Interested Article - Экаггата

Экаггата ( пали ekaggata , санскр. ekāgratā , «однонаправленность») — это палийский буддийский термин, означающий спокойствие ума или однонаправленность .

Этот умственный фактор является основным компонентом всех дхьян и сущностью концентрации или самадхи . Однонаправленность временно подавляет чувственное желание, что является необходимым условием для любой буддийской медитации . Экаггата выполняет функцию пристального созерцания объекта, выдающуюся характеристику дхьяны , но он не может выполнять её в одиночку. Для этого требуется совместное действие четырёх других дхьяновых факторов, имеющих собственные функции: , , пити и сукха .

В буддийских учениях как экаггата определяется как:

Этимология

Экаггата ( пали ekaggata , санскр. ekāgratā ) означает «однонаправленность» или состояние (-tā) наличия одной (eka) точки (agga или agra).

Определение

Тхеравадинский монах Бхиккху Бодхи даёт такое определение экагатты :

Это объединение ума на объекте. Хотя этот фактор занимает видное место в достижении дхьян, где он действует как фактор дхьяны, Абхидхамма учит, что зародыш способности к умственному объединению присутствует во всех типах сознания, даже в самом рудиментарном. Здесь он действует как фактор, фиксирующий ум на его объекте. Однонаправленность характеризуется отсутствием блуждания или отвлечения внимания. Его функция — собираеть воедино или группировать ассоциированные состояния.

Бхиккху Бодхи также отмечает, что более глубокое сосредоточение (по сравнению поверхностным) вызывает умиротворение. Считается, что основанием этого является счастье ( сукха ) .

Нина ван Горком поясняет :

Экаггата, часть умственных факторов, позволяет улучшить фокус и сосредоточиться на одном объекте. Это сосредоточение происходит путем разделения органов чувств на 6 групп: слуховые, зрительные, обонятельные, кинестетические, вкусовые и мысленные аспекты восприятия.

Аттхасалини (1, часть IV, глава 1. 118, 119) раскрывает экаггату в контексте самма-самадхи :

Эта концентрация, известная как однонаправленность ума, характеризуется отсутствием рассеяния (сама по себе) или невнимания (связанных состояний), соединение сосуществующих состояний в качестве функции, подобно тому, как вода замешивает мыльный порошок, превращая его в пасту, и душевный покой или знание как проявление. Ибо сказано: «Сосредоточенный знает, видит по истине». Его отличает легкость (сукха) (обычно) как непосредственная причина. Как устойчивость светильника при отсутствии ветра, так следует понимать стойкость ума.

Монах и учёный Аджан Сучитто далее объясняет :

Это фактор поглощённости, который возникает в зависимости от привнесения в сознание, невовлеченности и способности оценивать. Он возникает в медитации, когда качество легкости успокоило восторг и умственную энергию; энергия сосредоточения и телесная энергия находятся в гармонии. В результате слияние ума и тела переживается как прочность осознанного состояния, которое, таким образом, перестают беспокоить чувственные впечатления.

Лама Анагарика Говинда , сравнивая манасикару и экаггату, отмечал, что среди первичных факторов первое можно считать направляющим принципом, а второе — ограничивающим, тогда как является мотивирующей, движущей силой, руководящим, активным принципом, стоящим за их проявлением. Экаггата отличает один объект от другого и предотвращает его слияние с другими объектами. Кроме того, экаггату и манасикару можно представить в виде положительной и отрицательной стороны одной и той же функции: первое исключает всё не относящееся к объекту; второе самонаправляется к предварительно изолированному объекту .

Примечания

  1. A. P. Buddhadatta Mahathera. (англ.) . — 1958. — P. 79. 25 февраля 2021 года.
  2. Henepola Gunaratana. (англ.) . — Delhi: Motilal Banarsidass, 1996. — P. 87. — xiv, 263 p. — ISBN 81-208-0871-1 .
  3. Roderick S. Bucknell. (англ.) // Journal of the International Association of Buddhist Studies. — 1993. — Vol. 16 , no. 2 . 15 июля 2021 года.
  4. Anuruddha. (англ.) / Bhikkhu Bodhi. — 1st BPS Pariyatti ed. — Seattle: BPS Pariyatti Edition, 2000. — P. 2217—2221. — xxvi, 400 p. — ISBN 978-1-938754-20-3 .
  5. Nina von Gorkon. // (англ.) . — ZOLAG, 2014. — ISBN 1-897633-30-0 .
  6. Ajahn Sucitto. Meditation A way of Awakening (англ.) . — Amaravati Publications, 2011. — P. 267.
  7. Лама Анагарика Говинда. [ 5 Часть. Факторы сознания (четасика) 1. Первичные или постоянно нейтральные факторы] // [ Психологическая установка философии раннего буддизма (согласно тралиции Абхидхаммы)] / Перевод А.И.Бреславца. — СПб. : Андреев и сыновья, 1993. 29 января 2020 года.
Источник —

Same as Экаггата