Суни, Рональд Григор
- 1 year ago
- 0
- 0
Сампаджання ( пали sampajañña , санскр. saṃprajanya ) — термин, имеющий центральное значение для медитативной практики во всех буддийских традициях. Он относится к ментальному процессу, посредством которого человек постоянно контролирует свое тело и ум. В практике шаматхи основная функция сампаджання — отмечать возникновение вялости и возбуждения . В текстах часто встречается в паре «внимательность/осознанность и самоанализ» или «внимательность и ясное понимание/видение» ( пали sati/sampajañña , санскр. smṛti/saṃprajanya ).
В английской литературе этот термин переводится как «непрерывность», «ясное понимание» , «ясное знание» , «постоянное глубокое понимание непостоянства» , «полная бдительность» или «полное понимание/осознание» , «внимание, рассмотрение, различение, понимание, осмотрительность» и самоанализ .
Этот термин тесно связан с термином сати , который переводится как «внимательность» и часто встречается в паре с ним. В описаниях практики развития медитативной поглощённости ( дхьяна ) сати означает фактор внимательности, который привязывает ум к объекту, а сампаджання — фактор, который наблюдает не отклонился ли ум от наблюдаемого объекта .
Ясное понимание чаще всего упоминается Буддой в тандеме с практикой внимательности в Сатипаттхана-сутте МН 10 :
Вот, монахи, монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Он пребывает в созерцании ума как ума, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Он пребывает в созерцании умственных феноменов как умственных феноменов, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру.
Ясное понимание развивается из внимательности к дыханию ( анапанасати ) и впоследствии присутствует в тандеме с внимательностью ко всем четырём сатипаттханам .
Никаи не уточняют, что Будда имел в виду под сампаджаньей , однако в палийских комментариях говорится о четырёх аспектах ясного понимания, которые подразумевают применение осознанности на практике .
Таким образом, сампаджання расширяет порождаемую осознанностью ясность мысли путем привлечения дополнительных факторов правильного знания ( пали jñāna ) или мудрости ( пали prajñā ) .
В переписке с Б. Аланом Уоллесом Бхикку Бодхи описал взгляды Ньянапоники Тхеры на правильную внимательность и сампаджання следующим образом :
Я должен добавить, что сам Дост. Ньянапоника считал, что термин «голое внимание» не передаёт всё значение сатипаттханы, но представляет лишь одну, начальную фазу в медитативном развитии правильной внимательности. По его мнению в надлежащей практике правильной осознанности сати должно быть интегрировано с сампаджаньей, ясным пониманием, и только когда эти два аспекта работают вместе, правильная осознанность может выполнить свое предназначение.