Interested Article - Список сутт «Мадджхима-никая»
doriana
- 2020-10-18
- 1
Мула-паннаса
Индекс | Название | Содержание |
---|---|---|
Мулапарияйя-вагга | ||
MН 1 | Рассуждение об основе всех дхамм . Будда анализирует восприятие четырех разных людей: обычного необученного человека, ученика, достигшего цели монаха и полностью просветленного святого. | |
MН 2 | от 2 декабря 2018 на Wayback Machine | Сутта о всех загрязнениях. Неправильно работать с любыми загрязнениями ума только каким-то одним способом. Семь методов устранения из ума глубоко укоренившихся влечений в зависимости от видов загрязнений и жизненных ситуаций. |
MН 3 | Будда призывает монахов довольствоваться малым. Сарипутта даёт дополнительные наставления, говоря о том, какие негативные качества требуется отбрасывать | |
MН 4 | Страх и ужас. Будда объясняет, какими свойствами надо обладать, чтобы жить в отшельничестве. В конце он рассказывает о собственном опыте преодоления страха на пути к Освобождению. | |
MН 5 | Достопочтенный Сарипутта описывает изъяны, которые могут быть у монаха | |
MН 6 | Будда просто и без прикрас описывает, что происходит, когда человек «исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение». | |
MН 7 | С помощью простой аналогии Будда иллюстрирует разницу между помрачённым умом и чистым умом. Подчёркивается важность нравственной практики. | |
MН 8 | Будда объясняет, как практиковать стирание загрязнений ума. | |
MН 9 | Правильные взгляды. Почтенный Сарипутта объясняет, что означает понятие «правильные взгляды». | |
MН 10 | Основы памятования. Подробные указания по практике медитации памятования. Текст совпадает с «Махасатипаттхана суттой» (ДН 22), только «Четыре Благородные Истины» изложены более кратко. | |
Сихананда-вагга | ||
MН 11 | Будда рассказывает об отличиях его Дхаммы от других учений, а также вкратце разъясняет Зависимое Возникновение. | |
MН 12 | Будда рассказывает о сверхъестественных силах Татхагаты, о том, какой путь ему пришлось пройти до того, как он стал Буддой. | |
MН 13 | Беседа Будды о полном понимании природы чувственных удовольствий, материальных форм и чувств. | |
MН 14 | Помрачения сами порождают помрачения. Потакание чувственным удовольствиям не ведёт к счастью, равно как и аскетическое их подавление и попытки купить счастливое состояние ума ценой боли. Путь Будды — ни то ни другое. Об этом говорит данная сутта. | |
MН 15 | Эта сутта даёт средство для саморефлексии в нравственном совершенствовании. Монахи регулярно декламируют её (в идеале 3 раза в день) в целях самонаблюдения. | |
MН 16 | Здесь Будда рассказывает о пятнадцати факторах, благодаря которым человек становится способен на просветление. | |
MН 17 | Сутта о том, каким образом практикующий должен оценивать условия, в которых живёт. Последний раздел рассказывает о жизни «на попечении некоего человека». Интересно, что это выражение может трактоваться и как жизнь «под руководством некоего учителя»: в некоторых суттах оно встречается именно в этом смысле. | |
MН 18 | Ещё один краткий экскурс в Зависимое Возникновение и очень компактное описание сути учения Будды. | |
MН 19 | Два разряда мыслей. | |
MН 20 | от 12 ноября 2018 на Wayback Machine |
Устранение отвлекающих мыслей. Будда излагает пять практических методов для устранения неумелых неблагих мыслей.
