Interested Article - Исламский туалетный этикет

Традиционный кувшин ( афтафа ) , который используется мусульманами для очищения после испражнения

Исла́мский туале́тный этике́т ( араб. آداب الخلاء ‎, ада́б аль-хала́ — « этикет уединения») — правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей мочеиспускание и испражнение ), предписанные мусульманину шариатом .

Для справления нужды мусульманин должен удалиться в специальное отхожее место (чаще всего в туалет ) или, если такое помещение отсутствует, в недоступное для взора других людей место . Входить в туалет следует с левой ноги и, соответственно, выходить с правой. Перед входом в туалет и после выхода из него следует прочесть специальную мольбу (дуа́) .

После справления нужды мусульманин обязан очиститься от нечистот при помощи заранее заготовленной воды, камней или других предметов, которые подходят для этого . Процесс умывания водой называется истинджа́ , а очищение твёрдыми предметами называется истиджма́р .

В исламском туалетном этикете нельзя поворачиваться во время испражнения лицом или спиной в сторону Каабы ( Кибла ), мочиться в стоячую воду, использовать правую руку для подмывания, приносить Коран и читать его. В плане мест справления нужды шариат запрещает делать это у мусульманских могил, в банях, в тени, на дороге, в общественном саду, у плодоносящих деревьев, возле источников. Запрещено совершать истиджмар костями, экскрементами и едой . Порицаемым считается разговаривать во время процесса, мочиться в норы и против ветра. Является нежелательным проносить в туалет вещи, содержащие имя Аллаха .

Источники правил и рекомендаций

Главным источником всех предписаний и рекомендаций исламского туалетного этикета, как и всего комплекса шариатских законов, служат слова и действия пророка Мухаммада , записанные со слов его ближайших соратников ( хадисы ) . Исламская дисциплина, которая занимается упорядочиванием этой сферы жизни мусульман, называется фикх .

Туалетный этикет у различных исламских течений и сект в основном единообразен. Различия между современными фетвами в этой области и средневековыми связаны с тем, что в домах мусульман появился центральный водопровод и канализация, стали доступны множество видов бумаги, но по сути мало что изменилось с тех пор в этих предписаниях .

Правила поведения при входе в отхожее место

Сунной для входящего в туалет является произношение молитвы :

араб. بسم الله أللهم إني أعوذ بك من الخبث و الخبائث

трансл. Бисми-Лля́х , Алла́хумма инни́ а’у́зу би́ка мин-аль-ху́буси ва-ль-хаба́ис
рус. С именем Аллаха ! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков .

А при выходе говорить :

араб. غفرانك

трансл. Гуфра́нак .

рус. Прости, (о Аллах)!

Хадис от Аиши , Сунан Абу Давуда № 17, Джами ат-Тирмизи № 7. Хадис хасан, см. Насируддин аль-Албани Сахих аль-Джами ас-Сагир № 4707

Согласно преданиям от Мухаммеда, следует входить в отхожее место с левой ноги и выходить с правой, не открывать срамных мест ( аврат ) до приседания к земле/полу. Если поблизости нет специального места для справления нужды, то мусульманину следует удалиться от людских глаз ; сунной является надевать головной убор и обувь . Передаётся от Джабира, что он сказал:

Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха ( ) , и Посланник Аллаха ( ) не испражнялся, пока не удалялся и никто не видел его.

Сунан Абу Давуда №2, Сунан Ибн Маджа №335; хадис достоверный см. Сахих Сунан Ибн Маджа 1/60

Процесс

Из сообщений жены Мухаммада Аиши бинт Абу Бакр известно , что он практически всегда справлял нужду в сидящем положении, но в другом хадисе передаётся , что он иногда мочился стоя. Поэтому, мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом справления нужды, однако мочеиспускание стоя тоже разрешено , но не поощряется, так как капли мочи могут просочиться на одежду или тело человека. Сунной является опора на левую ногу во время справления нужды .

