Interested Article - Гассаниды
- 2020-07-17
- 2
Гассани́ды ( араб. الغساسنة , также Бану Гассан — «сыны Гассана») — арабская царская династия, правившая в до 636 года в Восточной Палестине ( Иордании ). Они иммигрировали из Йемена в начале III века в Левант . Некоторые слились с эллинизированными христианскими общинами , приняв христианство в первые века нашей эры, в то время как другие, возможно, уже были христианами, прежде чем эмигрировать на север, чтобы избежать религиозного преследования . Поселившись в Леванте, Гассаниды постепенно ликвидировали арабское царство , существовавшее до них на этой территории, и стали государством-клиентом Византийской империи, сражались вместе с византийцами против персидских Сасанидов и их арабских вассалов Лахмидов . Земли Гассанидов являлись буферной зоной, защищающей римские владения от набегов местных племён. В 529 году император Юстиниан I объявил аль-Хариса ибн Джабалу правителем Сирии и Палестины, для арабов — с титулом царя, для византийцев — с титулом патрикия . Гассаниды принадлежали к Яковитской православной церкви . Царство было ликвидировано Византией в 585 году , но восстановлено в 629 году ввиду мусульманской угрозы. Немногие Гассаниды стали мусульманами после мусульманского завоевания Леванта; большинство жителей государства оставались христианскими и присоединились к мелькитским и сирийским общинам в пределах нынешней Иордании, Палестины, Израиля, Сирии и Ливана .
Миграция из Йемена
Считается, что Гассаниды пришли из города Мариб в Южной Аравии и окружающих его городов и посёлков (современный Йемен ) . Предание гласит, что их исход из Йемена начался из-за разрушения дамбы Мариба, история которого подробно описана в 34-й главе Корана . Арабская пословица «Они были разбросаны, как народ Сабы » происходит от исхода населения из Южного Йемена. Миграция происходила волнами, ещё одной известной волной было преследование арабов-христиан химьярским царём Зу Нувасом . Время миграции в Левант неясно, но считается, что Гассаниды прибыли в Сирию между 250—300 годами и более поздними волнами миграции около 400 года . Их самое раннее появление в хрониках датируется 473 годом , когда их вождь Аморкес подписал договор с Восточной Римской империей, признав её сюзеренитет. В это время он, очевидно, стал яковитом . Гассаниды стали ведущим племенем среди арабских федератов, таких как Бану Амела и Бану Джудхам.
Царство Гассанидов
Римские вассалы
Первоначально поселившись в Леванте, Гассаниды стали государством-клиентом Восточной Римской империи. Римляне нашли в Гассанидах мощного союзника, который действовал как буферная зона против Лахмидов . Кроме того, будучи правителями своего народа, они также были филархами , коренными правителями клиентских приграничных государств . Столица Гассанидов находилась в Джабийе на Голанских высотах . Географически государство занимало большую часть восточного Леванта , и его власть распространялась через племенные союзы с племенами азд вплоть до северного Хиджаза и на юг до Ятриба ( Медины ) .
Византийско-персидские войны
Восточная Римская империя была больше ориентирована на Восток, и долгая война с персами была её главной заботой. Гассаниды сохранили свой статус защитника торговых путей Леванта, охраняли племена от Лахмидов и были источником войск для имперской армии. Царь Гассанидов аль-Харис ибн Джабала (529—569) поддерживал византийцев против Сасанидской Персии и был пожалован в 529 году императором Юстинианом I самым высоким имперским титулом, который когда-либо был присуждён иностранному правителю; он также получил статус патрикия . Кроме того, аль-Харису ибн Джабале было предоставлено право управлять всеми арабскими союзниками Византийской империи . Аль-Харис был христианином-яковитом; он помог возродить сирийскую церковь яковитов и поддержал развитие яковитства, несмотря на то, что православная Византия считала её еретической. Позднее византийское недоверие и преследование такой религиозной неортодоксальности привели к свержению преемников Хариса, (правил 569—582) и .
Гассаниды, успешно противостоя персидским союзникам Лахмидам, процветали экономически и занимались религиозным и общественным строительством; они также покровительствовали искусству и в своё время принимали арабских поэтов Набигу ад-Дубьяни и Хассана ибн Сабита при своём дворе .
Исламское завоевание
Гассаниды оставались византийским вассальным государством до тех пор, пока власть его покровителей не была свергнута мусульманами в VII веке после битвы при Ярмуке в 636 году . Во время мусульманского завоевания Гассаниды больше не были объединены теми же христианскими верованиями: некоторые из них приняли союз с византийской церковью; другие оставались верными яковитству, и значительное число из них сохранили свою христианскую религиозную идентичность, но встав на сторону мусульманских армий, чтобы подчеркнуть лояльность по отношению к своим арабским корням и признать более широкий контекст растущей арабской империи под покровительством ислама. Значительную часть воинов мусульманских армий в битве при Муте составляли христианские арабы. Некоторые из тех христианских арабских племён в современной Иордании, которые встали на сторону мусульманских армий, были освобождены от уплаты джизьи . Позже те, кто остался христианами, присоединились к мелькитским сирийским общинам. Остатки Гассанидов были рассеяны по всей Малой Азии .
