C 2008 года Ломаско пишет в жанре «графический репортаж», существовавшем в дореволюционной и советской России, но исчезнувший после распада СССР. Опирается на традиции российского репортажного рисунка (блокадные, концлагерные, военные альбомы).
Автор лекций и статей о репортажной графике
. Как художник-активист сотрудничает со СМИ и правозащитными организациями. Кроме того, преподаёт рисунок подросткам в колониях для несовершеннолетних преступников
.
В 2011—2012 годах вела «Хронику сопротивления» в качестве художника-корреспондента. К 2015 году проект преобразовался в «Хронику мутного времени».
В 2013 году художница состояла в жюри кинофестиваля «
Бок о бок
», после чего начала проявлять интерес к
ЛГБТ-проблематике
. Создала рисованный репортаж о гостях и недоброжелателях фестиваля и графическую серию «18+» о посетительницах лесби-клубов и лесби-семьях.
Входит в десятку самых авторитетных деятелей культуры 2013 года по версии «Русского репортера»
. В последние годы
[
уточнить
]
чаще выставляется за границей, чем в России.
Наиболее известные работы: книга — судебный репортаж «Запретное искусство»
(совместно с
А. Николаевым
), серия репортажей с оппозиционных митингов «Хроника сопротивления»
, плакаты в защиту
Pussy Riot
и репортаж «Рабы из московского магазина „Продукты“».
Отзывы
Как отмечали кураторы одной из выставок Ломаско Н. Гончарова и
А. Литвин
,
Феномен Ломаско заключается в её необычном промежуточном положении между миром активистского современного искусства, культурой социального комикса и всерьёз воспринятой традицией модернистской графики. Художника интересуют актуальные события сегодняшнего дня: социальные, политические процессы, камерные истории «маленького человека», старость, психбольницы и другие темы, активно вытесняемые из общественного сознания
.
По мнению критика Игоря Гулина, «„Хроника сопротивления“ Виктории Ломаско — самая удачная на сегодняшний день попытка не только осмыслить протестное движение, но и вписать его в историю»
.
Кураторские проекты
2015
— «Постсоветские Кассандры»
(в группе кураторов)
. Галерея в
,
Берлин
.
2014
— «Героиня нашего времени»
(совм. с Н. Плунгян)
. Галерея 69, Осло.
2014
— «Рисуем суд-2»
(совм. со З. Понировской)
. Общество «
Мемориал
», Москва
.
2014
— «Феминистский карандаш-2»
(совм. с Н. Плунгян)
. Галерея «Борей», С.-Петербург.
2013
— «Феминистский карандаш-2»
(совм. с Н. Плунгян)
. «Artplay», Москва
.
2013
— «Рисуем суд-2»
(совм. со З. Понировской)
.
Киров
.
Собств. корр.
от 4 мая 2014 на
Wayback Machine
// e-flux. — 2014. — 28 апр.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 мая 2014. Архивировано из
5 мая 2014 года.
Mark N.
от 5 мая 2014 на
Wayback Machine
// Upsala Nya Tidning. — 2014. — 26 апр.
Собств. корр.
от 4 мая 2014 на
Wayback Machine
// e-flux. — 2014. — 24 марта.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 мая 2014.
4 мая 2014 года.
Долинина К.
от 4 мая 2014 на
Wayback Machine
// Коммерсантъ № 67 (5340) — 2014. — 18 апр.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано из
1 февраля 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано из
1 февраля 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 января 2014. Архивировано из
2 февраля 2014 года.
Собств. корр.
от 4 мая 2014 на
Wayback Machine
// e-flux. — 2013. — 2 сент.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 мая 2014.
4 мая 2014 года.
Собств. корр.
от 2 февраля 2014 на
Wayback Machine
// ravnopravka.ru. — 2012. — 15 окт.
(недоступная ссылка)
Эпштейн, А. Д.
«Искусство на баррикадах: Pussy Riot, „Автобусная выставка“ и протестный арт-активизм». — М.: изд. В. Бондаренко, 2012. — 192 с. —
ISBN 978-5-98144-161-5
(неопр.)
. Дата обращения: 30 января 2014.
25 марта 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 января 2014. Архивировано из
25 января 2012 года.
Собств. корр.
от 2 февраля 2014 на
Wayback Machine
// Civitas.ru. — 2011. — 31 мая.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 февраля 2014.
22 февраля 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 февраля 2014.
24 марта 2020 года.