Песчаные дюны (филателия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Филатели́я ( греч. φιλο , люблю + ἀτέλεια , освобождение от оплаты ) — область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты (например, почтовых марок ) и других филателистических материалов . Самым непосредственным образом областью изучения филателии является также история почтовой связи . В некоторых случаях под филателией может также подразумеваться совокупность собственно предметов филателистического коллекционирования (например, « магазин „Филателия“»).
К объектам филателии относят, в широком значении, знаки почтовой оплаты и сопутствующие почтовые документы и материалы. В частности, объектами филателистического коллекционирования являются :
Термин «филателия» ( фр. philatélie ) образован от греч. «φίλος» , «φιλέω» — друг, люблю и «τέλος» — сбор , пошлина . В других трактовках слово происходит от «φίλος» — друг и «ἀτέλεια» — освобождение от оплаты, пошлины, сбора, франкирование или от «φίλος» — друг и «ἀτελής» — без конца, то есть «друг того, что никогда не кончается» . В прошлом в Греции на письмах ставили особую отметку — телос , которая показывала, что письмо оплачено отправителем и получателю не требуется ничего платить. Эта отметка является как бы предшественником современной почтовой марки, заменившей денежную плату за пересылку писем .
Первоначально страсть к знакам почтовой оплаты называли «тэмброфилией» или «тэмбрологией» ( фр. timbre — почтовая марка ). Но когда стало ясно, что так называемые « коллекционеры почтовых марок» не столько изучают их, сколько накапливают для совершенно других целей, таких как, например, оклейка комнат, новое увлечение окрестили «маркоманией». Термин «филателия» был введён французским коллекционером Жоржем Эрпеном ( Georges Herpin ) в 1864 году . В своей статье во французском ежемесячном журнале «Коллекционер почтовых марок» он писал, что получивший широкое распространение термин «маркомания» не отражает существа дела и предложил новое определение «филателия», имея в виду любовь к изучению всего, что относится к знакам почтовой оплаты — марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.
Как область коллекционирования филателия возникла в 1840-е годы, после введения в обращение почтовых марок в 1840 году . Некоторые авторы считают, что первый филателист появился в день выпуска первой в мире почтовой марки. Известно, что 6 мая 1840 года Лондонская адвокатская контора «Оливерсон, Денби и Леви» ( англ. «Oliverson, Denby and Lavie» ) отправила в Шотландию письмо с документами, франкированное десятью неразрезанными « Чёрными пенни ». На конверте имеется разборчивый оттиск штемпеля «LS.6MY6. 1840» . Таким образом, это первая в мире целая вещь с гашением первого дня обращения; в 1992 году на аукционе в Цюрихе этот конверт был продан за 690 тысяч франков .
Уже в 1846 году в Англии были известны случаи собирания почтовых марок в большом количестве, впрочем безо всякой системы, например, для оклеивания стен. Систематическое коллекционирование знаков почтовой оплаты по странам, выпускам и т. д. началось в середине 1850-х годов. Первым филателистом считается живший в Париже гравёр Мансен, который в 1855 году продал свою коллекцию , содержавшую почти все выпущенные к тому времени почтовые марки торговцу марками и букинисту Эдарду Лапланту ( фр. Edard de Laplante ) . Благодаря спросу на почтовые марки появились торговцы, которые занялись продажей марок для целей коллекционирования.
К концу XIX века собирание марок охватило сотни тысяч людей всех классов общества, от детей бедняков до миллионеров и принцев царствующих домов. Даже некоторые государства имели коллекции знаков почтовой оплаты (например, Англия, Германия , Франция , Бавария , Болгария ). Для этой цели с 1870-х годов в ряде стран стали создаваться национальные почтовые музеи , где собирались и хранились государственные коллекции знаков почтовой оплаты (первые — в Германии, Франции, Болгарии). На первом месте стояла коллекция Британского музея , собранная членом парламента Таплингом и завещанная им в 1891 году Музею; она обошлась в 800 000 немецких марок . Имперский почтовый музей в Берлине также обладал обширной коллекцией марок. Возникали крупные частные коллекции. Обширнейшая и единственная в своём роде коллекция принадлежала барону Филиппу Феррари в Париже и обошлась ему свыше 1 млн немецких марок.
