Interested Article - Бахаулла

Бахаулла́ ( араб. بهاء الله ‎ — «Слава Аллаха»; 12 ноября 1817 , Тегеран , Каджарский Иран 29 мая 1892 , Бахджи , Палестина ), настоящее имя мирза Хусе́йн-Али́-и-Нури́ ( перс. میرزا حسین علی ‎) — иранский религиозный деятель, основатель бахаизма . По мнению приверженцев, он является явлением Бога для нашего времени (список предшествовавших явлений включает Авраама , Моисея , Будду , Заратустру , Кришну , Иисуса Христа , Мухаммеда , Баба ).

В возрасте 27 лет Бахаулла стал последователем персидского купца Баба , который начал проповедовать, что Бог скоро пошлёт нового пророка, подобного Иисусу или Мухаммеду. Баб и тысячи его последователей были казнены иранскими властями за их убеждения. Бахаулле грозило изгнание из родного Ирана, и в 1863 году в Багдаде он объявил себя ожидаемым пророком, о котором предсказал Баб. Таким образом, бахаиты считают Бахауллу Явителем Бога, отвечающим эсхатологическим ожиданиям некоторых религий .

Бахаулле грозило дальнейшее тюремное заключение в Османской империи, первоначально в Эдирне, и в конечном итоге в тюремном городе Акко (современный Израиль), где он провел свои последние 24 года жизни. Его место захоронения является местом паломничества его последователей. В соседней Хайфе находится Всемирный центр бахаи .

Паспорт Бахауллы, датированный январём 1853 года.

Биография

Мирза Хусайн-Али Нури ( перс. میرزا حسین‌علی نوری ‎) родился 12 ноября 1817 года (2 мухаррам, 1233 г. хиджры) в столице Персии Тегеране (совр. Иран). Он родился в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Бахаиты прослеживают его происхождение от Авраама через жену Авраама, Кетуру , до Заратуштры , до последнего царя империи Сасанидов Йездегерда III , а также до Иессея . По словам Джона Эйбла, бахаиты также считают, что Бахаулла «дважды произошёл от Авраама и Сарры и отдельно от Авраама и Кетуры» .

Его матерью была Хадиджи Ханум, а отцом — Мирза Бузурк. Отец Бахауллы одно время был визирем двенадцатого сына Фетх Али-шаха и затем губернатором Боруджерда и Лурестана . Отец был лишён своей должности во время чистки среди чиновников, которыю провёл Мухаммед Шах после прихода к власти. После смерти отца новый визирь Хаджи Мирза Акаси попросил Бахауллу занять один из придворных постов, но он отказался .

У Бахауллы было три жены. В 1835 году в Тегеране он женился на своей первой жене Асийих Ханум, которая была дочерью дворянина. Ему было 18 лет, а ей — 15 лет . Ей дали звание «Самый возвышенный лист» и «Навваб» . Его второй женой была его овдовевшая двоюродная сестра Фатимих Ханум. Брак состоялся в Тегеране в 1849 году, когда ей было 21, а ему 32 года . Она была известна как Махд-и-Улья. Его третьей женой была Гавхар Ханум. Их брак состоялся в Багдаде где-то до 1863 года .

У него было 14 детей, четыре дочери и десять сыновей. Пятеро детей умерли ещё при его жизни . Бахаиты считают Асийих Ханум и её детей Мирзу Михди, Бахийи Ханум и Абдул-Баха святым семейством бахаи .

Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Карта странствий ссыльного Бахауллы по Османской империи.

Движение баби

В 1844 году в 27-летнем возрасте одним из первых стал последователем бабизма , провозглашённой Сейидом Али-Мухаммадом, принявшим титул « Баб » (в переводе с арабского — «Врата»). Об учении Баба Бахаулла узнал из свитка его посланий, переданных через Муллу Хусейна, и сразу же стал активно распространять его. Он также защищал единоверцев, в том числе Тахире Куррат-уль-Айн , за что он на некоторое время был заключён в тюрьму в Тегеране и подвергнут наказанию в форме фалаки .