При отправлении нужды запрещено поворачиваться в сторону Киблы , читать Коран и другие религиозные тексты, преднамеренно прикасаться правой рукой к половому органу (см. раздел ); является нежелательным мочиться в сторону ветра или сельскохозяйственных угодий, разговаривать (см. раздел ).

Истинджа и истиджмар

Истинджóй ( араб. إستنجاء ‎ — «подмывание») в мусульманском праве называется очищение водой от нечистот ( наджáса ) , вышедших из «двух путей» (то есть из мочеиспускательного канала и анального отверстия ), а истиджмáром ( араб. إستجمار ‎ от араб. جمار ‎, джима́р — «маленький камешек») называется очищение от нечистот с применением чистых (с точки зрения шариата ) и дозволенных ( мубáх ) вещей, наподобие камней и т. п. Применение одного из этих двух способов считается достаточным, но предпочтительным является совмещение истинджи и истиджмара . Истиджмар совершается камнями или тем, что может заменить их: платком, бумагой, деревом и т. п.

При совершении истинджи и истиджмара запрещено пользоваться правой рукой, подтираться или омываться менее трёх раз и подтираться костями или экскрементами . Это соответствует словам Салмана аль-Фариси :

[Пророк] запретил нам подмываться правой рукой, подтираться менее чем тремя камнями и подтираться экскрементами и костями.

Сахих аль-Бухари хадис №144, Сахих Муслим хадис №264

Подмывание совершается только после окончания процесса испражнения и мочеиспускания. Омывать пенис нужно начиная от корня до кончика не менее трёх раз (если требуется большее число полосканий, нужно довести их до нечётного числа), а затем встряхнуть три раза .

Халатное отношение к очищению от нечистот и скверны считается грехом и мерзким поступком. В хадисе , передаваемом от Абу Хурайры со слов Мухаммеда , говорится, что люди подвергнутся мучениям в могиле из-за этого .

В Коране содержится похвала в адрес молящихся в мечети аль-Куба :

Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.

Когда их спросили об этом очищении, они ответили: «Воистину, мы используем камни [для очищения] после воды» .

Запрещённые действия

Согласно сообщениям от Мухаммеда, во время справления нужды запрещено поворачиваться в сторону Киблы задом или передом (некоторые улемы разрешают делать это внутри строений ). По словам Абу Айюба аль-Ансари , когда мусульмане достигли территории Леванта (Шам) , они обнаружили там туалеты направленные в сторону Каабы и разрушили их . Также является запретным мочиться в стоячую воду , прикасаться правой рукой к половым органам во время мочеиспускания, а также подмываться ею , мочиться и испражняться на дороге, в тени, в общественных садах, под плодоносящим деревом и возле источников воды , запрещается чтение и ношение Корана в отхожем месте , совершение истиджмара посредством помёта животных, костей и еды , справлять нужду между могилами мусульман и мочиться в банях и местах для купания .

Порицаемые действия

Нежелательным считается мочиться против ветра, чтобы « скверна » не попала на одежду , разговаривать во время справления нужды . Передается, что пророк Мухаммад не отвечал на приветствия во время мочеиспускания . В другом хадисе говорится о том, что Аллах испытывает ненависть к таким людям . Также нежелательным считается справлять нужду, повернувшись в сторону Солнца или Луны .

Согласно хадису Катады от Абдуллаха ибн Сарджиса , является нежелательным мочиться в щели и норы, потому что норы являются жилищем животных или джиннов . Является порицаемым входить в отхожие места с предметами, в которых есть поминания Аллаха (только если в этом нет крайней нужды) . Сообщается, что пророк Мухаммад при входе в туалет оставлял свой перстень с именем Аллаха снаружи .

Места справления нужды

Туалет в мечети Нурдаулет ( Актобе , Казахстан ) с душем для подмывания и кувшином

Главным условием для таких мест является уединённость и сокрытость от других людей. Как уже упоминалось выше (см. разделы и ), место для справления нужды должно быть оборудовано так, чтобы человек не поворачивался в сторону священной для мусульман Мекки. Также в таком месте не должны находиться вещи с поминанием Аллаха, и тем более Коран.