Так как число почтовых знаков с каждым годом увеличивалось, то собирание их становилось всё затруднительнее. Поэтому с начала 1880-х годов появились так называемые специалисты-собиратели, которые ограничивались какой-нибудь одной частью света или несколькими государствами, или даже одним государством.
Ввиду затруднительности для одного лица вести с успехом дело коллекционирования, любители начали соединяться в общества собирателей почтовых марок. Первое филателистическое общество было организовано в Англии в 1866 году , а затем они стали появляться в США (1868), Великобритании ( англ. «Philatelic Society» , Лондон , 1869; в дальнейшем Королевское филателистическое общество Лондона ), Германии (1869), Франции ( фр. «Société française de timbrologie» , Париж, 1874), затем в других странах . В конце XIX века обществ филателистов насчитывалось свыше 400, из которых большинство приходилось на Германию и Соединённые Штаты Америки . Представители немецких обществ собирались ежегодно с 1889 года на .
Филателистические общества устраивали выставки знаков почтовой оплаты. Первая выставка частной коллекции состоялась в 1852 году в Брюсселе . Первые филателистические выставки были организованы в Дрездене (1870) , Берлине (1870), Вене (1873 — первая международная), Париже (1878), Антверпене (1887 — международная) , Нью-Йорке (1889). В 1890 году, по случаю 50-летия существования почтовой марки, их было три — в Вене, Магдебурге и Лондоне.
В филателистических обществах существует множество наград, присваиваемых выдающимся коллекционерам или людям, внесших большой вклад в развитии филателии. Самые известные из них — Список Выдающихся Филателистов, Медаль Кроуфорда, Филателистическая Нобелевская премия, Трофей Иегуди Менухина, Премия Смитсоновского филателистического достижения
Торговлей марками занимались тысячи людей; в крупных центрах существовали биржи и бывали аукционы. За редкие марки платили значительные цены: например, за марку Британской Гвианы первого выпуска (1850) в 2 цента на розовой бумаге было уплачено 1010 долларов . Ввиду высоких цен на редкие марки появились в обращении фальшивые марки ; например, в Париже была открыта целая фабрика фальшивых марок. Обнаружение подделок было одной из задач филателистических обществ. Некоторые государства приходили на помощь коллекционерам: когда какая-нибудь вышедшая из употребления марка становилась редкой в продаже, почтовое ведомство отпечатывало со старых досок новое издание марок, которые продавало по умеренным ценам. Иногда печатные доски каким-нибудь путём попадали к частным лицам, которые также выпускали новые издания марок, ценимые, впрочем, дешевле правительственных.
Высоко ценились коллекционерами эссе ( англ. essays ) и пробные марки , которые изготавливались почтовым ведомством раньше выпуска марок, чтобы решить, не нужно ли сделать изменения в рисунке, печатании, красках и т. п. Кроме официальных, существовали и частные пробные марки, которые были представлены почтовому ведомству и последним забракованы.
Некоторые государства пользовались страстью коллекционеров для извлечения доходов и часто производили выпуски марок, вызывавшиеся не действительной необходимостью, а желанием сбыть их коллекционерам. Особенно много различных знаков почтовой оплаты выпускалось государствами Центральной и Южной Америки , где к тому же часто менялись формы правления и правители, а последние считали долгом выпускать новые марки. Иногда случалось, что при недостатке марок известной ценности они заменялись марками другой ценности, с наложением соответственного штемпеля, то есть надпечатки . Такие марки с надпечатками также высоко ценились коллекционерами, которые иногда искусственно вызывали появление подобных марок, скупая все имеющееся в наличности количество обыкновенных марок.
Любопытно, что к маркам, выпущенным со спекулятивной целью, в прошлом относили, за некоторыми исключениями, появившиеся в изобилии в последней четверти XIX века юбилейные знаки почтовой оплаты. В 1876 году в Соединённых Штатах Америки впервые появились юбилейные конверты по случаю празднования столетия объявления независимости; в 1887 году в Англии были выпущены марки по случаю 50-летия царствования королевы и т. д. Заслуживает внимания юбилейный конверт Великобритании 1890 года, продававшийся вместе с вложенным в него бланком для письма, с довольно сложным рисунком конверта, на котором были изображены старые и новые средства почтовой доставки. В таком же роде Швейцарией было выпущено юбилейное открытое письмо в 1893 году, по случаю 50-летия первых швейцарских знаков почтовой оплаты.
