Interested Article - Ибн Каййим аль-Джаузия
- 2020-07-29
- 1
Шамсудди́н Абу́ ’Абдулла́х Муха́ммад ибн Абу́ Бакр ад-Димашки , более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя ( араб. ابن قيم الجوزية ; 29 января 1292 , Дамаск — 16 сентября 1350 , там же) — мусульманский богослов, толкователь Корана, хадисовед, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права .
Прозвище «ибн Каййим аль-Джаузия» закрепилось за Шамсуддином, потому что он был сыном опекуна медресе Джаузия в Дамаске (арабское слово «каййим» ( араб. قـيّم ) можно перевести на русский язык как «уполномоченный» или «опекун») .
Биография
Его полное имя: Абу ’Абдуллах Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайну-д-дин аз-Зур’и ад-Димашки. Родился в Дамаске седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре .
Он рос и воспитывался в доме глубоко верующих людей в атмосфере набожности и благочестия. Знания он начал получать ещё в детстве, будучи менее семи лет от роду. Начальное образование Ибн Каййим получил от отца в Дамаске. Затем учился праву, каламу, арабскому языку и литературе у известных учёных-богословов Дамаска . В то время этот город славился своими учёными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Египет .
Ибн Каййим был разносторонне образован . Так, знания хадисов он приобретал у судьи Такиуддина ибн Сулеймана, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Джаухар и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Баали и под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абу-ль-Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия уа-ш-Шафия» и «Тасхиль». Знание усуль (основ) и фикха он приобретал у таких шейхов, как Сафиуддин аль-Хинди и ибн Таймия , а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Харани, под руководством которых изучал книги « » Ибн Кудамы , «аль-Ахкам» Амидия и многие другие .
Имя Ибн Каййима неразрывно связано с Ибн Таймиёй . С ним он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Египте в 712 году хиджры . В 1326 году они оба были заключены в тюрьму. Ибн Каййим был отпущен только после смерти Ибн Таймии в 728 году по хиджре ; в период своего заключения Ибн Каййим занимался чтением Корана, размышляя над ним .
В 1340 году по григорианскому летосчислению он совершил паломничество в Мекку . В 1342 году Ибн Каййим аль-Джаузия провёл свою первую лекцию в медресе ас-Садрийя в Дамаске, в которой он затем преподавал вплоть до самой своей смерти в 1350 году .
Среди его учеников называются:
- Ибн Раджаб — хафиз , имам , учёный, аскет, автор книг о хадисах, фикхе, истории; он был неразлучным с ибн Каййимом вплоть до его смерти;
- Ибн Касир — хафиз , историк, хадисовед, автор многих книг, из которых самые известные — «Тафсир ибн Касира» ( толкование Корана ) и книга «аль-Бидая уан-Нихая» («Начало и конец»);
- Файрузабади — составитель толкового словаря арабского языка «аль-камус аль-мухит» .
Богословские взгляды
Ибн Каййим считается самым известным учеником ибн Таймии из числа его современников . Он всеми силами старался популяризировать труды Ибн Таймии, почти во всех вопросах следовал Ибн Таймии . Благодаря ему идеи Ибн Таймии получили широкое распространение . Он много узнал от своего учителя, но считал наиболее важным следующее: его призыв к книге Всевышнего Аллаха и достоверной сунне пророка Мухаммада; руководство ими в повседневной жизни; понимание Корана и сунны так, как их понимали праведные предшественники; отрицание всякого рода новшеств в религии и очищение её от тех нововведений ( бида ), которые предпринимали мусульмане по собственной инициативе, основываясь на ошибочных убеждениях в течение предшествующих веков — веков упадка, застоя и слепого подражания .
Ибн Каййим был специалистом в области толкования Корана, знатоком хадисов и их методологии, отлично знал калам и тонкости арабского языка. В его трудах можно найти положения, близкие к антропоморфизму (ташбих-таджсим). Признавал деление единобожия ( таухид ) на три вида ( улюхийа-рубубийа-асма ва сыфат ) — единство Аллаха как Творца ( таухид ар-рубубиййа ), как единственного объекта для поклонения ( таухид аль-улюхиййа ) и как Обладателя атрибутивных имен ( таухид аль асма ва-с-сыфат ) .