Летом 1848 года Бахаулла принял участие в организации конференции 81 видных баби в городе Бедашт (находится между Мазандераном и Хорасаном), где обсуждались религиозные принципы нового учения и была сформирована его демократическая социальная программа. В дискуссии между теми баби, которые хотели сохранить исламское право, и теми, кто считал, что откровение Баба требует новых принципов, принял сторону последних и способствовал примирению двух крыльев движения, возглавляемых Куддусом (Мухаммадом Али из Барфоруша) и Тахире Куррат-уль-Айн соответственно.

Отец Бахауллы, мирза Бузурк. В течение ряда лет занимал пост министра при дворе шаха Фатх-Али .

Преследование и откровение

Хотя Бахаулла и Баб переписывались, лично они так и не встретились. Разделив судьбу многих баби после казни Баба 9 июля 1850 года, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. Хотя он последовательно выступал против идеи покушения на Насреддин-шаха , Бахаулла был арестован в числе прочих баби после того, как такая попытка была совершена. В 1852 году , находясь в заточении в темнице Сиях-Чаль («Чёрная яма») за принадлежность к баби, Бахаулла получил, по мнению последователей, Божественное откровение.

Благодаря вмешательству российского посла Д. И. Долгорукова Бахаулла был оправдан судом и освобождён из тюрьмы Сиах-Чаль, но приговорён персидским правительством к изгнанию. Отказавшись от предложенного от имени Александра II убежища на территории Российской империи, Бахаулла в 1853 году решил принять указ о ссылке в Ирак.

Основание бахаизма

В 1863 году , находясь в ссылке возле Багдада (ныне Ирак , в тот момент принадлежал Османской империи ), объявил, что является той самой личностью, о пришествии которой пророчествовал Баб — «Тем, Кого явит Бог» . Властями Османской империи был сослан в Константинополь , (в то время — столица империи), через четыре месяца — в Адрианополь (современный Эдирне ), где пробыл пять лет, а затем, в 1868 году , приговорён к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко ( Палестина , территория современного Израиля ).

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Смерть и завещание

Усыпальница Бахауллы в Бахджи, Израиль

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в предместье , к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока .

Своими наследниками Бахаулла определил двух своих сыновей, сначала старшего сына Аббаса Эффенди ( Абдул-Баха ) и за ним Мирзу Мухаммада Али: «Воистину, Бог предопределил Мощнейшую ветвь после Величайшей ветви. Мы безусловно избрали Гусн-и-Акбара после Гусн-и-Азама, как указано Тем, Кто есть Всемудрый, Всеведущий» . Однако, после смерти Бахауллы между братьями возник конфликт. В своём завещании Абдул-Баха отлучил Мухаммада Али от веры и вместо него определил своим наследником внука — Шоги Эффенди . Мирза Мухаммад Али, на сторону которого перешла большая часть потомков Бахауллы, сформировал новое направление бахаизма унитарный бахаизм , которое, однако, не снискало значительной популярности.

Учение

Бахаулла учил, что все пророки посланы на Землю единым Богом для постепенного просвещения человечества с целью установления «Царства Божьего на земле» (концепция прогрессирующего/развивающегося Откровения). Утверждал, что Царствие Божье («Величайший мир») будет установлено в течение настоящей эпохи Божественного откровения, в течение 1000 лет от его собственного Откровения. Были явлены Священные Писания, описывающие практически все вопросы повседневной жизни и проблемы управления современной цивилизацией. Кроме того, в его произведениях освещены многие богословские вопросы — природа души и жизни после смерти, пророчества и аллегории Библии и Корана , смысл жизни и участь человечества, и т. д.

Основные произведения:

  • Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга», основной труд, в который включены современные религиозно-духовные законы),
  • Китаб-и-Иган (« », богословский трактат, разъясняющий символизм Библии и Корана),
  • Сокровенные Слова (духовные наставления, сформулированные в виде коротких стихов),
  • «Семь Долин» (произведение мистического характера о странствии души на её пути к Богу),
  • ряд писем и обращений, изданных в сборниках «Крупицы из Писаний Бахауллы» и «Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас» .