Та самая сомнительная сутта, которую Бханте Вималарамси считает позднейшей вставкой, по крайней мере частично (см. п. 7), из-за присутствия в ней описания, по сути, силового метода устранения отвлечений, тогда как в остальных текстах Будда постоянно говорит о срединном пути, об успокоении ума, о безмятежности. Более того, в МН 36.20 он теми же словами говорит, что испытал этот метод до конца и убедился, что тот не ведёт к нужной цели. |
Опамма-вагга | ||
MН 21 | ( ) | Притча о пиле. Будда очень доходчиво объясняет, НАСКОЛЬКО доброжелательным должен быть тот, кто следует его учению. |
MН 22 | Пример с водяной змеёй. | |
MН 23 | Один из примеров мистических переживаний в буддистской практике. Согласно комментариям, медитируя над смыслом этого видения, Достопочтенный Кумара Кассапа в итоге стал арахантом. Но эта сутта, помимо мистики, рассказывает нам также и о том, что такое духовная дружба. Божество, явившееся Кумаре Кассапе, опять же согласно комментариям, при Будде Кассапе (предыдущем Будде) было товарищем Кумары Кассапы по святой жизни, достигшим ступени анагами. В этой жизни он явился, чтобы помочь другу. Итак, если есть группа товарищей по святой жизни, то эффективность продвижения резко возрастает: стоит одному из них достичь просветления, остальные получают мощную духовную опору и, по сути, тоже спасены (при условии продолжения практики). | |
MН 24 | Сутта повествует о том, что целью учения Будды является окончательная Ниббана без цепляний и ничто иное. | |
MН 25 | Здесь путь рассматривается с точки зрения спасения от приманки Охотника — Мары. | |
MН 26 | Будда рассказывает о том, как двигался к просветлению, о том, как после просветления некоторое время не собирался никого учить, полагая, что никто не сможет постичь то, что он постиг. И как потом передумал. И как нашёл первых учеников. | |
MН 27 | Здесь Будда обозначает, что является истинной целью Учения, на примере с выслеживанием слона. | |
MН 28 | Сарипутта подробнейше, со свойственной ему доскональностью, разбирает суть так называемых пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Здесь, например, можно видеть, что пять совокупностей — это не в принципе весь человек, а именно «пять совокупностей, искажённых цеплянием». Поэтому прекращение пяти совокупностей не означает полного прекращения явления, которое можно назвать «этот человек». Будда, к слову, прожил сорок с лишним лет после прекращения пяти совокупностей, искажённых цеплянием. | |
MН 29 | Здесь Будда рассказывает об истинной цели Пути. Лекция дана им по следам истории с Девадаттой. Девадатта был двоюродным братом Будды, который сначала стал его учеником, а затем, достигнув некоторых результатов, решил от него отколоться и образовать секту имени себя. При этом он попытался убить Будду. В конечном итоге во всех своих начинаниях он потерпел горькую неудачу. | |
MН 30 | Здесь Будда говорит о том, что цель Учения состоит в преодолении помрачений через прямое медитативное постижение. | |
Махаямака-вагга | ||
MН 31 | Начинается как Упакилеса Сутта, МН 128, но далее включает перечисление высших состояний — девяти джхан. | |
MН 32 | Старшие ученики Будды и сам Будда отвечают на вопрос, какой монах осветил бы собой рощу, в которой они собрались. | |
MН 33 | На аналогии с пастухом показаны качества, которые приводят к успеху на Пути. | |
MН 34 | Умелый пастух переводит стадо на другой берег в сохранности, а неумелый приводит стадо к беде. Перечисляются различные степени просветления. | |
MН 35 | В этой сутте Будда показывает себя весьма жёстким полемистом. Однако его оппонент — много раз встречающийся в других суттах Саччака, он же, по имени клана, Аггивессана, повёл себя в итоге весьма порядочно. Он ещё много раз придёт к Будде, пытаясь опровергнуть его учение. Будда будет терпеливо объяснять и разъяснять ему — см., например, следующую по счёту сутту. В той жизни Саччака так и не станет буддистом, но, согласно преданию, в следующей жизни он всё-таки им стал. | |
