 1910-х годов, не пытались слиться с прохановцами и именовали себя «христиане евангельской веры» или «христиане веры евангельской», чтобы отличаться от них.

История

XIX век: Петербургское пробуждение

Зарождение евангельского движения XIX века в Санкт-Петербурге и на северо-западе Российской империи было вызвано, в первую очередь, не деятельностью иностранных миссионеров, но неудовлетворённостью части аристократии формализмом официальной религии, нередко имевшего место в церковной жизни, особенно высших слоёв общества. Собственным исканиям способствовала деятельность английского миссионера лорда Редстока , приглашённого генеральшей Е. И. Чертковой в Петербург в 1874 году, после посещения его проповедей в одну из заграничных поездок . Его первые евангельские проповеди на английском и французском языке проходили в аристократических особняках и загородных поместьях. Он пробыл в России около четырёх лет и в 1878 за миссионерство был выслан властями .

В результате его проповедей уверовали ряд высших аристократов Петербурга: церемониймейстер царского двора граф Модест Корф , отставной полковник гвардии граф Василий Пашков , министр путей сообщения граф Алексей Бобринский , великосветские дамы княгини Вера Гагарина и Наталья Ливен, генеральша Елизавета Черткова .

Лидером общины стал Василий Александрович Пашков, Редстока заменил швейцарский пастор (нем.) . В деятельности движения принимал участие также ученик Редстока, проповедник, доктор Ф. В. Бедекер .

В 1878 году появились общины С. В. Васильева и графини Е. И. Шуваловой в Москве , затем миссионерская деятельность охватила Московскую , Тверскую , Тульскую , Нижегородскую , Псковскую и другие центральные губернии России .

1 апреля 1884 года по инициативе Пашкова был созван I объединительный съезд евангельских христиан, куда были приглашены и прибыли также представители баптистов, штундизма , братских меннонитов и молокан -захаровцев (всего около 100 участников). Мероприятие было прервано полицией 6 апреля, многих делегатов арестовали, хотя позднее обвинения были сняты. От Пашкова и Корфа потребовали прекратить проповедь в любой форме, после отказа они были высланы из страны .

Евангельские и баптистские общины были юридически признаны государством в 1879 году «Маковским циркуляром», что позволило верующим узаконить церковные браки, рождение детей и наследование .

Духовные устремления и финансовые возможности членов движения способствовали тому, что с самого начала они стали уделять серьёзное внимание просветительской и благотворительной работе: оказанию помощи заключённым, созданию рабочих мест для нуждающихся женщин, открытию дешёвых столовых для студентов и рабочих , в Петербурге появился детский дом для всех вероисповеданий. Стал издаваться журнал « Русский рабочий ». Было официально учреждено « Общество поощрения духовно-нравственного чтения », за период 1876—1884 годов издавшее 200 наименований литературы, включая творения отцов Древней Церкви (которые распространялись бесплатно или по низкой цене). В 1882 году на средства Пашкова Британское библейское общество напечатало несколько тысяч экземпляров русской Синодальной Библии .

Деятельность Проханова

10-й Всесоюзный съезд евангельских христиан в Ленинграде 1926 год

Тем не менее, общины пашковцев продолжали существовать и новый этап развития движения связан с именем Ивана Проханова , крещенного в 1886 году в баптистской общине Владикавказа. Проханов прибыл в Петербург (для учебы в Технологическом институте ) в 1888 году. В 1895 году, во время усиления государственных мер принуждения религиозного характера, Проханов вынужден выехать за границу, откуда, получив богословское образование, возвращается в Санкт-Петербург в 1901 году и приступает к активной проповеднической и издательской деятельности. Тем временем в пашковской общине стали происходить серьезные изменения, например, к 1902 году было принято решение не принимать в церковь без крещения (что ранее было вполне допустимо) . Однако в целом пашковское движение на протяжении еще нескольких лет допускало разномыслия в этом вопросе. Были общины, которые не определились, а Московская община, напротив, в 1913 году приняла догматический документ, подтверждающий приемлемость крещения детей .