Апостолы

В бахаизме особо выделяются 19 ранних последователей Бахауллы, которых называют « апостолами » . Статус апостолов они получили от Шоги Эффенди , хранителя бахаизма . Список этих личностей был включён в вестник The Bahá'í World , Том. III (стр. 80-81). Они сыграли важную роль в развитии бахаизма.

Апостолами считаются: Мирза Муса (брат Бахауллы), Бади (юноша, который доставил послание Бахауллы Насер ад-Дин Шаху , за что впоследствии был убит), Султануш-Шухада («Король Мучеников» Исфахана , который был обезглавлен вместе со своим братом), Мирза Абул-Фадл (распространитель бахаизма в Египте, Туркменистане и в США), Варга (Отец Рухуллы), Набиль-и-Акбар (известный учитель, которому Бахаулла адресовал нескольких скрижалей), Набиль-и-Азам (автор исторического повествования ), Мишкин-Калам (каллиграф и автор Величайшего Имени ), Зайнуль-Мукаррабин (автор вопросов, обращённых к Бахаулле по поводу Китаб-и-Агдас ), Казим-и-Самандар (проповедовал в Персии), Хаджи Амин (служил в качестве доверенного ), Ибн-и-Абхар (проповедовал в Иране, Кавказе, Туркменистане и Индии), Хаджи Ахунд (ему была поручена транспортировка останков Баба между засекреченными местами, а впоследствии, в Акку), Адиб (проповедовал в Индии и Бирме), Мирза Мустафа (по указанию Бахауллы встречал и помогал проезжавшим через Бейрут бахаи, которые направлялись в Акку ), Шейх Мухаммад-Али (племянник Набиль-и-Акбара), Ибн-и-Асдак (сын Муллы Садика), Мирза Махмуд (учитель бахаизма), Вакилуд-Давлих (он был , двоюродным братом Баба и главным строителем первого храма Бахаи в Ашхабаде ).

Примечания

  1. — 2018.
  2. , pp. 143–178.
  3. , pp. 130–131.
  4. , pp. 9–12.
  5. , p. 94.
  6. Able, John. (англ.) . — McLean, Virginia: John Able Books Ltd., 2011. — P. 219. — ISBN 978-0-9702847-5-4 . 23 января 2015 года.
  7. , pp. 11.
  8. .
  9. , pp. 20–22.
  10. , p. 13.
  11. .
  12. , p. 22.
  13. Дата обращения: 20 апреля 2016. 17 апреля 2016 года.
  14. Бахаулла. . Bahai Library. Дата обращения: 30 мая 2019. 6 декабря 2018 года.
  15. Phyllis G. Jestice. . — ABC-CLIO, 2004. — С. 98. — 1045 с. — ISBN 9781576073551 . 15 июля 2020 года.
  16. H. M. Balyuzi. . — G. Ronald, 1985. — С. 262. — 408 с. — ISBN 9780853981510 . 15 июля 2020 года.

