International Society for Philosophical Enquiry
- 1 year ago
- 0
- 0
Свабхава-вада ( санскр. स्वभाववाद , IAST : svabhāvavāda , «доктрина собственной природы») — учение о естественном законе в индийской мысли, исключающее трансцендентную духовную основу мироздания и отрицающее значимость его причинностного обоснования . Центральным понятием в свабхава-ваде является свабхава . В брахманистской литературе оно впервые упоминается в Шветашватаре-упанишаде (I.2), однако в Дигханикае (I.53–54) содержится описание более ранних взглядов адживика Маккхали Госалы, который указывал на свабхаву в качестве третьего принципа, определяющего бытие всех живых существ (наряду с необходимостью и «окружающей средой»).
Материалистические системы древней Индии использовали свабхава-ваду в качестве противовеса ишвара-ваде ( теизму ). Современные исследователи считают свабхава-ваду ранней версией натурализма . О влиятельности свабхава-вады свидетельствуют дидактические тексты Махабхараты , а также то внимание, которое ей уделяли буддисты .
Свабхава-вады придерживалась ранняя санкхья . Первоначально понятие « свабхава » в санкхье было близко понятию « пракрити » (которое означает в первую очередь природу), однако позднее комментаторы Санкхья-карики подвергли свабхава-ваду критике. Свабхава-вада подробно разрабатывалась в текстах классических школ буддизма – тхеравады и сарвастивады .
В махаяне свабхава-вада подверглась преобразованию. Шуньявада отождествила понятия «свабхава» и « шуньята » (пустота), тем самым придя к диалектическому отрицанию реалистической трактовки свабхавы. Нагарджуна в Муламадхьямика-карике предложил следующий силлогизм:
Виджнянавада восстановила положительное содержание понятия «свабхава» на качественно ином уровне по сравнению с тхеравадой и сарвастивадой. Она предложила иерархию уровней реальности.
Представители школы ньяя , вступив в полемику с буддистами, реабилитировали понятие «свабхава» и широко применяли этот термин при обосновании умозаключения.