В 1909 году в России в Санкт-Петербурге был проведён Первый съезд евангельских христиан, а в 1911 году — Второй, на котором был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) председателем которого стал Иван Проханов. На том же съезде было принято составленное Прохановым Вероучение евангельских христиан, являющееся вариацией баптистского вероучения . В частности, «прохановское» вероучение декларировало недействительность крещения по отношению к детям.

На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 году ВСЕХ вошёл во Всемирный баптистский альянс , а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.

В годы Первой мировой войны возобновились преследования евангельских христиан со стороны государственной власти, которые прекратились с победой Февральской революции 1917 года . Руководством ВСЕХ был взят курс на общественно-политическую активность, в частности, учреждена христианско-демократическая партия «Воскресение».

Важным направлением деятельности ВСЕХ стала организация сельскохозяйственных коммун, некоторые из которых продолжали своё существование до конца 1920-х годов. Велись переговоры с органами советской власти об основании евангельскими христианами крупного поселения в азиатской части страны, которое планировалось назвать городом Евангельском.

Пятый дальневосточный съезд евангельских христиан, прошедший во Владивостоке в 1926 году.

Тем не менее, уже в 1928 году общественная активность союза была под давлением властей практически полностью свёрнута, а его руководитель Иван Проханов был вынужден эмигрировать.

Советский период

Община евангельских христиан-прохановцев в Канаде на фоне своего дома молитвы. Община основана христианином Егоровым, покинувшим Россию около 1901 года после отбытия многолетней ссылки в Сибири
Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (прохановцев). Около 1927 года. В центре — Иван Проханов , справа от него — Иван Каргель . Крайний слева — Александр Карев .

В период 1930-х годов и до начала Второй мировой войны евангельские христиане подвергались репрессиям, многие члены ВСЕХ были осуждены к различным срокам лишения свободы, вследствие чего данный орган функционировал нерегулярно, хотя и не был распущен. После ликвидации в 1935 году Союза баптистов, часть его членов вошла в состав ВСЕХ, а в 1942 году ряд баптистских руководителей официально обратились к руководству евангельских христиан с просьбой взять сохранившиеся общины баптистов под свою опеку. .

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих церквей было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов . В дальнейшем евангельские христиане в СССР организационно входили в общие с баптистами структуры и, по сути, представляли собой одну конфессию.

Современность

Ряд организаций или движений в той или иной мере претендуют на преемство движения евангельских христиан конца XIX — первой половины XX века. Например, 1 августа 1992 года в Москве на съезде представителей церквей было объявлено о восстановлении Союза церквей евангельских христиан (СЦЕХ). Тем не менее, большинство общин, до 1944 года принадлежавших к ВСЕХ, остались в общих с баптистами объединениях .

В последующие годы, в разных регионах России, а также и в других странах СНГ, формировались отдельные общины и централизованные объединения евангельских христиан, претендовавшие на духовное преемство от ВСЕХ.

В ходе проведения в апреле 2009 года в г. Москве конгресса, посвященного столетнему юбилею движения евангельских христиан в России, было официально объявлено об образовании на базе ряда таких объединений и автономных церквей Всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ), председателем совета которого избран , секретарем — .

Перед подготовкой Второго конгресса ВСЕХ, прошедшего в апреле 2011 года в Москве, состав членов совета Всероссийского содружества евангельских христиан расширился новыми участниками, а новым председателем Совета избран .

Богословие

В XIX веке, в начальной стадии своего формирования, богословие евангельских христиан не было строго конфессиональным. Петербургские аристократы длительное время не порывали связей с православной церковью, надеясь реформировать её изнутри, и были не столь критичны к ней в сравнении с иными протестантами . Общины пашковцев не были абсолютно однородны в богословском отношении: часть рассматривали себя свободной евангельской церковью (т.е. не связанной организационно с определенной протестантской конфессией), родственной плимутским братьям, а другие тяготели к баптистскому богословию с установкой на организацию церкви с более выраженной иерархией и детальной догматикой .