Существуют разные мнения, почему последний правитель Гассанидов и его последователи не приняли ислам. Некоторые мнения основываются на общей идее о том, что Гассаниды ещё не были готовы отказаться от своего статуса правителей и элиты Сирии. Историк IX века аль-Баладхури рассказывает следующую историю отъезда Джабалы в Византию: Джабала поддержал позицию ансара из Медины, сказавшего: «Вы — наши братья и сыновья наших отцов». Но после прибытия Умара ибн аль-Хаттаба в Сирию, в 636 году у Джабалы возник спор с одним из и в пылу спора он выбил тому глаз. Умар приказал наказать Джабалу, на что он ответил: «Похож ли его глаз на мой?» Затем он покинул Сирию и отправился в земли византийцев .
После падения своего государства Джабала ибн Айхам учредил правительство в изгнании в Византии . Влияние Гассанидов на империю длилось веками; кульминацией этого присутствия стало возведение на престол одного из их потомков, Никифора I (802—811), и учреждение недолгой династии . Но Никифор был не просто потомком Гассанидов, он претендовал на пост главы династии, используя одноимённое имя царя Джафны, основателя династии .
Правители
- ( 220 — 265 )
- ( 265 — 270 )
- ( 270 — 287 )
- ( 287 — 307 )
- ( 307 — 317 )
- ( 317 — 327 )
- ( 327 — 330 ), ( 327 — 340 ), ( 327 — 342 ), ( 327 — 361 )
- ( 330 — 356 )
- ( 361 — 391 ) и ( 361 — 362 )
- ( 391 — 418 )
- ( 418 — 434 )
- ( 434 — 455 ), ( 434 — 456 ), ( 434 — 453 )
- ( 453 — 472 ), ( 453 — 486 ), ( 453 — 465 )
- ( 486 — 512 )
- ( 512 — 529 )
- ( 529 )
- аль-Харис V ибн Джабала ( 529 — 569 ), с 529 патрикий Флавий Арефа
- аль-Мунзир III ибн аль-Харис ( 569 — 582 )
- ( 570 — 582 )
- ( 581 — 583 )
- ( 583 ) и ( 583 -?)
- под византийской и персидской властью 584 г. — ок. 629 г.* (?- 614 )
- ( 614 -?)
- (?- 618 )
- Амр IV ибн Джабала ( 628 )
- Джабала V ибн аль-Харис ( 628 — 632 )
- ( 632 — 638 ) (ум. в Константинополе в 642 году )
Наследие
Гассаниды достигли своего пика при аль-Харисе V и аль-Мунзире III . Оба были успешными в военном отношении союзниками византийцев, особенно против своих врагов — Лахмидов, и обеспечивали южный фланг Византии и её политические и коммерческие интересы в Аравии. С другой стороны, Гассаниды по-прежнему были яковитами , что привело к их разрыву с Византией и изгнанию аль-Мунзира, за которым последовал после 586 года роспуск федерации Гассанидов . Патронаж Гассанидов над Сиро-православной церковью яковитов имел решающее значение для её выживания, возрождения и даже распространения через миссионерскую деятельность на юг, в Аравию. По словам историка У. Болла, можно сказать, что продвижение Гассанидами более простой и более жёсткой монотеистической формы христианства в специфическом арабском контексте, возможно, предвосхитило ислам . Правление Гассанидов также принесло период значительного процветания арабам на восточных окраинах Сирии, о чём свидетельствует распространение урбанизации и строительство нескольких церквей, монастырей и других зданий. Сохранившиеся описания двора Гассанидов создают образ роскоши и активной культурной жизни с покровительством искусству, музыке и особенно арабоязычной поэзии. По словам Болла, «двор Гассанидов был наиболее важным центром арабской поэзии до появления халифских дворов», и их придворная культура, включая склонность к пустынным дворцам, таким как Каср-ибн-Вардан , послужила образцом для Омейядских халифов и их двора .
После падения первого государства Гассанидов в VII веке несколько династий, как христианских, так и мусульманских, заявляли, что являются продолжением дома Гассана . Помимо династии Никифора в Византийской империи, некоторые другие правители утверждали, что были наследниками Гассанидов. Расулидские султаны правили с XIII по XV века в Йемене , султаны Бурджиты в Египте с XIV по XVI века . Будучи мусульманами, обе династии утверждали, что являются наследниками и правопреемниками Гассанидов. Последними правителями, носившими титулы наследников Гассанидов, были христианские шейхи Аль-Азар на горе Ливан, управлявшие маленькими суверенными шейхствами Акуры (1211—1950 годы) и Згарта-Цвайя (1641—1950 годы) .