С 1860-х годов стали издаваться каталоги и журналы по филателии , а также специальные альбомы для размещения и хранения филателистических коллекций, что стимулировало систематическое коллекционирование . Первый журнал, посвящённый почтовым маркам, появился в 1862 году в Ливерпуле под названием « » , который выходил до 1864 года. С 1863 года начали также издавать журналы « Le Timbre-Poste » (Брюссель) и нем. «Magazin für Briefmarken-Sammler» ( Лейпциг ); в 1864 году вышел в свет первый филателистический журнал США .
В конце XIX века литература по филателии была довольно обширна: на 13 языках выходило до 800 журналов, посвящённых почтовым маркам. Наиболее распространённым был « » , издававшийся братьями Зенф и имевший 17 000 подписчиков. Ещё до начала издания журналов начали выходить каталоги почтовых марок. В числе первых в 1861 году был выпущен каталог А. Потике в Париже, затем появились каталоги Ж.-Б. Моэнса (Брюссель, 1862), Скотта (Нью-Йорк, 1867), « Стэнли Гиббонс » (Великобритания, 1879—1895) , « Ивер и Телье » (Франция, 1897—1913). До конца XIX века было издано 720 каталогов и руководств; одними из лучших среди них считались:
Филателия как один из самых популярных видов коллекционирования продолжала развиваться в XX столетии. Наряду с каталогами «Скотт», «Стэнли Гиббонс» и «Ивер и Телье», начали издаваться каталоги « Цумштейн » (Швейцария, 1909), « Михель » (Германия, 1910), также получившие впоследствии мировую известность.
В 1926 году была основана Международная федерация филателии (ФИП), под патронатом которой с 1929 года регулярно организуются международные филателистические выставки . Так, первая Всемирная филателистическая выставка в Праге прошла в августе — сентябре 1962 года . В 1976 году ФИП уже объединяла национальные общества из 57 стран, которые провели свыше 100 выставок; в 1987 году в ФИП входили свыше 60 стран .
С середины XX века филателия стала наиболее массовой областью любительского коллекционирования, чему способствовали:
Филателистические журналы издавались во многих странах мира, в том числе социалистических: « Филателен преглед » ( НРБ ), «Filatéliai Szemie» ( ВНР ), «Sammler Express» ( ГДР ), «Filatelia Cubana» ( Куба ), «Filatelista» ( ПНР ), «Filatelie» ( СРР ), «Filatelie» ( ЧССР ); в капиталистических — « The London Philatelist » и «Philatelic Magazine» (Великобритания), « The American Philatelist » и « Linn’s Weekly Stamp News » (США), «Der Sammler-Dienst» и «Deutsche Zeitung für Briefmarkenkunde» ( ФРГ ), «Austria-Philatelist» ( Австрия ), « » (Швейцария), « L'Écho de la timbrologie » («Эхо тэмбрологии») и «La Philatélie française» (Франция), « » , «La Tribuna del collezionista» , «Cronaca Filatelica» , «Francobolli» , «Il Nuovo Corriere Filatelico» ( Италия ), «Dansk Filatelistisk Tidsskrift» ( Дания ).
В социалистических странах филателия наибольшее развитие получила в СССР , ГДР, ПНР, ЧССР и ВНР, в капиталистических — в ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии. Уникальными государственными коллекциями почтовых марок в это время располагали Британский музей (Лондон), , Париже , , ; среди известных частных собраний — , Ф. Феррари (Австрия) , (Швейцария), , А. Хинда и (США), Х. Канаи (Япония).
В середине 1970-х годов национальные организации и другие объединения филателии имелись в большинстве стран, а филателией занимались 150—200 млн человек .
С 28 августа по 1 сентября 2004 года в Сингапуре впервые в истории мировой филателии проводился ( англ. World Stamp Championship ) .
