Interested Article - Камматтхана

Буддизм
Практика
Дхамма

Камматтхана ( пали kammaṭṭhāna , санскр. karmasthana ) — буддийский термин, буквально означает место работы . Его первоначальное значение — чей-то род занятий (земледелие, торговля, уход за скотом и т. д.). Но в буддийском контексте этот термин употребляется в нескольких различных, но связанных значениях, имеющих отношение к медитации .

Этимология и значения

В основном словом камматтхана обозначают медитацию, в том смысле, что медитация является основным занятием буддийских монахов . В Бирме опытные практикующие известны как камматтханачарии (мастера медитации). Представители называют себя лесной традицией Камматтхана, что связано с медитативной практикой в лесу.

В ранней , ещё до появления комментариев , термин камматтхана встречается только в нескольких суттах в контексте «работы» или «торговли». Например, в Суббха сутте МН 99, где этот термин употребляется 22 раза , а также в Дигхаджану сутте АН 8.54 , Уджжая сутте АН 8.55 Дутия сампада сутте 8.76 и и Сакья сутте АН 10.46.

Буддхагхоша использует термин камматтхана для обозначения каждого из сорока объектов медитации, перечисленных в третьей главе своего трактата « Висуддхимагга» , которые частично заимствованы из палийского канона . В этом случае значение камматтхана как «род занятий» может трактоваться как «вещи, которые занимают ум», а «место работы» в смысле «места, на котором нужно сосредоточить ум во время медитации». Работая над Висуддхимаггой, Ньянамоли Бхикку перевёл этот термин просто как «предмет медитации» .

Сорок объектов медитации Буддхагхоши

Касина как камматтхана

Термин касина ( пали kasiṇa , санскр. kṛtsna , буквально «целое») относится к основным визуальным объектам медитации , используемым в буддизме Тхеравады . Эти объекты описаны в Палийском каноне и обобщены в знаменитом трактате о медитации «Висуддхимагга» как камматтхана , на которой следует сосредоточивать ум всякий раз, когда внимание отвлекается . Медитация на касины — один из наиболее распространённых видов медитации саматхи , предназначенный для успокоения ума практикующего и создания основы для дальнейших практик медитации вплоть до достижения джхан .

Трактат о медитации «Висуддхимагга» сосредоточен вокруг медитации на касины . По словам американского учёного-монаха Тханиссаро Бхиккху , в тексте предпринята попытка вписать все другие методы медитации в форму практики касины, но даже по собственному признанию автора, медитация на дыхании не очень хорошо укладывается в эту форму . По мнению Тханиссаро Бхикку, подчеркивая медитацию на касинах, Висуддхимагга отходит от фокуса на джхане , который делается в Палийском каноне, и это указывает на то, что «в комментариях джхана означает нечто совершенно отличное от Канона» .

Хотя практика медитации на касинах связана с традицией тхеравады, похоже, что в своё время она была широко известна среди различных буддийских школ Индии . Асанга ссылается на касины в разделе Самахитабхуми своего трактата Йогачарабхуми . Уппалаванна , одна из главных учениц Будды, прославилась достижением арахантства благодаря медитации на огненную касину .

Из сорока объектов, на которые медитируют как на камматтхану , первые десять — это касины, «которые можно созерцать непосредственно». Они описаны в Висуддхимагге , а также упоминаются в Палийской Типитаке , например, в Касина сутте АН 10.25. Эти 10 касин:

  1. земля ( пали paṭhavī kasiṇa , санскр. pṛthivī kṛtsna );
  2. вода ( пали āpo kasiṇa , санскр. ap kṛtsna );
  3. огонь ( пали tejo kasiṇa , санскр. tejas kṛtsna );
  4. воздух/ветер ( пали vāyo kasiṇa , санскр. vāyu kṛtsna );
  5. голубой ( пали nīla kasiṇa , санскр. nīla kṛtsna );
  6. жёлтый ( пали pīta kasiṇa , санскр. pīta kṛtsna );
  7. красный ( пали lohita kasiṇa , санскр. lohita kṛtsna );
  8. белый ( пали odāta kasiṇa , санскр. avadāta kṛtsna );
  9. пространство ( пали ākāsa kasiṇa , санскр. ākāśa kṛtsna );
  10. в палийских суттах и некоторых других текстах — сознание ( пали viññāṇa kasiṇa , санскр. vijñāna kṛtsna ) ; согласно более поздним источникам, таким как «Висуддхимагга» Буддхагхоши — яркий свет (сияющий ум) ( пали āloka kasiṇa ).