Считал запретным специальные посещения ( зиярат ) к могиле пророка Мухаммада, угодников и праведников ( авлия ). Многие его положения были подвергнуты жёсткой критике со стороны ортодоксальных суннитов. Как и Ибн Таймия, отвергал слепое следование религиозным авторитетам и по различным вероучительным и правовым проблемам считал необходимым ссылаться только на очевидные доказательства из исламских первоисточников; в то же время широко использовал методику ханбалитской правовой школы. Отрицал правомочность иджмы .
Отличительной особенностью учения суннитского ислама считал его «среднее положение» без крайностей. Ибн Каййим придавал большое значение духовности и её роли в религии . В отличие от Ибн Таймии, он испытал на себе значительно более сильное влияние суфизма .
Труды
Результатом разносторонних научных изысканий ученого явилось много книг. Ибн Каййим является автором книг по толкованию Корана, праву, хадисам, каламу. Известно около 100 его сочинений. Вот лишь некоторые из них:
- «Благодатный дождь прекрасных слов» ( араб. الوابل الصيب من الكلم الطيب , Аль-Ва́биль ус-сэ́ййиб мин аль-калим ит-таййиб )
- «Болезнь и лекарство» ( араб. الداء والدواء , Ад-Да ва ад-дава )
- «Большие грехи»
- «Высокий минарет (для различения) достоверных и слабых хадисов» ( араб. المنار المنيف في الصحيح والضعيف , Аль-Мана́р уль-муни́ф фис сахих вад да’иф )
- «Дух» ( араб. الروح , Ар-Рух )
- «Исцеление для больного. Вопросы предопределения, его мудрости и причины» ( араб. شفاء العليل في مسائل القضاء والحكمة والقدر والتعليل , Шифа́ уль-али́ль фи маса́иль иль-када́ валь хикма валь кадр ват та’али́ль )
- «Исчерпывающий исцеляющий ответ про Спасенную группу» ( араб. الكافية الشافية في الانتصار للفرقة الناجية , Аль-Кафи́ят уш-ша́фия филь интиса́р лиль фи́ркат ин-на́джия
- «Ключ к Обители счастья» ( араб. مفتاح دار السعادة , Мифта́ху да́р ис-са’а́да )
- «Мудрости» ( араб. الفوائد , Аль-Фава́ид )
- «Описание рая и наслаждений его обитателей»
- «Оружие терпеливых и припасы благодарящих» ( араб. عدة الصابرين وذخيرة الشاكرين , ’У́ддат ус-сабири́н ва захи́рат уш-шакири́н )
- «Письмо в Табук» ( араб. الرسالة التبوكية , Ар-Риса́лят ут-табуки́йя )
- «Притчи Корана» ( араб. الأمثال في القرآن الكريم , Аль-амса́ль мин аль-Кур’а́н иль-кари́м )
- «Провиант будущего мира»
- «Путь двух переселений и врата двух счастий» ( араб. طريق الهجرتين وباب السعادتين , Тари́к уль-хиджратайн ва баб ус-са’адатайн )
- «Сад влюбленных и отдохновение увлеченных» ( араб. روضة المحبين ونزهة المشتاقين , Ра́вдат уль-мухибби́н ва ну́зхат уль-муштакин )
- «Спасение отчаявшихся от сетей Сатаны» ( араб. إغاثة اللهفان من مصائد الشيطان , Ига́сат уль-лягфа́н мин маса́ид иш-шайта́н )
- «Степени идущих» ( араб. مدارج السالكين , Мада́ридж ус-салики́н )
- «Целительное письмо о нормах двух последних глав Корана»
- «Экстракты мудрости» ( араб. بدائع الفوائد , Бада́и уль-фава́ид ).
Публикации
- на русском языке
- Ибн Каййим аль-Джаузийя. Фаваид=Полезные наставления / Отв. ред. Шейх Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд; пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М. : Умма, 2013. — 480 с. — ISBN 978-5-94824-208-8 .
Примечания
- // — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
- ↑ .
- ↑ (недоступная ссылка) на сайте islamhouse.org
- Баранов Х. К. Арабско-русский словарь: ок. 42 000 слов . — 3-е изд. — М. , 2001. — с.667.
- ↑ .
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- / Laoust, H. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; V. L. Ménage ; & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, E. van Donzel and . — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 3. — P. 811—812. (платн.)
Ссылки
- (недоступная ссылка) — islamhouse.org
- — сайт, полностью посвящённый Ибн аль-Каййиму аль-Джаузия (ар.)
- от 25 июня 2012 на Wayback Machine на сайте sunnah.org (англ.)
- на сайте al-eman.net (ар.)
- 2020-07-29
- 1