Зарождение филателии в России тесно связано с выпуском первых российских марок (1858) и (1845). Уже в XIX веке некоторые русские марки высоко ценились коллекционерами. Так, 6-копеечная для восточной корреспонденции выпуска 1863 года оценивалось в 100 немецких марок, 5-копеечный конверт Московской городской почты выпуска 1846 года — в 1000 немецких марок.
Земские марки , чистые (то есть неупотреблённые), также весьма ценились: за марки новейших выпусков платили от 3 до 5 раз дороже действительной ценности. Цены на марки более отдалённых выпусков росли в геометрической прогрессии , а за некоторые марки первых выпусков торговцы спрашивали 400 рублей и дороже. Причина высокой цены на чистые земские марки заключалась в том, что в 1860-х годах никто не думал их собирать. Гашёные (то есть употреблённые) марки были гораздо дешевле, хотя марки первых выпусков были также дороги. Земские марки очень ценились иностранными филателистами; изданы даже несколько сочинений на французском и немецком языках о русских земских марках. Известность также имело сочинение Д. Чудовского «Описание русских земских почтовых марок, конвертов и бандеролей » ( Киев , 1888).
В 1866 году в России поступил в продажу первый «Карманный альбом марок» . В сентябре 1872 года в рамках проходившей в Москве Политехнической выставки состоялся первый в России показ коллекций знаков почтовой оплаты, подготовленной Почтовым департаментом Министерства внутренних дел .
Самым известным российским филателистом того времени считают Ф. А. Брейтфуса (1851—1911) , жившего в Петербурге . Его коллекция марок была признана третьей в мире после собраний Ф. Феррари и Т. Таплинга. Впоследствии часть коллекции Брейтфуса была продана английской торговой фирме « Стэнли Гиббонс » .
Ещё одним выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже (сын знаменитого ювелирного мастера К. Г. Фаберже ), который собрал уникальную коллекцию марок и цельных вещей Российской империи .
В последней четверти XIX века в Москве, Петербурге и других городах России появились общества собирателей почтовых марок. В качестве отделений Дрезденского международного общества филателистов ( нем. Internationale Philatelistenverein Dresden ) 10 октября 1883 года Ф. А. Брейтфусом была основана Московская секция Международного общества филателистов, первая в России филателистическая организация, а в декабре того же года — Санкт-Петербургская секция . Московская секция просуществовала до 1898 года с перерывом в 1888 и 1889 годах. В марте 1907 года Санкт-Петербургская секция была преобразована в , ставшее первой всероссийской филателистической организацией, которое функционировало до 1918 года .
Кроме того, в 1883 году было основано Московское общество собирателей почтовых марок , вначале неофициально. К 10-летнему юбилею в нём было 26 членов, состоялось 148 заседаний и по поводу юбилея была издана брошюра, в которой была изложена история общества и напечатано извлечение из проекта его устава. После утверждения 1907 году устава оно стало называться Московским обществом собирателей знаков почтовой оплаты.
С ноября 1895 года существовало Санкт-Петербургское (русское) отделение , на базе которого в августе 1906 года было создано Санкт-Петербургское общество собирателей почтовых знаков. Большой популярностью у филателистов пользовался издаваемый обществом ежемесячник « ». Он печатался громадным для тогдашней филателистической периодики тиражом до 800 экземпляров.
В 1896 году в Киеве появился первый филателистический журнал России « Марки ». С декабря 1913 года до конца 1917 года ежемесячно в Санкт-Петербурге— Петрограде издавался журнал « », последние номера которого вышли в первой половине 1918 года .
В 1901 году вышел в свет «Первый русский описательный и иллюстрированный каталог почтовых марок с 200 рисунками».
В РСФСР первое общество филателистов было создано в 1918 году в Москве. В Московское общество филателистов и коллекционеров (МОФИК) вошло большинство членов дореволюционного Московского общества собирателей знаков почтовой оплаты. МОФИК действовало до февраля 1921 года . Мысль о создании нового общества филателистов была поддержана в 1922 году Российским бюро филателии при Народном комиссариате почт и телеграфов РСФСР и Уполномоченным по марочным пожертвованиям ЦК Помгол при Народном комиссариате внешней торговли РСФСР . Первое организационное собрание нового общества состоялось 6 апреля 1923 года. В соответствии с уставом, утверждённым 15 марта 1923 года, оно стало называться Всероссийским обществом филателистов . Отделения общества имелись в Ереване , Тифлисе , Ташкенте , Ашхабаде , Баку и других городах. В 1924—1925 годах проведена первая Всероссийская филателистическая выставка . Органом Всероссийского общества филателистов был журнал « Советский филателист » (1922—1932; ряд лет назывался « Советский коллекционер »). Всего Общество просуществовало с 1923 года до конца 1930-х годов .
