Четыре благородные истины
- 1 year ago
- 0
- 0
Четыре правильных усилия (также известные как четыре великих усилия или четыре правильных устремления ) ( пали sammappadhāna , IAST : samyak-pradhāna или IAST : samyakprahāṇa ) являются неотъемлемой частью буддийского пути к просветлению . Они базируются на проницательном осознании процесса возникновения и невозникновения различных психических/умственных качеств и нашей способности сознательно влиять на них. Четыре правильных усилия служат мотивом отказаться от неблаготворных и взращивать благотворные качества ума.
Четыре правильных усилия связаны с одним из фактором Благородного восьмеричного пути ( правильные усилия , самма-ваяма ) и одной из пяти духовных способностей/качеств (энергичность/усердие, вирья ) и являются одним из семи наборов бодхипаккхиядхаммы , состояний, связанных с бодхи .
Четыре правильных усилия | ||||
---|---|---|---|---|
не возникший | возникший | |||
неблаготворные
состояния ума |
не допустить | отбросить | ||
благотворные
состояния ума |
побудить к возникновению | поддерживать | ||
Упоминания о Четырёх правильных усилиях можно найти в Виная-питаке , Сутта-питаке , Абхидхамма-питаке и палийских комментариях . Кроме того, в литературе встречается схожее понятие «четыре усилия». Две эти концепции представлены ниже.
Четыре правильных действия ( пали cattārimāni sammappadhānāni ) определяются следующей традиционной формулой :
И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи, монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к отказу от/отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний...
Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний...
Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием.
Считается, что Будда дал эту формулировку в ответ на следующие вопросы:
Эта формулировка также является частью обширного объяснения, которое один из главных учеников Будды Шарипутра дал, отвечая на вопрос: «Что это за Дхамма, хорошо провозглашенная Владыкой [Буддой]?» (Сангити сутта ДН 33) . Кроме того, в разделе Ангуттара-никаи «О щелчке пальцами» (АН 1.XVIII) Будда заявил, что если монах, предприняв одно из четырёх правильных усилий, пребывает в дхьяне лишь на мгновение, достаточное, чтобы щёлкнуть пальцами, то он поступает в соответствии с учением Учителя и не напрасно питается подаянием с округи» .
Похожая двухчастная формулировка была дана Буддой в Патхама вибханга сутте СН 48.9, опять же в контексте Пяти духовных качеств:
И что такое качество усердия? Вот монахи, ученик Благородных поддерживает усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих состояний. Это называется качеством усердия.
Что такое «неумелые» или «неблаготворные/неблагие» ( акусала ) и «умелые» или «благотворные/благие» ( кусала ) качества рассматривается в Абхидхамма-питаке и постканонических палийских комментариях на пали . В целом, неумелые состояния — это три омрачения/загрязнения сознания : жадность ( лобха ), ненависть ( доса ) и заблуждение ( моха ). В трактате Буддхагхоши « Висуддхимага » к ним также отнесены 10 оков , клеши , пять препятствий и цепляние . В Саммадиттхи и сутте МН 9 Шарипутра перечисляет следующие виды неблагого: убийство живых существ, взятие того, что не дано, неблагое поведение в чувственных удовольствиях, ложь, злонамеренная речь, грубая речь, пустословие, алчность, недоброжелательность и неправильные воззрения . Неблагому противопоставлены умелые/благие качества: отсутствие жадности ( алобха ), отсутствие ненависти ( адоса ) и отсутствие заблуждения ( амоха ) .
Во Палийском каноне проводится различие между четырьмя «усилиями» ( пали padhāna ) и четырьмя «правильными усилиями» ( пали sammappadhāna ). Хотя эти понятия похожи, в канонических суттах они постоянно определяются по-разному, даже в рамках одного текста . Например, в Сангити сутте ДН 33 при перечислении четырёх вещей, великолепно провозглашённых Буддой, Шарипутра подробно разъясняет Четыре правильных усилия как второй набор, а Четыре усилия, как десятый набор из четвёртой . Также эта тема разъяснена в Падхана сутте АН 4.13 и Санвара сутте АН 4.14 .
Согласно палийскому канону четыре усилия ( пали cattārimāni padhānāni ) это :