Литература

  • Baháʼu'lláh. (англ.) . — Wilmette, Illinois: Baháʼí Publishing Trust, 2003. — ISBN 1-931847-08-8 .
  • Balyuzi, H.M. Baháʼu'lláh: King of Glory (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 2000. — ISBN 0-85398-328-3 .
  • Bausani, A.; MacEoin, D. (1982-12-15). "ʿAbd-Al-baháʾ". . 1. Vol. III. pp. 102—104.
  • Browne, E.G. (англ.) . — Cambridge University Press , 1918.
  • Browne, E.G. Bábism // (англ.) . — London: Swann Sonnenschein, 1889.
  • Buck, Christopher. The eschatology of Globalization: The multiple-messiahship of Bahā'u'llāh revisited // (англ.) / Sharon, Moshe. — Boston: Brill, 2004. — P. 143—178. — ISBN 90-04-13904-4 .
  • Buck, Christopher. (англ.) // Occasional Papers in Shaykhi, Babi and Baha'i Studies : journal. — 1998. — June ( vol. 2 , no. 5 ).
  • Cole, Juan. (англ.) // Baháʼí Studies : journal. — 1982. — Vol. monograph 9 . — P. 1—38 .
  • Cole, Juan (1988-12-15). "Baha'-allah". . 4. Vol. III. pp. 422—429.
  • Cole, Juan (14 августа 1996). Дата обращения: 1 ноября 2019.
  • Daume; Daphne (1988). . Britannica Book of the Year . Chicago: Encyclopædia Britannica. ISBN 0-85229-486-7 .
  • Effendi, Shoghi . (англ.) . — Wilmette, Illinois: Baháʼí Publishing Trust, 1944. — ISBN 0-87743-020-9 .
  • Esslemont, J.E. Baháʼu'lláh and the New Era (англ.) . — 5th. — Wilmette, Illinois: Baháʼí Publishing Trust, 1980. — ISBN 0-87743-160-4 .
  • Farah, Caesar E. (англ.) . — Woodbury, NY: Barron's Educational Series, 1970.
  • (англ.) . (перс.) . — Tehran, Iran: Baháʼí Publishing Trust, 1967. — Т. I. — С. 453.
  • Hatcher, W.S.; Martin, J.D. (англ.) . — Wilmette, IL: Baháʼí Publishing Trust, 1998. — ISBN 0-87743-264-3 .
  • (англ.) / Hornby, Helen. — New Delhi, India: Baháʼí Publishing Trust, 1983. — ISBN 81-85091-46-3 .
  • Hutter, Manfred (2005). . In Lindsay Jones (ed.). Encyclopedia of Religion . Vol. 2 (2nd ed.). Detroit: Macmillan Reference USA. pp. 737—740. ISBN 0-02-865733-0 .
  • MacEoin, Dennis (1987-12-15). "Azali Babism". . 2. Vol. III. pp. 179—181.
  • MacEoin, Dennis (1988-12-15). "BĀB, ʿAli Moḥammad Širāzi". . 3. Vol. III. pp. 422—429.
  • Momen, Moojan. (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 1977. — P. xv, xvi, 4, 11, 26—38, 62—5, 83—90, 100—104. — ISBN 978-0-85398-102-2 .
  • Momen, Moojan. (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 1995. — ISBN 0-85398-384-4 .
  • Momen, Moojan. Islam and the Baháʼí Faith (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 2000. — ISBN 0-85398-446-8 .
  • Momen, Moojan. Baha'i Faith and Holy People // (англ.) / Jestice, Phyllis G.. — Santa Barbara, CA: ABC-CLIO , 2004. — ISBN 1-57607-355-6 .
  • Saiedi, Nader. Gate of the Heart (англ.) . — Waterloo, ON: (англ.) , 2008. — ISBN 978-1-55458-035-4 .
  • Salmání, Ustád Muhammad-ʻAlíy-i. (англ.) . — Los Angeles, California: Kalimát Press, 1982.
  • (англ.) . (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 2002. — ISBN 0-85398-008-X .
  • Smith, Peter. The Bábí & Baháʼí Religions: From Messianic Shí'ism to a World Religion (англ.) . — Cambridge: The University Press, 1987. — ISBN 0-521-30128-9 .
  • Smith, Peter (2000). . Oxford: Oneworld Publications. ISBN 1-85168-184-1 .
  • Smith, Peter. (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2008. — ISBN 0-521-86251-5 .
  • Taherzadeh, Adib. The Child of the Covenant (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 2000. — ISBN 0-85398-439-5 .
  • Taherzadeh, Adib. (англ.) . — Oxford, UK: George Ronald, 1976. — ISBN 0-85398-270-8 .
  • (англ.) . (англ.) / Marks, Geoffry W.. — Wilmette, IL: Baha'i Publishing Trust, 1996. — ISBN 0-87743-239-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Бахаулла