В последующие 15 лет организованное филателистическое движение в СССР практически отсутствовало, если не считать отдельные кружки и клубы в некоторых городах. Однако в 1950-е годы объединения филателистов стали возникать во многих городах страны, и в 1957 году в Москве было создано Московское городское общество коллекционеров (ныне Союз московских филателистов ) .
В марте 1966 года было учреждено Всесоюзное общество филателистов (ВОФ) . ВОФ было добровольной культурно-просветительской организацией и объединяло филателистов СССР. Оно возникло на основе Московского городского общества филателистов и ряда филателистических объединений в других городах страны. Целью ВОФ являлось всестороннее использование филателии как одного из видов общественно полезной деятельности, сочетающей разумный отдых с расширением культурного кругозора и способствующей коммунистическому воспитанию. Основные направления деятельности ВОФ составляли пропаганда филателии, создание отделений и клубов на местах, научно-исследовательская работа и экспертиза , организация выставок, расширение и укрепление дружеских и культурных связей с зарубежными филателистическими организациями и др.
В 1967 году ВОФ было принято в члены Международной федерации филателии. Деятельностью ВОФ руководило Правление со штаб-квартирой в Москве. Первым председателем ВОФ был Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель , с 1977 года — лётчик-космонавт Герой Советского Союза Л. С. Дёмин . В 1977 году ВОФ объединяло свыше 2 тыс. первичных организаций и 3 тыс. клубов юных филателистов (многие из которых имели секции фалеристики , филумении , филокартии , бонистики и др.), свыше 200 тыс. членов. В 1966—1976 годах ВОФ экспонировало на международных выставках свыше 1 тыс. коллекций, отмеченных 854 медалями и 198 призами. За заслуги в развитии и пропаганде советской филателии было учреждено звание « Почётный член ВОФ »; к 1977 году оно было присвоено 62 советским и зарубежным филателистам .
С 1963 года в Москве издавался ежегодник « Советский коллекционер », с 1966 года — ежемесячный журнал « Филателия СССР », печатный орган Министерства связи СССР и ВОФ. Журнал (до 1977 года — бюллетень) публиковал сведения о выпусках новых почтовых марок, знакомил с исследованиями по истории почты и филателии, с тематическим коллекционированием , деятельностью ВОФ и союзов филателистов других социалистических стран; имелся раздел для юных филателистов. На международных филателистических выставках журнал неоднократно отмечался наградами. В 1977 году его тираж составлял около 100 тыс. экземпляров , в 1991 году — 44 тыс. экземпляров.
В 1976 году был выпущен « Каталог почтовых марок СССР . 1918—1974», к которому издавались ежегодные дополнения.
В середине 1970-х годов филателией в СССР занимались 0,5 млн человек, из них свыше 200 тыс. были членами ВОФ . Впоследствии, в 1989 году, ВОФ было преобразовано в Союз филателистов СССР , который функционировал до 1992 года .
В настоящее время (с 1992 года) действует Союз филателистов России (СФР), правопреемник Союза филателистов СССР. СФР является национальной филателистической организацией России и представляет отечественных филателистов в ФИП (с 1993 года). В состав СФР включены 70 региональных объединений и союзов, в которых зарегистрировано около 50 тысяч филателистов. Журнал «Филателия СССР» издаётся под новым названием « Филателия » и является печатным органом СФР. Союз также издаёт бюллетень «Новости филателии» и ежегодник «Коллекционер» . В ноябре 2005 года был проведён IV съезд СФР.