MН 36 | Длинная беседа с Саччакой. Будда описывает собственную борьбу за просветление, а также объясняет аскету Саччаке ряд иных вопросов. | |
MН 37 | Очень сжатое изложение процесса преодоления страстного желания и, соответственно, достижения Ниббаны. Плюс интересная зарисовка из жизни богов. Нужно заметить, что Достопочтенный Маха Моггаллана был одним из тех немногих, кто достиг Ниббаны, двигаясь путём обретения сверхспособностей. Отсюда все эти чудеса. Хочу также оговориться, что в п. 3 сутты и в подобных ему в квадратных скобках я привёл дополнения к тексту, чтобы читателю было понятно, о чём говорит Будда. Эти дополнения согласованы с учителем и одобрены им. | |
MН 38 | Подробное описание процесса Зависимого Возникновения, а также прекращения страстного желания. | |
MН 39 | Будда даёт широкий обзор практики в Дхамме. | |
MН 40 | Будда говорит о том, что духовным странником человека делает преодоление помрачений, а не разного рода внешние атрибуты. Также описывается практика брахмавихар . | |
Чулаямака-вагга | ||
MН 41 | Будда описывает неблагие и благие действия — телесные, словесные и умственные. | |
MН 42 | Практически копия МН 41. Судя по всему, браминов из разных мест занимали одни и те же вопросы. Так, беседа о причинах и условиях того, что одни существа после смерти попадают в нижние миры, а другие — в более благоприятные, состоявшаяся [в предыдущей сутте] в Сале, повторяется и с браминами из Вераньджи. | |
MН 43 | Большое собрание вопросов и ответов. Достопочтенный Сарипутта отвечает на вопросы о мудрости, правильных взглядах и высших медитативных достижениях. | |
MН 44 | Короткие вопросы и ответы. | |
MН 45 | Будда объясняет суть четырёх путей действия — болезненный вначале и болезненный впоследствии, приятный вначале и болезненный впоследствии, болезненный вначале и приятный впоследствии, приятный вначале и приятный впоследствии. | |
MН 46 | Будда объясняет суть четырёх путей действия — болезненный вначале и болезненный впоследствии, приятный вначале и болезненный впоследствии, болезненный вначале и приятный впоследствии, приятный вначале и приятный впоследствии. | |
MН 47 | Здесь Будда рассказывает, каким образом нужно изучать просветлённого учителя человеку пытливому. Мы видим, что подход к учителю подразумевается весьма тщательный. | |
MН 48 | Монахи в Косамби разругались между собой, и Будда рассказывает им о тех качествах, которые следует взращивать в себе, чтобы создать любовь, взаимное уважение и единство. Затем он описывает семь знаний, которые приобретаются человеком, реализовавшим плод Сотапанны, т.е. Вступившего в Поток. | |
MН 49 | Приглашение Брахмы. | |
MН 50 | Мара нападает на Маха Моггаллану. А тот рассказывает Маре историю, как сам был когда-то Марой по имени Дуси. Описывается практика брахмавихар и медитация на отвратительности и непостоянстве. |
Мадджхима-паннаса
Индекс | Название | Содержание |
---|---|---|
Гахапати-вагга | ||
MН 51 | Описываются различные пути человека. Приведено полное описание Благородного Пути. | |
MН 52 | В этой сутте, судя по всему, идёт речь о событиях, произошедших уже после смерти Будды. В ней говорится, что по сути освобождение может произойти даже в первой джхане (и на любой другой стадии медитации); всего Достопочтенный Ананда описывает одиннадцать «дверей в Бессмертное». | |
MН 53 |
( ) |
Практика Ученика. Ананда описывает практику для достижения 4 джхан и последующем получении трёх высших знаний для полного освобождения. |
MН 54 | Беседа Будды с мирянином Поталией о том, что такое оставление мирских дел согласно Пути Благородных. | |
MН 55 | Мирянин Дживака спрашивает, дозволено ли ученикам Будды есть мясо. Та самая сутта, в которой оказывается, что Будда и его ученики не были вегетарианцами. | |
