Interested Article - Петраш, Юрий Григорьевич

Ю́рий Григо́рьевич Петра́ш ( 7 ноября 1930 , станица Самсоновка , Казакская АССР , СССР (ныне аул Куренбель Жамбыльской области Казахстана ) — 1 мая 2013 , Обнинск , Калужская область , Российская Федерация ) — советский и российский исламовед и философ . Доктор философских наук (1990), профессор (1992). Заведующий (1971—1972), затем преподаватель кафедры философии и социальных наук Обнинского института атомной энергетики . Участник Второй мировой войны , сын полка ; участник битвы за Москву . Почётный гражданин города Обнинска . По мировоззрению был атеистом , отличался резко выраженным атеистическим настроем — главным образом, в отношении ислама .

Биография

Юрий Петраш родился в станице Самсоновка Казакской АССР . По отцовской линии — донской казак (дед — участник Первой мировой войны Калина Антонович Петраш), по материнской — семиреченский казак . Оба деда-казака Юрия Петраша были репрессированы .

Сбежав на фронт начавшейся на территории СССР Второй мировой войны , сын полка Юрий Петраш стал участником битвы за Москву и оказался в окружении под Ржевом , где был разведчиком. За разведдеятельность был награждён медалью «За отвагу» . В 1942—1943 годах на Южном фронте служил санитаром фронтового госпиталя и получил на Донбассе контузию. После этого был отправлен на работу в колхоз Казахстана и продолжил учёбу .

После окончания философского факультета Алма-Атинского университета был распределён по комсомольской путёвке в Ошский государственный педагогический институт в Киргизии , где в 1961—1971 годах заведовал кафедрой философии .

В Оше создал школу бокса и существенно расширил деятельность комсомольской организации. Там же занимался изучением ислама и восточных языков, и впервые начал вести целенаправленную борьбу с исламом, пережив три покушения. Научная работа по проблемам ислама в Ферганской долине привлекла внимание Института философии АН СССР , и Петраш был зачислен в аспирантуру института, где в 1962 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Причины существования и пути преодоления пережитков ислама (По материалам юга Киргизской ССР)» .

В 1971 году переехал в Обнинск Калужской области , где в 1971—1972 годах заведовал кафедрой марксизма-ленинизма в Обнинском филиале Московского инженерно-физического института (с 1985 года — Обнинский институт атомной энергетики ) и затем работал доцентом кафедры. В 1990 году в Киеве защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Социально-мировоззренческая сущность идеи святости, культа святых в исламе и его проявления в современных условиях (регион Средней Азии)». С 1992 года был профессором кафедры философии и социальных наук Обнинского института атомной энергетики (ИАТЭ) .

Умер 1 мая 2013 года .

Критика

Кандидат философских наук, доктор исторических наук, религиовед и культуролог отмечал:

Темы пережитков домусульманских культов в Киргизии касался Ю. Г. Петраш (1963). В своей статье, посвящённой этой теме, он сообщил о почитаемой пещере и священных кустах, и тополе мазара Мойыл, и водопаде , находящихся в разных местах Ферганской долины. Впоследствии Ю. Г. Петраш стал одним из самых бескомпромиссных борцов с культом святых. Например, в своей книжечке, вышедшей в 1988 году, явно выполняя заказ местных партийных органов, которым святая гора явно мешала строить светлое будущее, он выдавал цитаты, так и просящиеся на лозунги: «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению, наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой мусульманский долг заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой „святыне“, чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством — этим глубоко вредным пережитком прошлого. Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей — сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу».

Кандидат исторических наук, доцент и заведующий кафедрой археологии и этнографии Ошского государственного университета отмечал, что «в изучении культово-религиозной горы Сулайман-Тоо особняком стоит и книга Ю. Г. Петраша „Гора легенда (Ф., 1991)“», которая «написана с точки зрения воинствующего атеизма и исторического материализма ». Также он указывает на то, что «некоторые важные и правильные выводы не имеют фактического и источниковедческого обоснования».

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая отмечал:

В советское время культ горы Тахти-Сулейман постоянно подвергался самой беспощадной критике. Если о ней и упоминали в газета, так только в уничижительном смысле. Особенно бескомпромиссным борцом с культом святых стал Ю. Г. Петраш. Его книжечка вышедшая в 1988 году (автор выполнял заказ местных партийных органов, которым святая гора явно мешала строить «светлое будущее»), пестрит цитатами так и просящимися на лозунги и транспаранты : «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой „мусульманский долг“» заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой «святыне», чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством — этим глубоко вредным пережитком прошлого… Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей — сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу.

Доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой теории и практики социальной работы Чеченского государственного университета действительный член Академии наук Чеченской Республики , главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН В. Х. Акаев и старший преподаватель кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова А. Б. Дохаева отождествили оценки Корана Петрашем с теми, что были сделаны нидерландским политиком Гертом Вильдерсом , отмечая что «Ю. Г. Петраш источник терроризма находит в Коране » и что в своей книге «Ислам: происхождение, вероучение, современность» пишет, что «очевидно — и это невозможно отрицать — терроризм сросся с исламистской религиозной мотивацией» .