Коллекционеры России участвуют в филателистических выставках под патронатом ФИП, и некоторые из них награждены высокими призами. Самым титулованным российским филателистом называется московский собиратель Л. Я. Мельников; его разработка « Авиапочта СССР» не раз получала большие золотые медали на Всемирных филателистических выставках. В 1997 году в России прошла первая Всемирная филателистическая выставка «Москва — 1997» под эгидой ФИП .
Изучение предметов коллекционирования в филателии может иметь три разных аспекта :
Филателистические коллекции подразделяются на :
С течением времени собирание марок стало увлечением многих миллионов человек во всём мире. В середине XX века цели коллекционирования существенно изменились, что привело к перемене характера, методов и форм коллекционирования. Анализируя эти процессы в филателистическом движении к середине 1970-х годов, доктор филологических наук М. Теплинский указывал на страницах журнала «Филателия СССР» :
Что преимущественно интересовало филателиста в прошлом? Марка как знак почтовой оплаты. Следовательно, целью коллекции могло быть установление интересных подробностей по истории почты, по истории почтовых тарифов, подробности изготовления марок, технология их производства и т. д. С этой точки зрения очень важны были разновидности, особенности бумаги, зубцовки и пр. Ценились прежде всего гашёные марки, которые действительно прошли почту. В наше время всё больше и больше филателистов увлекаются тематическим коллекционированием. Процесс этот закономерный, я бы даже сказал — прогрессивный, он будет развиваться и дальше. Но сейчас марка по существу интересует многих филателистов уже не как знак почтовой оплаты. Марка превращается в картинку.
Другой советский филателист Б. М. Кисин в книге «Страна Филателия» (1969) заметил, что постепенно «знаки почтовой оплаты… всё более и более расценивались как произведения искусства» . В связи с этим рецензент М. Наумов констатировал :
Таким образом почтовые марки отрываются от почты и превращаются в картинки. Но тогда при чём же здесь филателия?
Указывая на эти очевидные изменения предмета и сущности филателии, М. Теплинский отмечал :
Спор этот представляется мне очень существенным. Действительно, что же мы, филателисты, сейчас преимущественно собираем: знаки почтовой оплаты или картинки? Я, разумеется, имею в виду не филателистов, ведущих серьёзную исследовательскую работу в этой области, а широкую массу коллекционеров, которые никогда и не помышляли об участии во всесоюзной выставке (не говоря уже о международной), которые, может быть, вообще не читают филателистическую литературу. Беру на себя смелость сказать, что большинство современных филателистов собирают именно картинки — признаём мы это или нет.
Одним из подтверждений превращения знаков почтовой оплаты в картинку может быть, например, появление картмаксимумов и области их коллекционирования — максимафилии , поскольку изготовление картмаксимумов не вызвано почтовой необходимостью и даже специальное почтовое гашение на них по сути является фиктивным . Картмаксимумы возникли как отражение новой тенденции в филателии .
Ещё одной кардинальной переменой в среде филателистов стало появление интереса к коллекционированию преимущественно чистых, не прошедших почту марок . А. И. Качинский это стремление объяснял, например, так :
Для тематических коллекций... более подходят негашёные марки... Нас в первую очередь интересует изображение на них, и предпочтительнее, чтобы оно не было закрыто гашением.
Следовательно, при тематическом коллекционировании на первое место выступает изображение, то есть картинка, а не зубцовка или способ печати. Это, по мнению М. Теплинского , неминуемо приведёт к вырождению филателии, к её слиянию с филокартией.
Новые тенденции нашли широкое отражение в филателистической литературе. Так, в «Филателистическом словаре», изданном в 1969 году, указывалось:
С филателистической точки зрения почтовые марки — миниатюрные произведения графического искусства, выполненные полиграфическими средствами.
В свою очередь, Б. М. Кисин называл марки произведениями «государственной графики» .
Полемизируя с подобными формулировками, М. Теплинский подчёркивал, что почтовая марка является прежде всего государственным, официальным изданием. В то же время сугубо официальный характер марок определяет отображающиеся на них политические, идеологические и культурные особенности данной страны :
…Благодаря маркам можно не просто лучше узнать ту или иную страну, её флору и фауну, историю и живопись, но выяснить политику государства, которая прямо или косвенно отражается в выборе марочных сюжетов, характере откликов на те или иные знаменательные события, и т. д.