MН 56 | Нигантхи, о которых говорится в данной сутте, — это джайны. Джайнизм в то время тоже был новым учением и только набирал силу. Джайном был, например, и Саччака, о котором идёт речь в суттах МН 35 и 36. В данной же сутте Будда показывает, почему умственные действия более важны, чем телесные или словесные, хотя, казалось бы, важность телесных действий более очевидна (и именно этой очевидной точки зрения придерживаются джайны). | |
MН 57 | Подражание поведению собак. | |
MН 58 |
( ) |
К принцу Абхае. Будда объясняет, в каких случаях он произносит приятные или неприятные слова. |
MН 59 | Будда говорит о том, что каждый этап пути является удовольствием — всё более утончённым и возвышенным. Интересное пересечение с суттой АН 9.34, где Сарипутта говорит, что Ниббана приятна. | |
MН 60 | Здесь Будда с группой мирян-браминов подробно рассматривает различные учения и даёт понимание относительно того, каким образом выбирать то или иное из них. В целом его аргументация напоминает таковую у Блеза Паскаля, когда тот говорил о вере в Бога: «Если Бога нет, а я в него верю, я ничего не теряю, а если он есть, а я в него не верю, то я теряю всё». | |
Бхиккху-вагга | ||
MН 61 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Советы Рахуле в Амбалаттхике. Будда объясняет своему сыну Рахуле опасности лжи и подчеркивает важность частой рефлексии. |
MН 62 | ( ) | Рахула — сын Будды. Он родился до того, как Сиддхартха Готама ушёл из дома на поиски пути спасения от страдания. На момент событий, описываемых в данной сутте, ему около семнадцати лет. И здесь мы видим, как Будда наставляет этого юношу, в котором ещё играет молодая кровь. Он обучает сына медитации на великих элементах, чтобы тот мог достичь бесстрастия, а затем — другим видам медитации. |
MН 63 |
от 12 июля 2018 на
Wayback Machine
( ) |
Эта сутта о том, что некоторыми вопросами задаваться просто не стоит, поскольку никакой пользы от этого нет, одно лишь возбуждение ума и сомнения. Здесь подчёркивается, что путь Будды страшно далёк от пустого теоретизирования. Что путь этот сугубо практический и даже прагматический. |
MН 64 |
(Махамалункьяпутта сутта) |
Очень интересный разбор относительно пяти нижних оков, отбросив которые, человек становится анагами. |
MН 65 | Сутта о непослушном монахе. | |
MН 66 | Будда говорит о важности отбрасывания чувственных оков, даже если они кажутся мелкими и незначительными. | |
MН 67 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Однажды в место расположения Будды прибыла толпа очень шумных монахов… В целом незамысловатая, но небезынтересная сутта об ответственности наставника перед учениками, об опасностях, которые подстерегают новоначальных монахов, да и не только монахов. Ну и о том, что нужно соблюдать сдержанность и скромность в поведении, конечно. Вспоминается одно интервью с Борисом Гребенщиковым, когда его спросили: «Как лично Вы изменились в результате практики медитации?» И он ответил: «Я стал тише». |
MН 68 | Будда рассказывает, почему он говорит о том, куда попадает тот или иной умерший монах или мирянин (спойлер: для вдохновления остальных). | |
MН 69 | Сарипутта говорит о том, что даже те монахи, которые живут в уединении в лесу, должны следовать Учению и Дисциплине в полном объёме. | |
MН 70 | В городе Китагири была община монахов, которые вели себя, скажем так, неподобающим образом. Когда Сангха разрослась, в неё начали стекаться не только те, кто искренне стремился к познанию Дхаммы, но и те, кто больше прельщался преимуществами, которые давало положение буддистского монаха. И вот Будда пытается говорить с такими монахами. | |
Париббаджака-вагга | ||
