Interested Article - Аль-Кафи

Аль-Кáфи ( араб. الكافي ‎ — «достаточный») — один из главных сборников хадисов шиитов-двунадесятников , составителем которого является Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак аль-Кулайни ар-Рази (ум. 328 или 329 г. хиджры / 939 или 940 г. н. э.). Входит в состав Кутуб аль-Арба’а («четверокнижие») базовых шиитских сводов хадисов наряду с « Ман ла йахдуруху-ль-факих » шейха Садука , « Тахзиб аль-ахкам » и « Аль-Истибсар » Абу Джафара ат-Туси . Включает в себя 15181 задокументированных хадисов от пророка Мухаммада и членов его семейства — Фатимы Захры и непорочных Имамов .

Аль-Кулайни

Ученые располагают крайне скудными сведениями о составителе свода «Аль-Кафи». Существуют также разные варианты звучания его прозвища ( нисба ) : аль-Кулайни или аль-Кулини. Тем не менее, все исследователи согласны с тем, что оно является производным от деревни или в Иране . Известно также, что время жизни аль-Кулайни приходится на период малого сокрытия ( аль-гайбат ас-сугра ) двенадцатого имама аль-Махди .

Вначале аль-Кулайни был известен как религиозный учёный и факих среди шиитов-двунадесятников иранского города ар-Рей. До свода «Аль-Кафи» он написал несколько трудов, как то «Китаб ар-риджал» (исследование о степени надежности и правдивости передатчиков хадисов), «Ар-Радд 'ала-ль-Карамита» («Опровержение взглядов карматов»), «Расаил аль-а’имма» («Письма Имамов») и антология поэзии об имамах . Ни одна из этих книг, в отличие от «Аль-Кафи», не сохранилась.

Общие сведения о своде «Аль-Кафи»

В силу того, что шииты-двунадесятники расширительно трактуют понятие « сунна » и включают в него хадисы не только от пророка Мухаммада, но и членов его семейства, «Аль-Кафи» включает в себя достаточно широкий круг преданий, относящихся к разным историческим периодам, в которые жили непорочные Имамы. По этой причине свод «Аль-Кафи» является важным источником правовых норм для богословов и законоведов джафаритского мазхаба .

Во введении к своей работе аль-Кулайни пояснил:

Вы желали иметь в своем распоряжении книгу, которой было бы достаточно (для удовлетворения ваших религиозных нужд) ( кафин ), которая вбирала бы в себя все виды религиозного знания ( илм ), которая подходила бы студенту и к которой мог бы обращаться учитель. Таким образом, её может использовать любой, кто стремится к обретению религиозных знаний и совершению законных действий ( а’мал ) в соответствии с достоверными преданиями ( асар ) от безгрешных (имамов)…

Отличительной особенностью «Аль-Кафи» является то, что хадисы в этом сборнике объединены в различные главы по тематическом принципу. Подобную систему подачи материала исламские ученые начали использовать во второй половине II—III веке хиджры. Исследователи склоняются к тому, что это первая обзорная работа по шиитским хадисам, написанная в такой манере.

В основу сборника «Аль-Кафи» легли письменные источники — конспекты лекций и проповедей непорочных имамов, составленные слушателями, а также записи изречений пророка Мухаммада, которые начали делать ещё при его жизни его сподвижники, принадлежавшие к шиат Али , во главе с самим Али ибн Абу Талибом и дочерью Мухаммада Фатимой Захрой . Эти более ранние сборники получили название «Усул». По данным историков, насчитывалось около 400 подобных сводов, однако хадисы в них не были систематизированы. К настоящему времени сохранились лишь некоторые из этих рукописей.

