ISO 4
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу Хайян Али ибн Мухаммад ат-Таухиди (между 922 и 932, неизв. — ок. 1023, Багдад) — арабский философ, поэт, популяризатор знаний и блестящий стилист, один из самых ярких представителей «золотого века» арабо-мусульманской культуры . По определению Якута аль-Хамави , «литератор среди философов и философ среди литераторов». Имел прозвище «второй аль-Джахиз ». Ат-Таухиди не был признан при жизни и обрёл славу только в XX веке. Часто задавал многочисленные «докучливые» вопросы, на которые собеседники, да и он сам, не находили ответы, за что его прозвали «философом вопрошания» .
Его полное имя: Али ибн Мухаммад ибн ал-Аббас ат-Таухиди аль-Багдади араб. علي بن محمد بن العباس التوحيدي البغدادي . Он родился между 922 и 932 годами либо в Нишапуре , либо в Ширазе , либо в Васите , либо в Багдаде . Его отец был бродячим торговцем фиников «таухид» от чего, возможно, и произошло его имя . По происхождению, вероятно, перс .
Учился в Багдаде. Изучал грамматику у ас-Сирафи и ар-Руммани, шафиитское право Абу Хамида аль-Mарваррузи и Абу Бакра аш-Шаши; часто посещал суфийских шейхов . Среди его учителей также был логик ас-Сиджистани .
Жил в Багдаде и Рее при дворе Буидов. Работал переписчиком.
Утверждал, что за свои еретические взгляды подвергся гонениям со стороны визиря . В 963 году посетил Мекку, в 969 году — Рей . В своей книге «аль-Мукабасат» писал, что в 972 году он посещал в Багдаде лекции философа Яхьи ибн Ади .
Обращался с посланием к визирю Абу-ль-Фадлю ибн аль-Амиду (ум. 976 ) в Рей, но судя по его враждебному отношению к нему, он не смог добиться многого. В 977 году был нанят Ибн Аббадом (ум. 995) в качестве личного секретаря. Из-за своего трудного характера и чувства превосходства (он, например, отказался «тратить своё время» на копирование громоздкой коллекции посланий своего хозяина) он был уволен. Отомстил обоим визирям памфлетом , содержащим блестящие карикатуры на них .
До конца жизни терпел лишения и умер в крайней нищете около 1023 года, вероятно в Багдаде . Незадолго до смерти сжёг свои труды .
Отчасти он соглашался с мутазилитами по кардинальным вопросам теологии, но и нередко полемизировал с ними. В своём творчестве стремился к синтезу традиционной арабской учёности и греко-эллинистической науки . Впитав идеи арабоязычных перипатетиков ( фаласифа ), мутазилитов и суфиев, он придерживался убеждения о невозможности рационального познания Бога . Считал, что философия берёт начало в разуме , а вера — в откровении , полагал, что «разум силён настолько, насколько он сознаёт то, что выше его» .
Истинное понимание единобожия видел в мистическом постижении. Поступки людей предопределены и обусловленные внешними причинами, но выбор уже есть результат изъявления свободной воли и зависит от индивидуальных особенностей человека, которые составляют своеобразие души и ума. Подобно Ибн Сине , придерживался концепции индивидуального бессмертия . Предопределение и свободу выбора объяснял как внешний и внутренний аспекты, которые определяют поведение человека . Рассматривал проблемы человеческой жизни и нравственности в контексте исламской культуры .
Его волновала проблема смерти, её роковой неизбежности, из-за чего его считают философом-пессимистом. Его книга Божественные указания по содержанию, стилю, интонациям напоминает псалмы Давида . В ней горечь отчаяния, разбитой надежды. Выражая трагическое восприятие жизни и считая себя «самым чужим из чужеземцев», он не хотел мириться с судьбой, выразив свой бунтарский характер в написанных им сочинениях .
Многие мысли ат-Таухиди неортодоксальны, за что его считали одним из опаснейших еретиков в исламе .
Написал около 20 книг, большая часть из которых не сохранилась . Значительная часть сочинений ат-Таухиди была сожжена им самим. К настоящему времени опубликовано около половины дошедших до нас сочинений .
Исследователи арабской духовной культуры признали его поэтическое наследие крупным научным достижением . Произведения ат-Таухиди содержат важные сведения о культуре эпохи, современниках: « братьях чистоты », Ибн аль-Мутаззе , аль-Джахизе, и др. В своих сочинениях ат-Таухиди пытался осмыслить и разъяснить с помощью разума и логики вопросы о предопределении и свободе выбора, о божественных атрибутах , о Творце и творении .
В период с 961 по 975 год сочинил десятитомную антологию адаба под названием Басаир аль-Кудама или аль-Басаир ва-д-Дахаир («Проницательность и сокровищница») . В Книге услады и развлечения происходят дискуссии просвещённого визиря с учёным литератором по различным вопросам. Абу Хайян также является мистического трактата «Божественные указания», сборника диалогов на теологические темы «Заимствования», автором сатирической книги «О двух визирях», а также глубоко личного этического трактата «О дружбе и друге» .