С 1910-х годов, когда движение сформировало своё богословие в официальные документы веры (вероучения Проханова и Каргеля), евангельские христиане придерживались баптистского вероучения , однако имели некоторые непринципиальные отличия от той версии баптизма, которую исповедовали в Союзе русских баптистов . Во-первых, в отличие от русских баптистов, в официальных вероучениях евангельских христиан было зафиксировано арминианство . Во-вторых, имелись отличия литургического характера. Так, евангельские христиане практиковали открытую Вечерю , к которой допускались все желающие, в то время как баптисты причащались на закрытых Вечерях (допускались только члены баптистских общин) .

Роль пресвитеров в общинах евангельских христиан была заметно меньше, чем в общинах баптистов. Даже рукоположению пресвитеров и диаконов евангельские христиане уделяли меньшее внимание. Например, лидер движения Иван Проханов был рукоположён в пресвитеры только в 1924 году в Праге, после чего начали рукополагать и других служителей . Еще одно отличие заключалось в отсутствии принятой среди баптистов практики возложения рук служителей на головы крещённых сразу после крещения .

Вероучения

Обложка брошюры с вероучением евангельских христиан, составленным Иваном Каргелем .

Строго сформулированное вероисповедание движения длительное время отсутствовало в виду его внеконфессиональности. Лишь в письме Пашкова от 9 апреля 1880 года к ректору С.-Петербургской духовной академии содержится ряд положений, в частности, об оправдании только верой, покаянии и духовном возрождении .

На Втором Всероссийском съезде евангельских христиан в декабре 1910 года — январе 1911 года (том же съезде, который учредил ВСЕХ ) было утверждено официальное вероучение евангельских христиан , составленное Иваном Прохановым . Это вероучение не противоречило общебаптистскому .

Кроме того, в 1913 году было опубликовано вероучение Ивана Каргеля — неофициальное, но авторитетное в среде верующих .

Самоидентификация

Основатель евангельского движения Гренвилл Редсток был крещён в англиканской церкви и никогда не разрывал с ней связи. Некоторое время Редсток находился под влиянием плимутских братьев . Писатель Николай Лесков , тесно общавшийся с представителями евангельского движения в Санкт-Петербурге , отмечал: «Редсток и сам не основывает никакого отдельного толка, и не требует ничего подобного от своих последователей. … Если и есть, может быть, одно какое-нибудь единоличное исключение, то о нём не стоит и говорить» .

Лидер движения «пашковцев» Василий Пашков принял крещение от одного из лидеров плимутских братьев (англ.) . Исследователь Грегори Николс подчеркнул сознательный выбор Пашковым крещения у представителя плимутских братьев, несмотря на «многочисленные связи» с баптистами. «Таким образом Пашков ясно заявил о своем желании, чтобы евангельское движение Санкт-Петербурга оставалось свободным от деноминационализма» , — отметил Николс .

Некоторые участники пашковского движения первых десятилетий не порывали формально с православной церковью, не отрицали детокрещения, категорически неприемлемого в баптизме. Несмотря на различия, лидеры евангельских христиан и баптистов с 1880-х годов неоднократно пытались договориться об объединении течений в одну церковь . Временами казалось, что согласие достигнуто, но до 1944 года слияние конфессий каждый раз срывалось .

Известной попыткой такого слияния стал организованный Пашковым и Корфом «объединительный» съезд 1884 года, разогнанный властями ( подробнее см. в разделе ). Вскоре после съезда Пашков и Корф были высланы из страны, а лидером движения стал баптистский пресвитер Иван Каргель . Лично Каргель исповедовал «строгий» баптизм, однако не стремился «загнать» пашковцев в жесткие баптистские догматические рамки .

Следующий лидер движения — Иван Проханов принял баптистскую самоидентификацию. В частности он разработал и добился утверждения на съезде 1910—1911 годов Вероучения , положившего конец разномыслиям относительно необходимости крещения исключительно в сознательной возрасте по твёрдой вере. В Вероучении утверждалось, что перед совершением крещения Церковь обязана удостовериться, что желающий креститься пережил рождение свыше и действует сознательно. В 1913 году Иван Каргель написал ещё одно Вероучение евангельских христиан , также утвердившее обязательность «сознательного» взрослого крещения.