MН 71 | Эта сутта представляет собой короткий разговор между Буддой и бродячим аскетом Ваччхаготтой. Ваччхаготта задаёт вопрос по поводу достижения окончательного просветления мирянами, а также по поводу так называемых адживаков. Тут требуется пояснение. Адживаки — это секта, существовавшая в Древней Индии. Они верили в полный фатализм, предопределённость всего. Иными словами — от нас ничего не зависит, всё будет так, как предопределено. Соответственно, не имеет смысла практиковать нравственное поведение, например. | |
MН 72 | Знаменитая сутта, в которой Будда уподобляет Татхагату погасшему огню, показывая неприменимость по отношению к нему категорий, в которых привык мыслить обычный человек. | |
MН 73 | Будда беседует со странником Ваччхаготтой, который в итоге становится его учеником. Это один из тех редких случаев, когда ученик Будды имел предрасположенность к развитию сверхспособностей. | |
MН 74 | Сутта о нецеплянии. | |
MН 75 | Магандия — это странник, принадлежащий иной традиции. Изначально он был настроен по отношению к Будде очень негативно, поскольку тот своим учением подрывал то, чему учила его освящённая веками традиция. Но потом он поговорил с Буддой… | |
MН 76 | Ананда рассказывает страннику Сандаке и его ученикам о четырёх видах путей, обесценивающих святую жизнь, и о четырёх видах безблагодатной святой жизни. В конце Сандака рекомендует своим ученикам стать учениками Благословенного. | |
MН 77 | Первая беседа Будды с саманой (т.е. странником, бродячим аскетом) Удайином. Сутта знаменательна по нескольким причинам. Здесь описаны пять причин, по которым Будда пользовался непререкаемым авторитетом у учеников, 37 факторов просветления, сверхъестественные способности и некоторые не до конца ясные моменты. Например, эта сутта являет собой редкий случай, когда Будда упоминает пресловутые касины. Буддагоса в «Висуддхи Магге» даёт объяснение, что это такое, но оно звучит неубедительно. Бханте Вималарамси прямо говорит, что не знает, что это такое, и что он не встречал никого, кто мог бы внятно объяснить эту практику и кто её реализовал бы. Сам факт, что Будда описал такие вещи в беседе с Удайином, говорит скорее о том, что последний был человек довольно неординарный. | |
MН 78 | Будда объясняет, кто, по его мнению, является человеком, достигшим высшего совершенства. Подробно освещается Правильное Усилие. | |
MН 79 | Вторая беседа Будды с саманой Удайином. Будда среди прочего описывает преподаваемый им путь. В конце Удайин изъявляет желание стать учеником Будды, но его группа его отговаривает. Согласно комментарию, это произошло из-за того, что в прошлой жизни, при Будде Кассапе, тот, кто в описываемой жизни был Удайином, отговорил некоего человека от того, чтобы стать учеником Будды Кассапы. Но, успокаивают нас комментарии, переродившись при царе Асоке, Удайин всё же стал буддистским монахом и достиг полного просветления, став известным благодаря своей практике любящей доброты. | |
MН 80 | Будда говорит об удовольствии превыше чувственных удовольствий. | |
Раджа-вагга | ||
MН 81 | О гончаре Гхатикаре и встрече юного брахмана Джотипалы, которым был Будды Готама, с совершеннопробуждённым Кассапой. | |
MН 82 | Молодой аристократ Раттхапала решает стать монахом, но его родители против. Сутта имеет интересный сюжет, но и, кроме того, в ней формулируются «четыре постулата», из-за которых Раттхапала решил оставить мирскую жизнь. | |
MН 83 | Будда говорит, что благочестие и даже практика брахмавихар сама по себе ведёт в миры Брахмы, а это не приводит к полному освобождению, это тупиковый путь. Далее Будда обозначает Восьмеричный Путь. | |
MН 84 | События происходят после париниббаны Будды. Некий царь беседует с учеником Будды Маха Каччаной. Тот рассказывает ему о равенстве каст. | |
MН 85 | Ещё одно подробное описание Буддой его пути. Пересекается с МН26 и МН36. | |