Степень достоверности

В своей работе «О сборнике „Аль-Кутуб аль-арба'“ („Четверокнижие“)» доктор отмечает:

Хадисоведы, трудившиеся над сбором преданий до Кулайни и после него, проверяли иснады (цепочки передатчиков) с большой осторожностью. Они стремились убедиться в том, что все передатчики конкретного хадиса были людьми истинной веры; но, похоже, аль-Кулайни уделял иснаду меньшее внимание, нежели матну , то есть содержанию предания. Так, иногда он приводит хадисы, в иснадах которых есть передатчики, которые не были в строгом смысле слова учениками Имамов (мир им); иногда они были приверженцами иного вероучения — зейдитского , порой они являлись гулатами — сторонниками крайних взглядов. Некоторые из передатчиков в иснадах считали одного из более ранних Имамов (мир им) последним Имамом, и в цепочки даже попадали люди, вообще не придерживавшиеся шиитского вероучения.

В связи с этим нельзя сказать, что свод «Аль-Кафи» является полностью достоверным сборником хадисов. Уже шейх Садук (ум. 381 г. хиджры/ 991 г. н. э.), ставший составителем другого авторитетного шиитского сборника «Ман ла йахдуруху-ль-факих», не считал «Аль-Кафи» полностью заслуживающим доверия. Об этом писал, в частности, иракский аятолла Абу-ль-Касим аль-Хои в своем труде «Му’джам риджал аль-хадис» («Избранные передатчики хадисов»). Аятолла Хомейни также скептически относился к ряду хадисов из «Аль-Кафи», также утверждая, что часть хадисов в своде нельзя признать аутентичными.

Поэтому шиитские учёные-хадисоведы проводили тщательную проверку преданий из «Аль-Кафи» на предмет их достоверности. По некоторым оценкам, заслуживающими доверия ( сахих ) можно признать около трети (согласно иному мнению — около четверти) хадисов, содержащихся в «Аль-Кафи». Мулла в своём комменатарии к «Аль-Кафи» писал, что достоверными можно признать 58 % включённых в свод хадисов. Вот что пишет И. К. А. Ховард об итогах исследований на сей счет:

Число преданий в «Аль-Кафи» достигает 15181, согласно другому подсчету — 15176. Если подсчитать количество хадисов в каждом разделе, то их число будет превышать 1000. Из основных хадисов 5072 признаны учеными полностью достоверными ( сахих ), то есть хадисами «первой категории», 144 расценены как хорошие ( хасан ), принадлежащие ко «второй категории», 178 считаются достоверными ( мувасак ), то есть «третьей категории», 302 предания названы «сильными» ( кавый ) — это «четвертая категория», и 9484 признаны слабыми ( да’иф ), относящимися к «пятой категории». Если хадис расценивается как слабый, это не означает, что он вымышлен. Под «слабостью» предания подразумевается, что учёные-хадисоведы обнаружили некий изъян, обычно среди передатчиков в иснаде, и это позволяет предположить, что хадис может и не восходить к Имаму (мир ему), как это декларируется. Наука, разработанная исламскими учёными-мухаддисами для проверки иснадов и текстов преданий — это отдельная дисциплина, которая включает в себя, в частности, илм ар-риджал , исследующую особенности личностей передатчиков, записывавших хадисы.

Структура сборника

«Аль-Кафи» состоит из трёх частей — «Аль-Усул», «Аль-Фуру'» и «Ар-Равда».

«Аль-Усул»

Данный раздел в «Аль-Кафи» посвящён, главным образом, вопросам вероучения. Он включает в себя восемь книг ( кутуб ), которые, в свою очередь, разделены на главы ( абваб ). Это следующие книги:

  1. «Китаб аль-'акл ва-ль-джахл» — «Книга о разуме и невежестве».
  2. «Китаб фадл аль-'илм» — «Книга о достоинстве знания». В данном разделе говорится о познании религиозной традиции, ниспосланной пророку Мухаммаду и сохранённой непорочными Имамами, о методах подтверждения истинности хадисов, о недозволенности личного правового мнения, противоречащего достоверной Сунне .
  3. «Китаб ат-Таухид» — «Книга о Единобожии».
  4. «Китаб аль-Худжжа(т)» — «Книга о доводе Аллаха ». В этом разделе освещается шиитская доктрина Имамата, а также содержатся исторические сведения о жизни непорочных Имамов.
  5. «Китаб аль-иман ва-ль-куфр» — «Книга о вере и неверии».
  6. «Китаб ад-ду’а» — «Книга молитв» (личных обращений верующего к Аллаху).
  7. «Китаб фадл аль-Кур’ан» — «Книга о превосходстве Корана».
  8. «Китаб аль-ишра» — «Книга этикета».