Также они обращают внимание на то, что «описывая деяния бандитов, констатирует, что „эти нелюди защищали принципы джихада в соответствии с предписаниями Корана“» и он приводит в качестве доказательства «из 9 суры неполное содержание 5 аята: „Избивайте многобожников <равно прочих немусульман>, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!“» . Акаев и Дохаев в связи с этим указывают, что у данного коранического стиха есть начало «А когда кончатся месяцы запретные…» , и концовка: «Если они <многобожники> обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах — прощающий милосердный!» , которые Петраш опустил.

Они высказывают мнение, что отождествление « многобожников » и «прочих немусульман» сделанное Петрашем «является намеренным искажением содержания положения Корана». Далее они отмечают, что автор не принял во внимание предшествующий 4 аят Ат-Тавбы, где «от мусульман требуется соблюдение договора с многобожниками», а также замечают. что этой же суре в 6 аяте сказано следующее: «А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышал слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это — потому, что они — люди, которые не знают» . По мнению Акаева и Дохаевой, Петрашу "игнорирование этих положений было нужно, чтобы заявить: «Вот и захватывают, осаждают, избивают. И не требуется большой мудрости, чтобы в соответствии с жестокой правдивой прямо и честно сказать миру: до тех пор, пока Коран будет признаваться „истинным словом Аллаха“, его аяты, содержащие мораль средневековых мусульманских феодалов, будут вдохновлять „на подвиги“ воинствующих экстремистов»" . В связи с этим они высказывают мнение, что «ни один здравомыслящий человек не может согласиться с такой оценкой Корана», а «заявление Ю. Г. Петраша, не разобравшегося в основах ислама, означает оскорбление религиозных мусульман, проявление осознанной ненависти к исламу». .

Награды и звания

Библиография

Примечания

  1. от 10 апреля 2017 на Wayback Machine // Украинский атеистический сайт, 23.03.2013
  2. «На одну из тайн ислама пролит свет нашим земляком — доцентом филиала МИФИ в г. Обнинске Ю. Г. Петрашом в его книге „Тень Средневековья“ (изд. „Казахстан“, Алма-Ата, 1981). В Обнинске Юрия Григорьевича знают как активного пропагандиста научного атеизма. Он долгие годы работал в Средней Азии и написал несколько работ по исламоведению». — от 19 апреля 2016 на Wayback Machine // Обнинская газета «Вперёд», 1982
  3. «Широко пропагандируемое современными мусульманскими богословами утверждение о совпадении ислама с нравственным прогрессом человечества было подвергнуто критике в выступлениях Ю. Г. Петраша (Ош) и (Нальчик). Они также показали насколько беспочвенны утверждения, будто современный социальный и научно-технический прогресс ведёт к падению нравов » // Наука и религия . — 1969. — С. 435.
  4. «Под влиянием общественности и возмущения самих верующих по поводу жульнических махинаций служителей Аллаха на так называемых „святых“ местах, сказал он, высшее мусульманское духовенство было вынуждено было издать фетвы (толкование). В них почитание „святых“ объявляется отступничеством от ислама, идолопоклонством. Однако, подчеркнул Ю. Г. Петраш, такое толкование этого вопроса есть фальсификация истории ислама и его догм. Как и всякая религия, ислам не может быть связанным с чудесами, „авторами“ которых являются Аллах и его сонм святых» // / Akademii nauk Ėstonskoĭ SSR. Eesti NSV ministrite Nőukogo riiklik kirjastuskomitee kirjastus «Periodika», 1961. С. 87
  5. // Пропаганда. — 06.05.2013.
  6. , Авдеев А. А. . (5 июня 2013). Дата обращения: 31 мая 2015. 4 марта 2016 года.
  7. .
  8. , с. 6.
  9. , с. 74.
  10. Петраш Ю. Г. Ислам. Философско-культурологический взгляд. — М.: Республика , 2005. — С. 302.
  11. Петраш Ю. Г. Ислам. Философско-культурологический взгляд. — М.: Республика, 2005. — С. 304.
  12. Перевод И. Ю. Крачковского .
  13. , с. 29.
  14. . . Дата обращения: 31 мая 2015. 27 апреля 2015 года.

Литература

  • Акаев В. Х. , Дохаева А. Б. // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 11 . — С. 26—30 .
  • Трон Соломона. История формирования культа // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе: Сборник / Сост. С. Н. Абашин , . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2003. — С. 69—103. — 336 с. — 1000 экз. ISBN 5-02-018320-2 .
  • Сулайман-Тоо — древнейший поднебесный храм в Центральной Азии. — Ош: ОшГУ , 2000. — 152 с.
  • Природные места поклонения в религиозных представлениях современного населения Ферганы / Дис. ... д-ра ист. наук : 24.00.01. — М. : ИЭА РАН , 2003. — 391 с.

Ссылки

  • Атеистический сайт. Дата обращения: 31 мая 2015. 10 июня 2015 года.
  • . Союз русского народа . Дата обращения: 31 мая 2015. 4 марта 2016 года.
  • , Авдеев А. А. . (5 июня 2013). Дата обращения: 31 мая 2015. 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Петраш, Юрий Григорьевич