MН 86 | О серийном убийце Ангулимале . Сутта о разбойнике, который благодаря умелому руководству Будды стал Архатом. Совершенно потрясающая история, даже в чисто драматургическом смысле. В 2003 году по мотивам этой сутты в Таиланде был снят одноимённый фильм (авторы там всё немного приукрасили, но не фатально). Комментарии говорят, что Ахимсака-Ангулимала был человеком духовно ищущим и весьма талантливым в смысле постижения Дхаммы, но сильно заблудшим. Будда почувствовал, что этот, говоря современным языком, серийный убийца потенциально может стать арахантом, и вмешался ещё и поэтому. Главный же мессидж этой истории состоит в том, что если даже у человека, натворившего столько дел, получилось, то у вас тем более нет причин сомневаться. | |
MН 87 | Сутта о том, что привязанность к близким приносит страдание. | |
MН 88 | Царь Пасенади Косальский расспрашивает Достопочтенного Ананду о поступках, порицаемых и непорицаемых мудрыми людьми. | |
MН 89 | Некоторые интересные подробности о том, как воспринимался Будда и его Сангха в те времена со стороны. Особенно примечателен пункт 12 — про «искренне радостных, открыто довольных» монахов — учеников Будды. | |
MН 90 | Будда говорит о том, что с точки зрения Дхаммы между варнами нет разницы. | |
Брахмана-вагга | ||
MН 91 | У браминов были местами довольно странные представления о так называемом «Великом человеке», но тем не менее Будда, ради того чтобы привести одного из браминов к спасению, продемонстрировал, что он этим представлениям соответствует. Даже самым странным. | |
MН 92 | Брамин Села проверяет признаки Великого Человека у Будды, находит, становится его учеником и достигает арахантства. | |
MН 93 | Будда опровергает обоснованность претензий варны браминов на какую бы то ни было исключительность, в том числе и в деле достижения духовной чистоты. | |
MН 94 | Дело происходит после париниббаны Будды. Брамин Гхотамукха беседует с Достопочтенным Уденой, и тот описывает ему путь по классической схеме от начала до конца, заканчивая четырьмя джханами и Тевиджей. | |
MН 95 | Очень интересная сутта о трезвом отношении к собственным взглядам и о том, что путь начинается с доверия учителю. А доверие к учителю начинается с изучения его поведения. | |
MН 96 | Ещё одна сутта на тему различий (их отсутствия) между варнами. | |
MН 97 | Сарипутта наставляет неправедного брамина Дхананьджани о том, как попасть в свиту Брахмы (с помощью практики брахмавихар). Будда упрекает Сарипутту, что тот не научил Дхананьджани большему. Интересно, что в МН 99 сам Будда подобным образом обучает брамина Субху именно достижению мира Брахмы. Разница, видимо, в том, что Субха не был готов к большему, продемонстрировав негативную реакцию в МН 97.10. Мудрый даёт другому не лучшее из того, что тому нравится, а лучшее из того, что тому посильно. | |
MН 98 | Два брамина поспорили, кого можно считать истинным брамином. Не придя к соглашению, они отправились к Будде, чтобы тот рассудил их. | |
MН 99 | Сутта интересна тем, что в ней Будда рассказывает не о пути полного освобождения, а о пути в мир Брахмы, то есть, говоря проще, в очень высокие райские обители (причём делается это с помощью практики брахмавихар). Почему так случилось? Потому что бывают ситуации, когда человек просто не готов к тому, чтобы воспринять Дхамму во всей её полноте. Судя по всему, Субха, с которым беседует Будда в этой сутте, был, по крайней мере на тот момент, весьма религиозным человеком, сильно вовлечённым в браминскую традицию, и что-то сверх того, что дал ему Будда, могло бы отвратить его. Об этом говорит, например, его очень эмоциональная реакция в п. 10. Мудрый даёт другому не самое лучшее, а самое лучшее из того, что тому посильно. | |
MН 100 | Будда беседует с брамином Сангаравой и рассказывает ему о своём пути (аналогично МН 26 и МН 36). |
Упари-паннаса
Индекс | Название | Содержание |
---|---|---|
Девадаха-вагга | ||
MН 101 | У Девадахи. Будда опровергает доктрину нигантхов (джайнов) о том, что все испытани в жизни человека обусловлены его прошлыми действиями (камма). Далее объясняется, какое же усердие и какой путь практики являются правильными для прекращения всех страданий. | |