Таким образом было устранено ранее допустимое разномыслие в вопросе, принципиальном для баптистов. Проханов не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов» . Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять Всероссийский союз евангельских христиан в члены Всемирного баптистского альянса , а самому Ивану Проханову — стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса.

В 1944 году под нажимом советского правительства евангельские христиане и баптисты объединились в одну конфессию, — евангельских христиан-баптистов , остающейся единой до настоящего времени.

Организации

Периодические издания

Персоналии

Хронология важнейших событий истории евангельских христиан

  • ( 1873 ) 1874 — Приезд Редстока в С.-Петербург.
  • 1874 — Обращение В. А. Пашкова , М. М. Корфа , А. П. Бобринского .
  • 1876 — Утверждение Министерством внутренних дел Общества поощрения духовно-нравственного чтения , основанного В. А. Пашковым.
  • 1884 — Первый объединенный съезд евангельских христиан пашковцев, баптистов, новоменнонитов, штундистов и захаровцев в Петербурге, созванный В. А. Пашковым.
  • 1884 — Высылка из России В. А. Пашкова и М. М. Корфа.
  • 1886 — Обращение И. С. Проханова .
  • 1889 — Начало нелегального издания И. С. Прохановым журнала «Беседа» в Петербурге.
  • 1892 - 1893 — Кратковременное пребывание В. А. Пашкова в Петербурге.
  • 1895 — Вынужденная эмиграция И. С. Проханова.
  • 1898 — Возвращение И. С. Проханова из-за границы.
  • 1902 — Издание И. С. Прохановым сборника духовных песен «Гусли» .
  • 1904 - 1905 — Образование первой общины евангельских христиан в Петербурге И. С. Прохановым.
  • 1905 — Съезд баптистов и евангельских христиан в городе Ростове-на-Дону, на котором было одобрено наименование «евангельские христиане-баптисты».
  • 1905 — Участие евангельских христиан и баптистов в первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне.
  • 1906 — Начало регулярного издания журнала «Христианин» И. С. Прохановым.
  • 1907 — Объединенный съезд баптистов, евангельских христиан и захаровцев в Петербурге.
  • 1907 — Образование Русского евангельского союза И. С. Прохановым.
  • 1909 — 1-й Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге. Основание ВСЕХ .
  • 1910 — 2-й Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге.
  • 1911 — 3-й Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге, последний в царское время.
  • 1911 — Участие баптистов и евангельских христиан во втором всемирном конгрессе баптистов в Филадельфии.
  • 1912 — Совместное совещание баптистов и евангельских христиан в городе Владикавказе.
  • 1913 — Открытие Прохановым Библейских курсов в Петербурге.
  • 1917 — Февральская революция. Возвращение из ссылки репрессированных деятелей евангельского и баптистского союзов.
  • 1917 — 4-й съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1917 — Октябрьская революция.
  • 1917 — 5-й съезд евангельских христиан в Москве.
  • 1918 — Возникновение первых евангельско-баптистских сельскохозяйственных коммун .
  • 1919 — 6-й съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1920 — 7-й съезд евангельских христиан в Москве, на котором обсуждался вопрос слияния двух союзов в один.
  • 1921 — 8-й съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1922 — Обращение И. С. Проханова к Русской православной церкви — «Евангельский клич».
  • 1923 — Участие баптистов и евангельских христиан в третьем всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме.
  • 1923 — 9-й съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1924 — Объединенные Библейские курсы евангельских христиан и баптистов в Ленинграде.
  • 1924 — Возобновление издания журнала «Христианин» .
  • 1924 — Рукоположение И. С. Проханова в Праге.
  • 1925 — Возобновление работы Библейских курсов евангельских христиан в Ленинграде.
  • 1926 — 10-й съезд евангельских христиан в Ленинграде.
  • 1926 — Издание ВСЕХ Библии (25 000 экз.)
  • 1927 — Издание ВСЕХ Нового Завета (25 000 экз.), Десятисборника духовных песен (25 000 экз.), Нотного десятисборника (10 000 экз.), Библии (10 000 экз.).
  • 1928 — Участие баптистов и евангельских христиан в четвертом всемирном конгрессе баптистов в Торонто.
  • 1930 — Прекращение деятельности ВСЕХ.
  • 1931 — Восстановление ВСЕХ.
  • 1932 — Переезд канцелярии ВСЕХ из Ленинграда в Москву.
  • 1942 — Образование временного Союза евангельских христиан и баптистов в Москве.
  • 1944 — Объединение евангельских христиан и баптистов в одно братство и в один союз ВСЕХиБ .