«Аль-Фуру»

В этом разделе «Аль-Кафи» даётся описание заповедей ислама относительно ритуальной практики ( ибадат ) и законов Шариата , касающихся жизни в социуме ( му’амалат ). Раздел включает в себя следующие книги:

  1. «Китаб ат- тахарат » — «Книга о ритуальной чистоте».
  2. «Китаб аль-хайд» — «Книга о менструациях».
  3. «Китаб аль- джана’из » — «Книга похорон».
  4. «Китаб ас- салят » — «Книга молитвы».
  5. «Китаб аз- закят » — «Книга закята (налоге в пользу бедных)».
  6. «Китаб ас- сийам » — «Книга поста».
  7. «Китаб аль- хадж » — «Книга хаджа», содержит в себе также регламентацию паломничества к гробницам Имамов ( аз-зийарат ).
  8. «Китаб аль- джихад » — «Книга о священной войне».
  9. «Китаб аль-ма’иша» — «Книга средств жизни».
  10. «Китаб ан- никях » — «Книга брака», в ней освещаются нормы, регламентирующие как постоянный ( да’им ), так и временный ( мут’а ) брак , признанный законным в джафаритском мазхабе .
  11. «Китаб аль- акика » — данная книга посвящена вопросам, связанным с воспитанием детей.
  12. «Китаб ат- талак » — «Книга развода».
  13. «Китаб аль-итк ва-т-тадбир ва-ль-катиба» — книга посвящена категориям рабов и способам их освобождения.
  14. «Китаб ас-саид» — «Книга охоты».
  15. «Китаб аз- забаих » — «Книга ритуального забоя животных».
  16. «Китаб аль-ат’имма» — «Книга еды».
  17. «Китаб аль-ашриба» — «Книга питья».
  18. «Китаб аз-зик ва-т-таджаммул ва-ль-муру’а» — «Книга об одежде, украшениях и вежливости».
  19. «Китаб ад-даваджин» — «Книга о домашних животных».
  20. «Китаб аль-васайа» — «Книга о завещании».
  21. «Китаб аль- маварис » — «Книга наследования».
  22. «Китаб аль- худуд » — книга об уголовных наказаниях, четко установленных Кораном и Сунной .
  23. «Китаб ад- дийа » — книга о наказаниях и компенсациях за убийство и нанесение телесных повреждений.
  24. «Китаб аш-шахадат» — книга о требованиях к доказательствам в случае судебного разбирательства.
  25. «Китаб аль-када ва-ль-ахкам» — книга о кодексе поведения судей и требованиях к ним.
  26. «Китаб аль-айман ва-н-нузур ва-ль-каффарат» — «Книга о присягах, клятвах и способах искупления (в случае их нарушения)».

« Ар-Равда »

В данном разделе хадисы не систематизированы и приведены в совершенно произвольном порядке.

Комментарии к «Аль-Кафи»

Сам аль-Кулайни крайне редко комментировал собранные им хадисы, делая лишь редкие пояснения в случаях явного противоречия между преданиями. Однако в дальнейшем многие шиитские учёные писали толкования к сборнику «Аль-Кафи». Среди наиболее известных комментаторов — следующие богословы:

  1. Алламе (ум. 1110 г. хиджры/ 1698 г. н. э.);
  2. Садр ад-Дин аш-Ширази, известный также как Мулла Садра (ум. 1050 г. хиджры/ 1640 г. н. э.);
  3. (ум. 1080 г. хиджры/ 1699 г. н. э.);
  4. (ум. 1089 г. хиджры/ 1678 г. н. э.);
  5. (ум. 1040 г. хиджры/ 1630 г. н. э.)

Использованная литература

  • Мустафа Авлийа’и. И. К. А. Ховард. Хадисоведение. Москва, «Исток», 2010.
  • Dr. I. K. A. Howard

Ссылки

Источник —

Same as Аль-Кафи