Interested Article - Танзих

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Танзи́х ( араб. تنزيه ‎ — очищение, отрешение от всего дурного и недостойного‎) — исламский термин, который обозначает отрицание применимости к Аллаху каких бы то ни было характеристик ( аусаф ) и границ ( худуд ) ввиду отсутствия среди творений Аллаха чего-либо, что было бы подобно ему . Антонимом термина танзих служил термин ташбих .

Понятие танзиха в различных течениях

и мушаббихиты квалифицировали танзих как татиль . Мутазилиты включали отрицание наличия у Аллаха атрибутов ( сифат ), которые отличны от его сущности, а восточные перипатетики ( фаласифа ) — положительных атрибутов .

В спекулятивном суфизме танзих означал трансцендентность Аллаха как абсолютного единства бытия ( вахдат аль-вуджуд ), а ташбих — имманентность его тварному миру, в коем все вещи суть теофании , самопроявления ( таджаллият ) Аллаха; причём имелось в виду, что поскольку доступный людям танзих тоже имеет тварную природу, то подлинный танзих предполагает и ведомую одному только Аллаху отрешённость его от этого тварного танзиха . Синонимами танзиха выступали термины такдис и тасбих . Тасбих иногда обозначал отрицание существования у Аллаха какого-либо соучастника ( шарик ) или присущности ему какого-то недостойного качества (слабость, неспособность и др.) .

Татиль

Исламские богословы использовали термин тати́ль ( араб. تعطيل ‎ — лишение‎) для характеристики учений, в которых утверждается хотя бы одно из шести перечисленных ниже положений :

  1. мир лишается Творца — например, в учении «некоторых дахритов» утверждается случайное происхождение мира;
  2. Творец лишается творения — например, в учении дахритов утверждается извечность мира;
  3. Творец лишается атрибутов , имён и характеристик — как в случае с учениями «некоторых древних философов», « крайних » шиитов и батинитов ;
  4. Творец лишается сущностных и имеющих положительный смысл атрибутов — как в случае с учением восточных перипатетиков ( Ибн Сины и др.), которые наделяли Аллаха лишь соотносительными ( идафа ) и негативными ( сальб ) атрибутами;
  5. Творец лишается извечных сущностных, свойственных ему самому атрибутов — например, в учении мутазилитов о таухиде ;
  6. текстуальное содержание Корана и сунны лишается заключенного в нём смысла — то есть « ясные » по своему смысловому содержанию священные тексты ( насс ) подвергаются символико-аллегорическому толкованию ( тавиль ) .

Во всех этих значениях термины татиль и муаттила имели предосудительный смысл, который применялся при характеристике мыслителей, «лишавших» Аллаха упоминаемых в пунктах 3—5 атрибутов, имен и характеристик. Сами же эти мыслители квалифицировали соответствующую свою точку зрения как танзих , противопоставляя её ташбиху .

Примечания

  1. Аш-Шура
  2. , с. 231.
  3. , ат-Татиль, с. 231.

Литература

Источник —

Same as Танзих