MН 102 | Рассматриваются различные учения. Татхагата идёт дальше них всех. | |
MН 103 | О разрешении разногласий и том, как быть с оступившимися. | |
MН 104 | Будда даёт указания, как его последователям ладить между собой после его ухода. | |
MН 105 | Сунаккхатта из клана Личчхави – это персонаж, который фигурирует в нескольких суттах. Если собрать всю информацию о нём, то складывается такая картина: Сунаккхатта некоторое время общается с Буддой, становится монахом, а потом уходит из Сангхи, сделав довольно забавное заявление: «У Отшельника Готамы нет каких-либо сверхчеловеческих достижений <…>. Его учение приводит того, кто следует ему, всего лишь к полному уничтожению страдания» (см. МН 12). Сутта МН 105, очевидно, ведёт речь о времени, когда Сунаккхатта ещё не стал монахом. В данной беседе Будда описывает разного рода состояния человека – от мирского (в смысле состояния ума) человека до того, кто полностью устремлён к ниббане. Также он подчёркивает опасность, которая подстерегает того, кто достиг начального этапа просветления (плод сотапанны) и перестал практиковать с должным прилежанием. Подразумевается, что Будда предвидел будущность Сунаккхатты и пытался его предостеречь. | |
MН 106 | Будда описывает подход к глубоким состояниям вплоть до Ниббаны. | |
MН 107 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Счетовод Моггалана. Будда описывает последовательность обучения буддийского монаха. |
MН 108 | Действие сутты происходит после ухода Будды. Его ученик беседует с одним из покровителей Сангхи о том, кто или что сейчас руководит Сангхой и кто пользуется в Сангхе почётом. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, эта сутта весьма интересна и важна тем, что тот подход, который в ней описывается, определил весь облик буддизма после Будды, поставив в центре его Учение и Практику. | |
MН 109 | Краткое изложение учения о не-я, о том, как личностностный взгляд возникает и как он не возникает. И всё это применительно к пяти совокупностям, искажённым цеплянием. | |
MН 110 | Будда со свойственной ему педантичностью описывает человека, так сказать, низких качеств и человека высоких качеств. | |
Анупада-вагга | ||
MН 111 | Будда рассказывает о том, как продвигался по Пути его лучший ученик Сарипутта. | |
MН 112 | Здесь рассказывается о том, как нужно пытать араханта, чтобы выяснить, действительно ли он арахант. | |
MН 113 | Будда заостряет внимание на таких важных качествах, как нетщеславие, невысокомерие, сосредоточенность на практике. | |
MН 114 | Будда даёт три перечисления того, что надлежит культивировать и что не надлежит. Сарипутта даёт объяснения им. | |
MН 115 | Будда очерчивает смысл некоторых важных для Учения понятий. | |
MН 116 | Будда рассказывает о паччека-буддах прошлого. | |
MН 117 | Великая Сороковка. | |
MН 118 | от 15 ноября 2018 на Wayback Machine | Осознанность дыхания. |
MН 119 | Сутта, входящая в один цикл с Сатипаттхана Суттой и Анапанасати Суттой. | |
MН 120 | Будда объясняет, как человек может обрести перерождение в соответствии со своим намерением. | |
Суннята-вагга | ||
MН 121 | от 4 декабря 2018 на Wayback Machine | Короткая сутта о пустотности. |
MН 122 | ( ) | Большая беседа о Пустотности. Понимание Буддой термина «суньята» (шуньята) — «пустотность», «пустота» — было сугубо психотехническим, что видно из этой и предыдущей сутт. |
MН 123 | Ананда перечисляет собранию монахов замечательные и чудесные вещи, которые предшествовали рождению Будды и следовали за ним. Будда добавляет ещё один пункт в конце. | |