Примечания
- ↑ Saudi Aramco World: The Kind of Ghassan. Barry Hoberman. 11 января 2012 года. Accessed 31 January 2014.
- ↑ Bowersock, G. W.; Brown, Peter; Grabar, Oleg. (англ.) . — Harvard University Press . 18 октября 2017 года.
- . Дата обращения: 31 декабря 2019. Архивировано из 20 сентября 2018 года.
- ↑ bury, john. (англ.) . — courier dover publications.
- ↑ Hoberman, Barry. (неопр.) . 11 января 2012 года.
- . IReBD.com . Дата обращения: 3 апреля 2018. 2 февраля 2018 года.
- . www.jewishencyclopedia.com . Дата обращения: 3 апреля 2018. 18 марта 2018 года.
- Irfan Shahid, 1989, Byzantium and the Arabs in the Fifth Century .
- Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, vol. 1, Irfan Shahîd, 1995, p. 103
- Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, Volume 2 part 2, Irfan Shahîd, pg. 164
- в « Книгах Google »
- . Sovereign Imperial & Royal House of Ghassan. 28 февраля 2014 года.
- Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, vol. 2, part 1, Irfan Shahîd 1995, p. 51
- Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, vol. 2, part 1, Irfan Shahîd 1995, p. 51-104
- Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, vol. 2, part 1, Irfan Shahîd, 1995, p. 51
- The Origins of the Islamic State, being a translation from the Arabic of the Kitab Futuh al-Buldha of Ahmad ibn-Jabir al-Baladhuri , trans. by P. K. Hitti and F. C. Murgotten, Studies in History, Economics and Public Law , LXVIII (1916—1924), I, 208—209
- Ghassan Resurrected, Yasmine Zahran 2006, p. 13
- Ghassan post Ghassan, Irfan Shahid, Festschrift «The Islamic World — From classical to modern times», for Bernard Lewis, Darwin Press 1989, p. 325
- Ghassan post Ghassan, Irfan Shahid, Festschrift «The Islamic World — From classical to modern times», for Bernard Lewis, Darwin Press 1989, p. 334
- Tarik, Tabari (Cairo, 1966), VIII, p. 307
- , pp. 102–103; , pp. 1020–1021.
- , p. 105; , p. 1021.
- , pp. 103–105; , p. 1021.
- Late Antiquity — Bowesock/Brown/Grabar, Harvard University Press, 1999, p. 469
- Ghassan post Ghassan, Irfan Shahid, Festschrift «The Islamic World — From classical to modern times», for Bernard Lewis, Darwin Press 1989, p. 328
- Ghassan post Ghassan, Irfan Shahid, Festschrift «The Islamic World — From classical to modern times», for Bernard Lewis, Darwin Press 1989, p. 332
- . Дата обращения: 31 декабря 2019. 31 декабря 2019 года.
Литература
- Французов С. А. : Православная энциклопедия.
- Yasmine Zahran: Ghassan Resurrected. Stacey International Publishers, London 2007.
- Almaqhafi, Awwad: Qabayl Wa Biton Al-Arab
- Almsaodi, Abdulaziz; Tarikh Qabayl Al-Arab
- Bosra of the Ghassanids in the Catholic Encyclopedia
- Fergus Millar: «Rome’s 'Arab' Allies in Late Antiquity». In: Henning Börm — Josef Wiesehöfer (eds.), Commutatio et Contentio. Studies in the Late Roman, Sasanian, and Early Islamic Near East . Wellem Verlag, Düsseldorf 2010, pp. 159—186.
- Ball Warwick. Rome in the East: The Transformation of an Empire. — First edition. — L. : Routledge , 2000. — 546 p. — ISBN 04-152-4357-2 . — ISBN 978-0-415-24357-5 .
- Fowden, Elizabeth Key. (англ.) . — Berkeley and Los Angeles: University of California Press , 1999. — ISBN 0-520-21685-7 .
- The Roman eastern frontier and the Persian Wars. Part II, AD 363-630 : a narrative sourcebook / edited and compiled by Geoffrey Greatrex and Samuel N.C. Lieu. — L. : Routledge, 2002. — xxvii, 373 p. — ISBN 04-151-4687-9 . — ISBN 978-0-415-14687-6 .
- The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8 .
- / Shahîd I. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; & Ch. Pellat . Assisted by J. Burton-Page , C. Dumont and V. L. Ménage . — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 2. — P. 462—463. (платн.)
- Shahîd Irfan. . — Washington: Dumbarton Oaks , 1995. — Vol. I. — ISBN 978-0-88402-214-5 .
- 2020-07-17
- 2