Касины обычно описываются как цветной диск с определёнными свойствами, размерами и составом, часто указываемыми в соответствии с типом касины . Земляная касина , например, представляет собой экран красно-коричневого цвета из натянутого холста или другого материала-подложки, который обмазан землёй или глиной (или другим материалом, имеющим аналогичный цвет и текстуру) .

Патиккуламанасикара

Asubha Contemplation Illustration
Иллюстрация первых двух созерцаний ашубхи : раздутый труп и обесцвеченный, синеватый труп. Из рукописи начала ХХ века, найденной в районе Чайя, провинция Сураттхани , Таиланд

Следующие десять объектов — нечистые ( асубха ), отвратительные объекты для медитации ( патиккула ), в частности, «кладбищенские созерцания» ( кайанупассана навасиватхикапабба ) десяти стадий разложения человеческого трупа, направленные на развитие осознанности к телу ( каягатасати ) :

  1. раздутый труп;
  2. синюшный труп;
  3. гниющий труп;
  4. распадающийся труп;
  5. изъеденный труп;
  6. расчленённый труп;
  7. разрубленный и разбросанный труп;
  8. кровоточащий труп;
  9. труп, кишащий червями;
  10. скелет.

Анусcати

Ануссати – это памятование, размышление, медитация.

  1. Первые три памятования относятся к достоинствам Трёх Драгоценностей :
    1. Будды;
    2. Дхармы;
    3. Сангхи .
  2. Следующие три — это памятования о добродетелях:
    1. морали ( шила );
    2. щедрости ( чага );
    3. полезных свойствах дэвов.
  3. Дополнительные четыре памятования о:
    1. теле ( кая )
    2. смерти;
    3. дыхании ( прана или анапана );
    4. мире.

Брахма-вихара

Четыре «обители Брахмы» или четыре возвышенных состояния ума, которые являются добродетелями царства Брахмы (пали: Брахмалока ):

  1. необусловленная доброта и доброжелательность ( метта );
  2. сострадание ( каруна );
  3. сорадование ( мудита );
  4. уравновешенность, невозмутимость ( упеккха ).

Аятана

Четыре бесформенных состояния (четыре арупа-аятана ):

  1. бесконечное пространство ( пали ākāsānañcāyatana , санскр. ākāśānantyāyatana );
  2. бесконечное сознание ( пали viññāṇañcāyatana , санскр. vijñānānantyāyatana );
  3. бесконечное ничто ( пали ākiñcaññāyatana , санскр. ākiṃcanyāyatana );
  4. ни восприятие, ни невосприятие ( пали nevasaññānāsaññāyatana , санскр. naivasaṃjñānāsaṃjñāyatana ).

4 великих элемента

Четыре великих элемента ( чатудхатуваваттхана ):

  • земля ( патави );
  • вода ( апо );
  • огонь ( тежо );
  • воздух ( вайо ).

Прочие

Последний объект относится к восприятию отвращения к еде ( aharepatikulasanna ).

Объекты медитации и погружение в джханы

Вслед за Буддхагхошей, Гунарантана считает, что благодаря простоте предмета всех четырёх джхан можно достичь посредством практики анапанасати (осознанности дыхания) и медитации на десяти касинах. А медитация на следующих объектах из-за их сложности ведёт только к «концентрации доступа» ( упачара самадхи ): памятование о Будде, Дхарме, сангхе, морали, щедрости, благотворных свойствах дэвов, смерти и мире; восприятие отвращения к еде и анализ четырёх элементов .

Погружение в первую джхану может быть достигнуто памятованием о десяти видах нечистоты и осознанностью к телу. Однако эти практики не позволяют выйти за пределы первой джханы из-за того, в них участвует приложенная мысль/прикладное мышление ( витака ), которая отсутствует в высших джханах .

Размышления о первых трёх брахмавихарах позволяют достичь погружения в первые три джханы. Однако эти медитации не ведут к достижению четвёртой джханы из-за связанных с ними приятных ощущений. И наоборот, когда происходит погружение в четвёртую джхану, возникает четвёртая брахмавихара (невозмутимость) .