Комментарии

Примечания

  1. .
  2. , с. 324.
  3. , с. 40—44.
  4. , с. 128.
  5. , с. 80.
  6. , с. 87.
  7. .
  8. , с. 146.
  9. Журнал « Баптист », 1925, № 6-7, С.38-39
  10. , с. 97.
  11. , с. 356—469.
  12. , с. 212—217.
  13. , с. 128—159.
  14. , с. 145.
  15. , с. 88.
  16. Брошюра «Протоколы 2-го Всероссийского съезда евангельских христиан», С-Петербург, 1911, С.17
  17. Каретникова М.С. (2012-02-15). . Slavic Baptists . из оригинала 29 сентября 2020 . Дата обращения: 12 ноября 2017 .
  18. , с. 291.
  19. , с. 85—89.
  20. , с. 114—116.
  21. , с. 143.
  22. , с. 231.
  23. , с. 233—234.
  24. , с. 58.
  25. Баптист , 1911, № 32, С.256
  26. , с. 132.

Литература

  • . — Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. — СПб. : Новое и старое, 2004. — Т. II. от 17 октября 2014 на Wayback Machine
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 40—44. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  • / [коллектив авторов]. — М. : изд. ВСЕХБ , 1989. — 624 с.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Пер. с нем. П. И. Скворцова = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. Пер. с англ. М. С. Каретниковой = The Philosohy of Ministry of Colonel Vasiliy Pashkov. — СПб. : Библия для всех, 2005. — 197 с. — ISBN 5‑7454‑0909‑6.
  • Лесков Н. С. / Соч. Н. С. Лескова. — СПб. : тип. В. Тушнова, 1877.
  • Ливен С. П. . — Корнталь: Свет на Востоке , 1967. — 125 с.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности: изучение жизни и творчества Ивана Вениаминовича Каргеля (1849 - 1937) [пер. Н. Рыбальченко] = The Development of Russian Evangelical Spirituality: A Study of Ivan V. Kargel (1849-1937). — СПб. : Библия для всех, 2015. — 396 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-7454-1379-7 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXIII. — С. 63—64.
  • // Одесская богословская семинария ЕХБ Богомыслие : альманах. — Одесса, 1998. — Вып. 7 . — С. 128—159 . — ISSN . 30 июня 2018 года.
  • / // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 324. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
  • Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
  • Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874-2008) // 105 лет легализации русского баптизма : Материалы международной научно-практической конференции / ред.-сост. Н. А. Белякова, А. В. Синичкин. — М. , 2011. — С. 16—23 . — ISBN 5-902917-03-4 .
  • Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма: Учебное пособие. — Одесса: Одесская богословская семинария, изд-во Богомыслие, 1995. — 128 с.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). — СПб. : Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4 .
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 - 1967). — СПб. : Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. ISBN 5-7454-0594-5 .
  • Филатов С. Б. и др. Баптизм и евангельское христианство // / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов. — М. : Логос, 2003. — Т. II. — 480 с. — 2000 экз. ISBN 5-94010-209-3 .
  • Fountain, D. G. Lord Radstock and the Russian Awakening (англ.) . — Southampton: Mayflower Christian Books, 1988. — ISBN 978-0-907821-04-5 .
  • Garton, N. (англ.) . — Bath: Chivers Press, 1992. — ISBN 0-7451-1675-2 .
  • Neatby, W. B. (англ.) . — London: (англ.) , 1901.
  • Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874—1920). — СПб.: Библия для всех, 2023. — 800 с.
Источник —

Same as Евангельские христиане (прохановцы)