Традиционный мусульманский туалет сегодня можно обнаружить в сельской местности мусульманских стран . Обычно такой туалет представляет собой глубокую яму, которая полностью покрыта досками, за исключением щели для испражнения. Сооружение закрыто со всех сторон и оборудовано крышей. В помещении: справа (от входа) находится кувшин с водой, а слева короб с теми самыми камешками, которые упоминаются в хадисах . Такие традиционные туалеты сейчас можно лицезреть в старой части Ташкента , которая не пострадала от землетрясения в 1966 году .

После заполнения ямы она закапывается и рядом выкапывается новая. С появлением ассенизационных машин одна яма может использоваться многократно.

Иногда из-за специфических геологических условий такое строение туалета было невозможным, и тогда мусульмане прибегали к различным ухищрениям. Так, в Бухарском оазисе , где подземные воды находятся близко к поверхности, туалет сооружали над искусственным холмом или использовались возвышения, сверху проделывалось отверстие, а под ним ставились сменные глиняные сосуды ( хумы ) довольно больших размеров. По заполнении сосуды менялись.

А. А. Хисматулин, по свидетельству средневековых арабских историков и путешественников, сообщает следующее:

Видимо, из-за таких туалетов в Бухаре постоянно, особенно летом, стояла характерная вонь, отчего город, используя народную этимологию, иногда именовали Абу Хара (Отец дерьма) .

П. Пославский, побывавший в Бухаре в 80-х годах XIX века, в Военном сборнике (№ 12. 1891 г.) сообщал о разных запахах и характерной вони в городе следующее:

Нам почти не приходилось также встречать на улицах зловонных луж и никогда не просыхающей грязи. Исключение в этом отношении составляет низменный еврейский квартал, где в иных местах хватаешься за нос и погоняешь лошадь, чтобы выбраться скорее из удушливой атмосферы. Оправданием и здесь в большей степени служит преобладание там красильного ремесла. Нужно упомянуть ещё, пожалуй, о ямах, куда стекает грязная вода из бань: они всегда вонючи, немного превосходя в этом отношении самые бани. Вообще же, в городе запахов разных и вони сравнительно очень мало. Мы заметили раньше, при описании водоснабжения, что хаузы , арыки и Шахруд к концу ожидания новой воды издают (особенно летом) вредный и неприятный запах: ну, тогда, действительно, во всей Бухаре дышать трудно .

В одном из кишлаков заболоченной провинции Систан в Афганистане проблему избавления от экскрементов местные жители решали следующим образом: в основании стен внутренних дворов проделывались дыры, и твёрдые фекалии посредством деревянной палки проталкивались на улицу — в канал с текущей водой ( тюрк. arïq или перс. جوی ‎) .

В наше время традиционные мусульманские нужники, подключённые к канализационной системе, зачастую соседствуют с унитазами европейского образца .

Приспособления

Пластмассовая афтафа

Для очищения после мочеиспускания и дефекации мусульмане ещё со времён Мухаммада используют воду и камни. Сосуд с водой для омовения называется афта́фа (афто́ба) в Иране и кумга́н в Центральной Азии , Башкирии и Татарстане .

В современных мусульманских туалетах в развитых странах вместо кувшина используется гофрированный шланг с переключателем, подключенный к водопроводу (например в ОАЭ ). Но в странах с более низким уровнем экономики ещё распространены металлические (иногда пластмассовые) кувшины и вёдра с ковшиком (например в Омане ) .

Комментарии

  1. Перевод приведён по книге Саида аль-Кахтани «Крепость мусульманина» (пер. с ар. В. А. Нирша).