Объекты медитации и разные темпераменты

Оценка того, что лучше всего подходит для темперамента того или иного практикующего и текущего состояния его или её ума, позволяет подобрать наиболее подходящую камматхану .

Все вышеупомянутые объекты медитации могут устранить пять препятствий , способствуя плодотворному устремлению к мудрости . Кроме того, каждый способен продуктивно применять те или иные объекты медитации в качестве противоядий , например, медитировать на нечистоте, чтобы противодействовать похоти, или на дыхании, чтобы отбросить дискурсивное мышление.

Палийские комментарии также содержат рекомендации по выбору предметов для медитации в зависимости от общего темперамента:

  • Жадный: десять медитаций на нечистоту или созерцание тела.
  • Ненавидящий: четыре брахмавихары или четырехцветные касины.
  • Заблуждающийся: осознанность дыхания.
  • Исполненный веры: первые шесть памятований.
  • Разумный: воспоминание о или ниббане; восприятие отвращения к еде или анализ четырёх элементов.
  • Созерцательный: внимательность к дыханию.

Шесть бесцветных касин и четыре бесформенных состояния подходят в качестве объекта для медитации всем темпераментам .

Сверхъестественные способности

По мнению ученых, среди огромного массива буддийской литературы Висуддхимагга представляет собой один из чрезвычайно редких текстов, где приводятся детальные описания того, как духовные учителя проявляют сверхъестественные способности . Такие действия, как полёт по воздуху, преодоление твердых препятствий, ныряние в землю, ходьба по воде и т. д., выполняются путем превращения одного элемента в другой, например, земли в воздух. Считается, что это становится возможным благодаря медитации на касинах .

Примечания

  1. . www.theravada.ru . Дата обращения: 1 сентября 2022. 17 июня 2021 года.
  2. . www.theravada.ru . Дата обращения: 5 июня 2021. 14 января 2020 года.
  3. Buddhaghosa. (англ.) / Bhadantacariya & Bhikkhu Nanamoli. — Seattle: BPS Pariyatti Editions, 1999. — P. 90—91 (II, 27—28, "Development in Brief"), 110ff. — ISBN 1-928706-00-2 .
  4. Davidji. . — 1st revised edition. — Carlsbad, California, 2017. — ISBN 978-1-4019-5411-6 .
  5. Wannaphong Wannawangsō. (англ.) . — 1st ed. — Rajchaburi, Thailand: National Coordination Center of Provincial Meditation Institutes of Thailand, Wat Luang Phor Sodh Dhammakayaram, 2012. — P. 100—119. — 498 p. — ISBN 9789744013781 , 9744013788.
  6. Bhikkhu Thanissaro. (англ.) . www.dhammatalks.net . Дата обращения: 3 сентября 2022. 28 мая 2019 года.
  7. Alex Wayman. (англ.) . — Delhi: Motilal Banarsidass, 1984. — P. 76. — vi, 470 pages p. — ISBN 0-89581-041-7 , 978-0-89581-041-0.
  8. Buswell, Robert E. Jr.; Lopez, Donald S. Jr. Uppalavanna // (англ.) . — Princeton, NJ, 2013. — 1113 p. — ISBN 978-1-4008-4805-8 . — ISBN 1-4008-4805-9 . 12 июня 2018 года.
  9. Therī, Tathālokā. (англ.) . bhikkhuni.et . Дата обращения: 26 сентября 2019. 17 октября 2015 года.
  10. (англ.) . www.ancient-buddhist-texts.net . Дата обращения: 27 августа 2019. 28 июля 2017 года.
  11. (англ.) . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
  12. from от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  13. Henepola Gunaratana. (англ.) . www.accesstoinsight.org (1995). Дата обращения: 9 сентября 2022. 26 марта 2022 года.
  14. Knut A. Jacobsen. (англ.) . — Leiden: BRILL, 2011. — P. 83—93. — 532 p. — ISBN 978-90-04-21431-6 .

Комментарии

  1. В сингальской Типитаке и палийско-английском словаре Рис Дэвидс и Стеде (1921), этот термин приведён с с двумя k (патикуламанасиккара), в то время как в бирманской типитаке версия написания с одним k.
Источник —

Same as Камматтхана