MН 124 | События происходят, судя по всему, спустя несколько десятилетий после ухода Будды. Сутта интересна тем, что описывает «идеального монаха». Он стал арахантом через семь дней после пострижения и всю оставшуюся жизнь стремился никак не обременять других своим присутствием. Согласно комментарию, даже уход в париниббану он совершил через уничтожение тела в огненной вспышке (либо это было нечто похожее на «радужное тело» тибетцев), чтобы его собратьям-монахам не нужно было возиться с телом. | |
MН 125 | Обрисовывается весь путь ученика от начала до конца («Вот в мире появляется Татхагата…»), с аналогией укрощения слона. | |
MН 126 | Ещё одна сутта на тему исполнения желаемого. | |
MН 127 | Ученик Будды Достопочтенный Ануруддха объясняет разницу между безмерным и возвышенным освобождением ума. | |
MН 128 | Будда перечисляет основные препятствия, которые мы встречаем в практике медитации. Также именно в этой сутте Будда произносит знаменитые слова, вошедшие в Дхаммападу (см. стихотворные строки). | |
MН 129 | Будда рассказывает о том, что такое разумное поведение и почему именно оно разумно. | |
MН 130 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Посланник небес. Эта сутта о том, что жизнь нас постоянно предупреждает: нужно жить достойно. Но, к сожалению, внемлют этому не все. |
Вибханга-вагга | ||
MН 131 | (недоступная ссылка) | Знания лучшего средства как жить одному. В этой сутте описывается практика Прошлого-Будущего-Настоящего. |
MН 132 | Сутта-дубль предыдущей, МН 131. | |
MН 133 | Практика Прошлое-Будущее-Настоящее описывается через шесть сфер, а не через пять совокупностей, как в МН 131 и 132. | |
MН 134 | Ещё один дубль МН 131. | |
MН 135 | Краткое рассмотрение работы механизма каммы (кармы). Будда беседует с Субхой. У этой беседы была предыстория. Отец Субхи Тодеййя после смерти переродился собакой в своём же доме из-за своей чрезмерной скупости. Будда сказал об этом Субхе и доказал это тем, что заставил эту собаку выкопать спрятанное сокровище, которое захоронил Тодеййя при жизни. Этот случай и привёл к данной беседе. | |
MН 136 | Дополнительное разъяснение некоторых нюансов работы механизма каммы. | |
MН 137 | Будда рассказывает о различных видах реакции на воспринимаемые явления и о методах работы с ними — о том, как в практике мы заменяем помрачённые реакции на непомрачённые. | |
MН 138 | Ещё одно изложение Пути, через нецепляние. | |
MН 139 | Интерпретация Пути через неконфликтность. | |
MН 140 | Анализ Свойств. | |
MН 141 | Анализ Истины. | |
MН 142 | Анализ подношений и их результаты. Разъяснение результатов сделанных подношений. | |
Салаятана-вагга | ||
MН 143 | Очень сильная сутта. Анатхапиндика, богатый мирянин, много помогавший Сангхе, смертельно болен. Он посылает за Сарипуттой, и тот, придя к нему, даёт последние наставления. По сути, это предсмертная практика, по крайней мере для мирян. | |
MН 144 | Это та самая скандально известная сутта, по поводу которой не так давно был суд на предмет пропаганды суицида. Кажется, в итоге суд постановил убрать комментарий к этой сутте, но сама сутта запрету не подверглась, и правильно, поскольку ни о какой пропаганде суицида речи там не идёт. Читайте, пожалуйста, комментарий Олега Павлова к этой сутте. | |
MН 145 | Будда даёт наставление монаху Пунне. Пунна отправляется в земли с агрессивным населением, и Будда проверяет его готовность. | |
MН 146 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Наставление Нандаки. |
MН 147 | от 12 июля 2018 на Wayback Machine | Малое наставление Рахуле. |
MН 148 | от 9 февраля 2019 на Wayback Machine | Шесть шестёрок. |
MН 149 | Ещё один экскурс в практику. Подробнее см., например, в предыдущей сутте. | |
MН 150 | Будда беседует с браминами-мирянами о том, каких духовных странников и браминов стоит уважать и чтить. | |
MН 151 | Будда перечисляет критерии продвижения по Пути, с которыми практикующий должен сверяться. | |
MН 152 | от 2 декабря 2018 на Wayback Machine | О развитии чувств. |
Примечания
- ↑ Дата обращения: 15 марта 2011. Архивировано из 24 ноября 2018 года.
doriana
- 2020-10-18
- 1