Примечания

  1. .
  2. , с. 32.
  3. , с. 33.
  4. , с. 29.
  5. , с. 10.
  6. , с. 12.
  7. , с. 30.
  8. , с. 90.
  9. Сахих Сунан Абу Давуд № 29, Сунан ан-Насаи 1/26, Джами ат-Тирмизи 1/10/12.
  10. Сахих Муслим 1/228/273, Джами ат-Тирмизи 1/11/13, Сахих аль-Бухари 1/329/225, Сунан ан-Насаи 1/19, Сунан Абу Давуда 1/44/23, Сунан Ибн Маджа 1/111/305.
  11. , с. 34.
  12. , с. 11.
  13. , с. 35.
  14. , с. 9.
  15. , с. 31.
  16. Сунан ад-Даракутни № 458. Основа хадиса в Сахих аль-Бухари № 218 и Сахих Муслим № 675.
  17. , с. 32.
  18. Хадис передал аль-Баззар , также приводится в Сунан Ибн Маджа № 305 и № 307 (без упоминания камней). См. «Насб ар-Рая» 1/218—219.
  19. Муслим « Сахих Муслим » Хадис № 269.
  20. , с. 91.
  21. Сахих аль-Бухари 1/498/394; Сахих Муслим 1/234/264; Джами ат-Тирмизи 1/8/8
  22. , с. 11.
  23. , с. 12.
  24. , с. 36.
  25. Сахих Муслим № 370
  26. Хадис от Абу Саида аль-Худри ; Муснад Ахмада № 11296, Сунан Абу Давуда № 15, Сунан Ибн Маджа № 342
  27. Сунан Абу Давуда № 29, Сунан ан-Насаи № 34. Согласно Ибн Хаджару в «ат-Тальхисе», хадис является достоверным; по словам Ибн аль-Усаймина (аш-Шарх аль-Мумти 1/95—96) этот хадис является по крайней мере хорошим .
  28. Сунан Абу Давуда № 19, Джами ат-Тирмизи № 1746, Сунан ан-Насаи № 5228, Сунан Ибн Маджа № 303. По словам Абу Давуда, этот хадис является отвергнутым (мункар) , по словам ат-Тирмизи этот хадис является хорошим и неизвестным (хасан гариб) . По мнению Насируддина аль-Албани хадис является слабым (даиф) .
  29. Vostlit.info . Дата обращения: 11 августа 2019. 24 августа 2019 года.
  30. Лебедев А. . — Tema.ru, 2009. 15 мая 2013 года.

Литература

  • // Сосуды тайн: туалеты и урны в культурах народов мира. — СПб. : Петербургское востоковедение , 2002.
  • Коллектив авторов. Облегчённый фикх в свете Корана и Сунны = الفقه الميسّر في ضوء الكتاب و السنّة. — Медина : Комплекс имени Короля Фахда по изданию Священного Корана , 2003. — 452 с. — ISBN 9960-847-53-5 .
  • Бадави А. = الوجيز في فقه السنة و الكتاب العزيز. — 3-е. — Эль-Мансура , Египет : Дар Ибн Раджаб, 2001. — 528 с.
  • Ас-Садлян С. б. Г. = رسالة في الفقه الميسّر. — IslamHouse.com, 2008. — 123 с. (недоступная ссылка)
  • Аль-Фаузан С. Аль-Мулаххас аль-Фикхи = الملخّص الفقهي. — 1-е. — Эр-Рияд: Президиум Управления научных исследований и фетв Королевства Саудовская Аравия, 2002. — Т. 1. — 512 с. — ISBN 9960-11-217-9 .
  • Ибн Балбан . = أخصر المختصرات في الفقه علي مذهب الإمام أحمد بن حنبل / Мухаммад ибн Насир аль-Аджми. — 1-е. — Бейрут: Дар аль-Башаир аль-Исламия, 1996. — 280 с.
  • Аль-Джибрин А. б. А. = شرح عمدة الفقه. — 2-е. — Эр-Рияд: Мактаба ар-Рушд, 2008. — С. 2192. — ISBN 978-603-00-0461-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Исламский туалетный этикет